Моряк вразвалочку сошёл на берегВ нашем городе есть люди разных профессий, порой удивительных и даже экзотических. За 16 лет работы по специальности он прошёл вдоль и поперёк три океана, повидал множество стран, не понаслышке знает, что такое шторм, своими глазами видел цунами и пережил с командой нападение современных пиратов. Вернувшись после очередной полугодовой командировки, гостем нашей рубрики «Есть такая профессия» стал моряк-судоводитель Григорий Захаров.
Алёна АРХИПОВА
Григорий родился и вырос в Заречном. В 2000 году, окончив девять классов в школе №2, он поступил в Уральский технологический колледж (нынешний НИЯУ МИФИ). Параллельно получил в вечерней школе аттестат о полном среднем образовании. А вот на электрика чуть-чуть не доучился.
- Просто в один прекрасный момент понял, что это не моё, - улыбается Григорий. - И в 2003 году решил поступать в Государственный морской университет имени адмирала Фёдора Ушакова, тогда Новороссийскую государственную морскую академию в городе Новороссийске. Помню, мама сказала: «Езжай, поступишь - хорошо, нет - на море отдохнёшь.» Я поступил. В 2009 году успешно его закончил, получил специальность «судоводитель».
Почему житель города атомщиков выбрал морскую профессию?
- Мой дядя по отцовской линии - капитан дальнего плавания. Когда папы не стало, он взял надо мной шефство, решил помочь выйти в люди. Естественно, увлёк меня романтическими рассказами о морской жизни. Позже, когда я оказался в той среде, понял, что попал в свою стихию, и о своём выборе не пожалел ни разу.
В море хожу с 2005 года. Сначала была практика на краболовном судне, ловил камчатского краба в Охотском море. Вот где адская работа, рискованная, так как часто приходилось трудиться в шторма - раза три чуть не смыло за борт. С 2008 года я стал работать на торговых танкерах. Самый большой, на котором ходил, был 300 метров длиной, самый маленький 175 метров длиной и шириной 53 метра (это длина обычного «краболова»). Мы перевозим нефть практически по всему миру, кроме Антарктики и северных морей, - работаем морскими таксистами. Так, по долгу службы я ходил в Тихом, Атлантическом, Индийском океанах, в Средиземном море, побывал практически во всех странах Европы, Азии, Америки. Не был только в Австралии.
Что входит в Ваши должностные обязанности?
- Всё по специальности - веду танкер во время своей вахты (каждые 8 часов), на морском языке - осуществляю навигацию. Можно сравнить с большим грузовиком на дороге. Только я еду по морю и со скоростью всего 24 километра в час. Но если танкер будет тормозить, то остановится не сразу, как машина, а только через 4 километра - таков его тормозной путь. Ночью приходится вести судно в темноте по специальному радару. Задача эта непростая, так как на большой воде тоже бывают пробки, особенно в морях Азии, где много рыболовецких судёнышек - «беспредельщиков». Они то и дело норовят подрезать. В таких случаях, дабы избежать столкновения, мне необходимо соблюдать дистанцию безопасного расхождения от 4 километров до уже критичных 185 метров.
Что в Вашей работе самое сложное, а что самое приятное?
- Когда я заступаю на вахту, именно на мне лежит ответственность за груз, за команду - за всё судно, как за его техническое состояние, так и за людей, их действия, их безопасность. Я принимаю все решения до тех пор, пока капитан не поднялся на мостик и не произнёс «Беру командование на себя».
Ещё один непростой момент - разлука с близкими людьми. Нахожусь в рейсе по 3, 6 месяцев, часто пропускаю важные семейные события. К сожалению, не присутствовал при рождении обеих дочерей. Старшую увидел только в полгодика, младшую - в три месяца. Супруга, конечно, уже привыкла: сразу знала, за кого выходит замуж. Сначала ждала меня с учёбы, теперь с работы - мы с ней уже 21 год вместе. Впрочем, я тут подсчитал, и выяснил, что за год вижу свою семью чаще, чем те, кто работает здесь, на суше.
Есть и приятный бонус в моей профессии: я побывал там, где другие за всю жизнь не побывают. Видел Эйфелеву башню в Париже, Музей мадам Тюссо в Амстердаме, статую Христа Искупителя на горе Корковаду у Бразилии, наблюдал экзотику Индонезии, побывал на голливудской «Аллее славы» в Лос-Анджелесе. В общем, есть что вспомнить и рассказать детям.
Назовите главные профессиональные навыки.
- Во-первых, хорошее зрение. Нужно уметь всё видеть в радиусе 360 градусов и на много километров вперёд, особенно ночью. Во-вторых, нужно быстро соображать: обдумать сложившуюся ситуацию и принять грамотное взвешенное решение. Например, какой манёвр совершить, чтобы не допустить аварийной ситуации, или как отреагировать на дистресс. Дистресс - это сообщение от терпящих бедствие, и нужно решить, реагировать на него или нет. Однажды мы откликнулись на такое сообщение, изменили курс, однако призыв о помощи оказался ложным. А в другой раз действительно помогли. Молодой человек на своей яхте оказался в океане без связи - мы позвонили его жене, попросили, чтобы она пополнила счёт. Мужчина нас потом поблагодарил через международную прессу.
Океан - стихия непредсказуемая и опасная. Наверняка испытать пришлось немало…
- Скорее, это погода в океане непредсказуемая. Хотя мы получаем самые точные в мире сводки, и я бываю лучше осведомлён, что в данный момент происходит в Заречном. А в море, конечно, бывало всякое. Попадали в сильные шторма, настолько сильные, что ребята на корабле бросались звонить семье «в последний раз». В 2010 году получили сообщение, что в районе нашего следования пройдёт цунами. Пришлось останавливаться, пропускать волну. Для нас всё обошлось благополучно, ведь в море волна цунами не такая большая, как у берега. Позже мы узнали, что она снесла Филиппины…
Однажды наш корабль пытались захватить пираты. Мы отправили сообщение о бедствии, но откликнулись тогда далеко не все суда и не сразу. Впрочем, у нас была охрана, большие пулемёты - сами отбились. Как правило, если танкер идёт через пиратские районы, компания нанимает профессиональную охрану, и нам бояться нечего.
Что для Вас самое главное в жизни?
- Семья, родные, близкие, которые всегда поймут и поддержат. Это острее начинаешь понимать и ценить в разлуке. Хорошо, что современная связь позволяет нам видеться даже на расстоянии - это общение заряжает позитивом, придаёт уверенности и сил.
Блиц-опрос:
Что лучше: огромный танкер или маленький «краболов»?
-Танкер - чем больше судно, тем меньше штормит.
Мучила ли когда-нибудь морская болезнь?
- Нет.
Команды на кораблях многонациональны. С кем проще работать?
- С иностранцами: они исполнительны, дисциплинированы, хотя в профессиональных навыках сильно уступают русским.
На каком языке общаетесь на работе?
- В основном на английском, спасибо за знания родной школе №2.
Сколько длилась самая долгая командировка?
- 10 месяцев - всё из-за коронавируса. Сначала я долго не мог попасть на работу, потом долго не мог списаться (сойти) на берег. Из-за пандемии и жёстких ограничений многие страны закрыли коридоры и не разрешали даже заходить на их территорию.
Бывало всякое: попадали в сильные шторма, настолько сильные, что ребята на корабле бросались звонить семье «в последний раз».
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.