Последний выпуск
№ 22 от 29 мая 2025 г.
Газета вышла 2 дня назад

Архив №15 от 10 апреля 2025 г. Хочется верить в искренность но цены настораживают

Хочется верить в искренность но цены настораживают

Хочется верить в искренность но цены настораживают

Хочется верить в искренность но цены настораживают  

Михаил Леднев о подделках на маркетплейсах, незаконном списании денег и бабушках с овощами.

Юлия ВИШНЯКОВА

Весь март в Заречном проходили информационные мероприятия, приуроченные к Всемирному дню защиты прав потребителей. Чтобы подытожить эту работу, мы поговорили с начальником отдела по защите прав потребителей Михаилом Ледневым о самых актуальных потребительских вопросах.

В минувшем году в Заречном был очередной бум открытия новых сетевых магазинов. Но когда на место Почты или автовокзала приходит сеть в интернете начинаются споры: «Куда нам так много магазинов?»… И, например, в 2023 году показатель обеспеченности площадями стационарных торговых объектов превысил норматив обеспеченности населения площадью торговых объектов в 2,76 раза и составил 1 326 кв. метров на 1 тысячу жителей. Тем не менее, все понимают, что, если сети открывают свои магазины, значит, это выгодно и есть спрос. Принесли ли сетевые магазины, как это заявлялось, качественные товары, высокий уровень обслуживания и выгодные цены? Есть ли жалобы на сетевые магазины в ваш отдел?

- Сетевые магазины никогда не ставили перед собой задачи осчастливить покупателей. Их цель - зарабатывание денег. Это мы, покупатели, ожидали, что с приходом крупных сетей на прилавках будут только качественные товары по выгодным ценам, что конкуренция заставит продавцов ценить каждого покупателя. Эти ожидания оправдались только частично: откровенного фальсификата на прилавках сетевых магазинов нет, товары с истекшим сроком хранения встречаются редко. Уровень обслуживания, вежливость это уж как повезет. В любом магазине можно нарваться на грубость или, наоборот, встретить приветливого продавца, который быстро и качественно выполняет свою работу. Цены на товары выгодными не стали, но многие сетевые магазины часто проводят различные акции и распродажи, на которых скидка на товар порой доходит до 50%. Неплохая экономия семейного бюджета.

В прошлом и этом году много разговоров было о магазинах сети «Светофор», и вы отмечали, что в Заречном покупатели чаще всего жалуются именно на него. Расскажите чуть подробней: на что жалуются. И как обстоят дела с «Фикспрайсами» и «Галамартами», которые тоже привлекают покупателей товарами по невысоким ценам?

- «Фикспрайс», «Галамарт» и другие подобные торговые сети продают качественную заводскую продукцию средней ценовой категории, и стоимость некоторых товаров весьма адекватна. На «Светофор» жалоб теперь нет. Наверное, люди с претензиями просто перестали его посещать, а любителей «Светофора» всё устраивает. Кстати, сторонников этой торговой сети оказалось очень много. В соцсетях мне попадались десятки возмущенных комментариев покупателей по поводу приостановки работы некоторых магазинов сети «Светофор» в Москве, Екатеринбурге, Саратове. О вкусах не спорят, каждый вправе покупать товары там, где он хочет. Но законы и правила должны соблюдать все, никакие исключения недопустимы.

Пресс-служба сети «Светофор» неоднократно делала заявления о том, что вся продукция, реализуемая в сети, от надежных поставщиков и изготовлена в соответствии с ГОСТами. Хотелось бы верить в искренность таких заявлений, но когда видишь на прилавке любимого многими магазина масло сливочное (ГОСТ) по цене 78 рублей за пачку весом в полкило, или сыр «Российский» (ГОСТ) по цене 220 рублей за килограмм, то появляются серьезные сомнения в натуральности и качестве реализуемых продуктов.

Впереди садово-ого-родный сезон, уже появляются ярмарки, на которых продается рассада, саженцы, семена и тому подобное. Насколько безопасно делать покупки там? Были ли обращения по некачественной садовой продукции?

- Перед покупкой нужно обязательно спрашивать у продавца документы на реализуемые посадочные материалы, в том числе фитосанитарный сертификат. Но это не дает 100% гарантии качества: в некоторых случаях из посадочного материала вырастает совсем не то, что обещали продавцы.

К слову, а бабушек, торгующих рассадой, а потом и выращенной в огороде продукцией, проверяете?

-Бабушек с рассадой никто не проверяет, выращенные ими на огороде овощи тоже. Плодоовощная продукция подлежит обязательному лабораторному контролю в том случае, если продукция реализуется в коммерческих объемах на рынке, который обязан иметь лабораторию и вести предпродажный контроль. В Заречном нет рынка, а товары у наших бабушек продаются в мизерных количествах: три пучка укропа, десять морковок и два кабачка…

В прошлом году мы подробно обсудили особенности покупок через интернет, в частности, на маркетплейсах, и вы приводили примеры совсем странных случаев, когда в пунктах выдачи интернет заказов покупателю отказывали в выдаче товаров. Чем удивил в этом отношении прошедший год?

- Участились случаи продаж на торговых площадках вместо брендовых товаров неоригинальной продукции, а иногда и просто грубых подделок. И даже через суд не всегда удается обманутым потребителям вернуть свои деньги. Впрочем, ничего удивительного. Всё это мы уже когда-то проходили…

А какое развитие получила история, когда одна известная торговая площадка как-то ухитрилась списать деньги с карты зареченца, который никогда не был их клиентом?

- По решению суда с торговой площадки в пользу потребителя приставы взыскали незаконно списанные со счета денежные средства, компенсацию морального вреда, неустойку и судебный штраф.

У меня тоже был случай незаконного списания денежных средств на той же самой торговой площадке. Я посчитал, что виновата не столько торговая площадка, сколько банк, который позволил снять деньги с моего счета. Я направил претензию в банк, получил отписку и, записавшись на личный прием к заместителю генерального прокурора РФ, рассказал о ситуации и попросил разобраться в деле. Прокурорская проверка по моему обращению коснулась банка, который провел не одобренную мной финансовую операцию, торговой площадки, ГУ Центробанка, ГУ Роспотребнадзора. Центробанк посчитал, что деньги списаны правомерно, Роспотребнадзор настаивал на незаконности действий банка и предлагал инициировать судебный иск к банку. Из всех указанных организаций я регулярно получал письма с информацией о ходе проверки. Только маркетплейс ничего мне не написал. Он просто вернул списанные денежные средства на мой счет.

Но это еще не конец истории, и выводы делать рано. Когда по делу будет готово итоговое заключение и станет понятно, где именно в банковской системе есть слабое место, благодаря которому возможно несанкционированное списание денежных средств, тогда появится реальная возможность не допустить подобные ситуации в будущем. Когда-нибудь я обязательно расскажу «Зареченской Ярмарке» о финале этой истории.

В сети зареченцы частенько выкладывают фотографии, когда в заказанном фастфуде обнаруживается то червяк, то волос. Такие обращения до вас доходят или люди просто выговариваются в интернете и успокаиваются?

- Фотографии с червяками в еде зачастую оказываются фейками, установить их достоверность - место и время съемки, чей волос в салате (повара или покупателя) и другие обстоятельства - чаще всего невозможно. Жалоб на общепит к нам не поступает давно. Однако это не является показателем благополучия.

Некоторые предприятия питания принимают на работу поваров «…без санитарных книжек, без опыта работы, без специального образования…Всему научим, всё расскажем, всё оформим». Хозяева предприятий питания так прямо и пишут в своих объявлениях, расклеенных на столбах, подъездах домов, автобусных остановках. Когда к работе со скоропортящимися продуктами допускают «повара», который не знаком с санитарными правилами и нормами, с основами микробиологии, у потребителей появляется реальная возможность не только увидеть в еде червячка или чей-то волос, но и получить пищевое отравление. Порядок в этой сфере может навести только восстановление строгого государственного контроля с регулярными проверками предприятий общепита.

В прошлом году появились разговоры об отмене моратория на проверки бизнеса, который сильно ограничивал полномочия проверяющих организаций. В частности, об этом говорил Президент в послании Федеральному собранию. К чему в итоге пришли к 2025 году и станет ли у вас больше возможностей?

-Мораторий, или как его еще называли «надзорные каникулы», касался только взаимоотношений государственных органов контроля и надзора с бизнесом. У нас надзорных полномочий не было никогда, а право органов местного самоуправления на проведение контрольных мероприятий по защите потребителей из текста Федерального закона «О защите прав потребителей» изъяли уже лет двадцать назад. Отмена моратория дает возможность потребителям жаловаться в Роспотребнадзор, Госжилинспекцию, Технадзор и другие ведомства, которые не проводили проверки шесть лет, соблюдая мораторий. Теперь потребители вполне обоснованно могут в своих обращениях настаивать на проведении проверки, которая действует значительно эффективней, чем любые письменные ответы и разъяснения.

В целом, сколько обращений поступило в отдел за год и сколько консультаций было проведено? Стали ли зареченцы чаще обращаться к вам при помощи социальных сетей?

-За прошлый год в администрацию поступило 159 письменных обращений потребителей, было дано 663 консультации, и вот тут как раз кстати пришлись социальные сети: они значительно упростили потребителям процесс получения консультаций. На страничку ВКонтакте мне пишут не только в рабочее время, но и после работы, в выходные и праздники. Я ежедневно по несколько раз просматриваю входящие сообщения и стараюсь отвечать незамедлительно. Многим потребителям привычней пользоваться ВК, поэтому закрывать доступный и удобный для многих дополнительный «канал связи» я пока не вижу смысла. А будущее покажет.



1900210

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Я слов не нахожу
    №12 от 20 марта 2025 г.

    Я слов не нахожу Как помочь близкому человеку, который столкнулся с онкологическим заболеванием? Юлия ВИШНЯКОВА Проекту «Со мною вот что происходит», который рассказывает о тех, кто столкнулся с онкологией, всего месяц, но мы регулярно получаем по нему…

  •  
    Ты сильнее чем тебе кажется
    №09 от 27 февраля 2025 г.

    Ты сильнее чем тебе кажется Продолжаем рассказывать личные истории героинь фотопроекта «Со мною вот что происходит…» Юлия ВИШНЯКОВА Прошёл почти месяц с начала проекта «Со мною вот что происходит…», посвященного женщинам, прошедшим через…