Последний выпуск
№ 16 от 17 апреля 2025 г.
Газета вышла 3 дня назад

Архив №13 от 27 марта 2025 г. Грязное золото - Часть вторая

Грязное золото - Часть вторая

Грязное золото - Часть вторая

Грязное золото - Часть вторая  

«Запретить добычу полезного ископаемого администрация не сможет», - считает председатель Союза золотопромышленников Урала Виктор Еганов. Продолжаем разбираться в нестандартной ситуации, которая сложилась вокруг Гагарского золоторудного месторождения…

Юлия ВИШНЯКОВА

В начале марта депутаты Заречного на рабочем совещании с главой Андреем Захарцевым обсудили ситуацию с добычей золота близ Гагарки. Встреча была информативной, эмоциональной, но вопросов она оставила много. После публикации в газету обратилось несколько человек, в том числе, с интересными данными по этому вопросу. Полученные сведения после проверки и актуализации мы обязательно опубликуем. А пока предлагаем обсудить происходящее с экспертом, председателем Союза золотопромышленников Урала Виктором Егановым.

Напомним, у компании ООО «Геопоиск», работавшей на Гагарском золоторудном месторождении с 90-х годов, в конце 2022 года закончилась лицензия. В феврале предприятие обратилось в местную администрацию за разрешением на получение участка земли для дальнейшего получения лицензии на использование недр. Однако выдавать это разрешение чиновники не намерены. Глава уверен, что сможет заставить «Геопоиск» «прибрать» за собой без всякой лицензии, обратившись в судебные инстанции. Однако представитель «Геопоиска» настаивает на том, что без лицензии предприятие не сможет списать неотработанные балансовые запасы золота, ликвидировать предприятие и провести дальнейшую рекультивацию территории.

При этом мы, жители, держим в голове главный факт: объект недропользования граничит с санитарно-защитной зоной Гагарского месторождения подземных вод, от которого осуществляется водоснабжение города Заречного. Предприятие «Геопоиск» добывало золото методом подземного выщелачивания и закачивало в землю хлорсодержащий раствор высокой концентрации. Скважины предприятия, в которые закачивался раствор, не обслуживаются и выходят из строя, и хлорсодержащий раствор, который был в радиусе скважины, может смещаться куда угодно… Более того, утечки технологических растворов за пределы горного отвода уже фиксировались. Вот почему так важно понимать, что с данным производством будет дальше.

По словам Виктора Еганова,

если на месторождении есть золото и его добыча представляет интерес для государства, оно будет добываться. И сильно повлиять на это муниципалитет не сможет,

потому что «муниципалитет к недрам не имеет отношения, только к земле, как собственник»…

- Для оценки любого месторождения есть несколько параметров: это общие запасы полезного компонента, в данном случае, золота, его среднее содержание в рудах и расположение, - поясняет Виктор Алексеевич. - Это дает представление об экономической эффективности месторождения. На момент, когда «Геопоиск» приступил к отработке месторождения, при той цене на золото, которая была установлена, это месторождение отрабатывать было неэффективно. Поэтому «Уралнедра» разрешили применять там метод подземного выщелачивания. Это малозатратный способ, с низкой себестоимостью, но высокой рентабельностью. И на тот момент у «Геопоиска» была одна из самых низких себестоимостей на добычу одного грамма золота.

Сейчас ситуация другая. Цена золота, как мы знаем, выросла в разы: если в начале отработки цена за унцию составляла 300 долларов, сейчас это 3 тысячи долларов. Для золота эта рекордная стоимость. Да, она плавающая, как выросла, так же может и упасть.

На данный момент месторождение частично отработано. И отработано оно нетрадиционным способом. Чтобы провести рекультивацию объекта, нужна новая лицензия. Чтобы ее получить по закону, так как там остались балансовые запасы, нужно провести аукцион. Кто будет в нем участвовать, сейчас сложно сказать. Победитель аукциона получит лицензию. И после получения новой лицензии в любом случае на месторождении надо будет заново проводить разведочные работы. Это значит, что будет составляться проект геологоразведочных работ, будут буриться скважины, проводиться отбор проб. Влияние на водозаборы при проведении этих работ тоже оценивается. Только после этого можно будет говорить насколько месторождение интересно для государства. Сейчас никто не скажет.

В «Уралнедрах» нам сообщали, что перспективы дальнейшей разработки данного месторождения связаны с применением подземного способа добычи полезного ископаемого. «Переработка первичных руд может осуществляться традиционными технологиями отработки месторождений для Урала». Что за традиционные технологии?

- Речь идет о золотоизвлекающей фабрике, которая строится на месторождении. Такие фабрики в нашей области есть в Березовском и Краснотурьинске. У каждой фабрики свой метод золотодобычи. Но сомневаюсь, что на такой объем золота, который остался на Гагарском месторождении, предположительно это 700-800 кг, будут строить фабрику. Это нерентабельно. Скорее всего, первичную руду будут возить на ближайшую фабрику. Но окончательное решение, будет принимать собственник лицензии.

Из открытых источников известно, что у «Геопоиска» есть две действующие лицензии, одна на разведку и добычу полезных ископаемых, другая на пользование недрами. Эти лицензии не дают им права работать на Гагарском месторождении?

- Нет. Лицензия выдается под конкретный участок. Имеющиеся у предприятия лицензии касаются других участков недр.

Договор аренды участка у Заречного и «Геопоиска» заключен до 31 декабря 2025 года. Администрация не намерена его продлевать. Позиция главы звучит так: «Геопоиск» говорит нам, «раз не даете согласия на лицензию, то мы и работы выполнять не будем». Хочу, чтобы все понимали, что это не связанные между собой события. Админис-трация будет организовывать работу по подаче судебного иска в отношении ООО «Геопоиск» о понуждении их к привидению этого участка в соответствие с требованиями законодательства». «Геопоиск» настаивает на том, что без лицензии они не имеют права выполнять на месторождении никакие работы.

- «Геопоиск» прав. Не исключено, что именно отказа от администрации они и добавились. Муниципалитет к недрам не имеет отношения. Только к земле, как к поверхности. А вот по недрам своя процедура согласования, и запретить добычу полезного ископаемого администрация не сможет.

Сейчас «Уралнедра» обязывают «Геопоиск» провести рекультивацию. Здесь сроков давности нет, и, если работы не будут выполнены, предприятием займутся другие органы. Но «Геопоиск» в качестве оправдания своего бездействия могут предъявить отказ от муниципалитета, и это станет положительным для него моментом.

Но дальнейшая процедура непонятна. Будет отказ от администрации, аукцион не состоится. Что дальше? Суд? В законе «О недрах» чётко прописано, что все работы по ликвидации и рекультивации должны иметь проект, а проект будет согласован лишь при наличии лицензии.

В целом ситуация складывается нестандартная. Государство будет наводить порядок с подобными объектами, которые, с одной стороны, недоразработаны и имеют балансовые запасы, с другой стороны, лицензия на которые закончилась. Если муниципалитет пойдет в суд, то будет любопытно, какое решение по итогу будет принято.



1900173

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Я слов не нахожу
    №12 от 20 марта 2025 г.

    Я слов не нахожу Как помочь близкому человеку, который столкнулся с онкологическим заболеванием? Юлия ВИШНЯКОВА Проекту «Со мною вот что происходит», который рассказывает о тех, кто столкнулся с онкологией, всего месяц, но мы регулярно получаем по нему…

  •  
    Ты сильнее чем тебе кажется
    №09 от 27 февраля 2025 г.

    Ты сильнее чем тебе кажется Продолжаем рассказывать личные истории героинь фотопроекта «Со мною вот что происходит…» Юлия ВИШНЯКОВА Прошёл почти месяц с начала проекта «Со мною вот что происходит…», посвященного женщинам, прошедшим через…