Моряк вразвалочку сошёл на берег

«Зареченская Ярмарка» №22 от 03 июня 2021 г.
Моряк вразвалочку сошёл на берег

В нашем городе есть люди разных профессий, порой удивительных и даже экзотических. За 16 лет работы по специальности он прошёл вдоль и поперёк три океана, повидал множество стран, не понаслышке знает, что такое шторм, своими глазами видел цунами и пережил с командой нападение современных пиратов. Вернувшись после очередной полугодовой командировки, гостем нашей рубрики «Есть такая профессия» стал моряк-судоводитель Григорий Захаров.

Алёна АРХИПОВА

Григорий родился и вырос в Заречном. В 2000 году, окончив девять классов в школе №2, он поступил в Уральский технологический колледж (нынешний НИЯУ МИФИ). Параллельно получил в вечерней школе аттестат о полном среднем образовании. А вот на электрика чуть-чуть не доучился.

- Просто в один прекрасный момент понял, что это не моё, - улыбается Григорий. - И в 2003 году решил поступать в Государственный морской университет имени адмирала Фёдора Ушакова, тогда Новороссийскую государственную морскую академию в городе Новороссийске. Помню, мама сказала: «Езжай, поступишь - хорошо, нет - на море отдохнёшь.» Я поступил. В 2009 году успешно его закончил, получил специальность «судоводитель».

Почему житель города атомщиков выбрал морскую профессию?

- Мой дядя по отцовской линии - капитан дальнего плавания. Когда папы не стало, он взял надо мной шефство, решил помочь выйти в люди. Естественно, увлёк меня романтическими рассказами о морской жизни. Позже, когда я оказался в той среде, понял, что попал в свою стихию, и о своём выборе не пожалел ни разу.

В море хожу с 2005 года. Сначала была практика на краболовном судне, ловил камчатского краба в Охотском море. Вот где адская работа, рискованная, так как часто приходилось трудиться в шторма - раза три чуть не смыло за борт. С 2008 года я стал работать на торговых танкерах. Самый большой, на котором ходил, был 300 метров длиной, самый маленький 175 метров длиной и шириной 53 метра (это длина обычного «краболова»). Мы перевозим нефть практически по всему миру, кроме Антарктики и северных морей, - работаем морскими таксистами. Так, по долгу службы я ходил в Тихом, Атлантическом, Индийском океанах, в Средиземном море, побывал практически во всех странах Европы, Азии, Америки. Не был только в Австралии.

Что входит в Ваши должностные обязанности?

- Всё по специальности - веду танкер во время своей вахты (каждые 8 часов), на морском языке - осуществляю навигацию. Можно сравнить с большим грузовиком на дороге. Только я еду по морю и со скоростью всего 24 километра в час. Но если танкер будет тормозить, то остановится не сразу, как машина, а только через 4 километра - таков его тормозной путь. Ночью приходится вести судно в темноте по специальному радару. Задача эта непростая, так как на большой воде тоже бывают пробки, особенно в морях Азии, где много рыболовецких судёнышек - «беспредельщиков». Они то и дело норовят подрезать. В таких случаях, дабы избежать столкновения, мне необходимо соблюдать дистанцию безопасного расхождения от 4 километров до уже критичных 185 метров.

Что в Вашей работе самое сложное, а что самое приятное?

- Когда я заступаю на вахту, именно на мне лежит ответственность за груз, за команду - за всё судно, как за его техническое состояние, так и за людей, их действия, их безопасность. Я принимаю все решения до тех пор, пока капитан не поднялся на мостик и не произнёс «Беру командование на себя».

Ещё один непростой момент - разлука с близкими людьми. Нахожусь в рейсе по 3, 6 месяцев, часто пропускаю важные семейные события. К сожалению, не присутствовал при рождении обеих дочерей. Старшую увидел только в полгодика, младшую - в три месяца. Супруга, конечно, уже привыкла: сразу знала, за кого выходит замуж. Сначала ждала меня с учёбы, теперь с работы - мы с ней уже 21 год вместе. Впрочем, я тут подсчитал, и выяснил, что за год вижу свою семью чаще, чем те, кто работает здесь, на суше.

Есть и приятный бонус в моей профессии: я побывал там, где другие за всю жизнь не побывают. Видел Эйфелеву башню в Париже, Музей мадам Тюссо в Амстердаме, статую Христа Искупителя на горе Корковаду у Бразилии, наблюдал экзотику Индонезии, побывал на голливудской «Аллее славы» в Лос-Анджелесе. В общем, есть что вспомнить и рассказать детям.

Назовите главные профессиональные навыки.

- Во-первых, хорошее зрение. Нужно уметь всё видеть в радиусе 360 градусов и на много километров вперёд, особенно ночью. Во-вторых, нужно быстро соображать: обдумать сложившуюся ситуацию и принять грамотное взвешенное решение. Например, какой манёвр совершить, чтобы не допустить аварийной ситуации, или как отреагировать на дистресс. Дистресс - это сообщение от терпящих бедствие, и нужно решить, реагировать на него или нет. Однажды мы откликнулись на такое сообщение, изменили курс, однако призыв о помощи оказался ложным. А в другой раз действительно помогли. Молодой человек на своей яхте оказался в океане без связи - мы позвонили его жене, попросили, чтобы она пополнила счёт. Мужчина нас потом поблагодарил через международную прессу.

Океан - стихия непредсказуемая и опасная. Наверняка испытать пришлось немало…

- Скорее, это погода в океане непредсказуемая. Хотя мы получаем самые точные в мире сводки, и я бываю лучше осведомлён, что в данный момент происходит в Заречном. А в море, конечно, бывало всякое. Попадали в сильные шторма, настолько сильные, что ребята на корабле бросались звонить семье «в последний раз». В 2010 году получили сообщение, что в районе нашего следования пройдёт цунами. Пришлось останавливаться, пропускать волну. Для нас всё обошлось благополучно, ведь в море волна цунами не такая большая, как у берега. Позже мы узнали, что она снесла Филиппины…

Однажды наш корабль пытались захватить пираты. Мы отправили сообщение о бедствии, но откликнулись тогда далеко не все суда и не сразу. Впрочем, у нас была охрана, большие пулемёты - сами отбились. Как правило, если танкер идёт через пиратские районы, компания нанимает профессиональную охрану, и нам бояться нечего.

Что для Вас самое главное в жизни?

- Семья, родные, близкие, которые всегда поймут и поддержат. Это острее начинаешь понимать и ценить в разлуке. Хорошо, что современная связь позволяет нам видеться даже на расстоянии - это общение заряжает позитивом, придаёт уверенности и сил.

Блиц-опрос:

Что лучше: огромный танкер или маленький «краболов»?

-Танкер - чем больше судно, тем меньше штормит.

Мучила ли когда-нибудь морская болезнь?

- Нет.

Команды на кораблях многонациональны. С кем проще работать?

- С иностранцами: они исполнительны, дисциплинированы, хотя в профессиональных навыках сильно уступают русским.

На каком языке общаетесь на работе?

- В основном на английском, спасибо за знания родной школе №2.

Сколько длилась самая долгая командировка?

- 10 месяцев - всё из-за коронавируса. Сначала я долго не мог попасть на работу, потом долго не мог списаться (сойти) на берег. Из-за пандемии и жёстких ограничений многие страны закрыли коридоры и не разрешали даже заходить на их территорию.

Бывало всякое: попадали в сильные шторма, настолько сильные, что ребята на корабле бросались звонить семье «в последний раз».