Последний выпуск
№ 25 от 20 июня 2024 г.
Газета вышла 3 дня назад

Архив №26 от 29 июня 2023 г. Татьяна Самойлова - Не место красит отдых а люди

Татьяна Самойлова - Не место красит отдых а люди

Татьяна Самойлова - Не место красит отдых а люди

Татьяна Самойлова - Не место красит отдых а люди  

Пора детских лагерей в разгаре. А что, если ребенок не поладит со сверстниками или ему не понравится еда в столовой, или он будет проситься домой? О том, как лучше адаптироваться к лагерю мы поговорили с учителем начальных классов школы №7, участником всероссийского проекта «Лига вожатых», опытной вожатой Татьяной Самойловой.

Юлия ВИШНЯКОВА

- В первый раз я поехала в лагерь, когда мне было 7 лет. Это был «Каменный цветок» в Свердловской области. Не помню, как прошла смена, но знаю, что достойно. Я не ревела, и маме не пришлось досрочно забирать меня домой. Поэтому каждый год после окончания школы мама пыталась отправить меня в лагерь, где я социализировалась и общалась со сверстниками. Именно в лагере я поняла, что хочу стать вожатой, - вспоминает Татьяна Самойлова.

Желание исполнилось довольно быстро. Когда Татьяне было 16 лет, в лагере, где она отдыхала, уволилась вожатая. Директор, зная активную воспитанницу, предложила ей попробовать себя в этом качестве. Найти общий язык с ребятами труда не составило. Так что первый опыт удался.

- Когда я поступила в педагогический колледж, начался новый этап и в вожатской работе. В колледже по моей просьбе были открыты курсы вожатых, благодаря которым удалось повысить свою квалификацию. Кроме того, мне довелось поработать вожатой в новом лагере, в том числе, с ребятами из детского дома, найти общий язык, с которыми намного сложнее. Но и здесь получилось наладить контакт и достойно отработать смену, - вспоминает вожатая.

В школе №7, куда Татьяна Самойлова пришла работать после окончания учёбы, вожатские способности молодого педагога быстро оценили. Уже в первый год работы ей предложили собрать группу детей и повести за счет ЦДТ в санаторий в Артёмовском. После санатория появился запрос от родителей отправить детей с этим же вожатым, но в лагерь.

- Выбор пал на лагерь «Дружба», где я сама много раз отдыхала. Находится он в Челябинской области. Это простой лагерь в стиле «совдеп». Туалет для старших ребят находится на улице. Корпуса спартанские. Но я уверена, что, чем проще, тем детям лучше. В Артемовском, например, было шикарно: новый корпус, хорошие окна, благоустроенная территория. Но дети ходили поникшие. А приехали в лагерь в лесу с холодной водой и туалетом на улице, и им это понравилось! Нет, конечно, поначалу у них был шок, потому что дети сейчас тепличные. Но потом они по достоинству оценили лагерь. Я всегда говорю: «Не место красит отдых, а люди», - уверена Самойлова.

Татьяна Сергеевна понимает, что работа вожатого и учителя сильно отличаются друг от друга:

- Вожатый - это аниматор. Тот человек, который находится с детьми 24/7. Он должен заменить и маму, и папу, и бабушку, и дедушку. В школе мы с детьми 6 часов провели и отправили их домой, где за них несут ответственность родители. Лагерь - это другое. Там мы являемся для них всем, и главное, мы должны быть готовы ко всему.

Был у меня в практике случай, когда на смену поехал ребенок с заболеванием, о котором родители никого не оповестили. В справке это тоже не было указано. Во время выступления отряда, он подошёл ко мне и попросил разрешения не выступать, ссылаясь на усталость. Я отправила его посидеть в сторонке, а потом увидела, что ребенок упал и лежит на полу. Оказалось, что у него эпилепсия. На моих руках ребенок синел, и буквально умирал. К счастью, всё обошлось. Но тот случай очень сильно потряс меня. Сейчас я внимательно отношусь к здоровью детей, которых беру в лагерь. Родителей прошу предупреждать обо всех болячках и отнестись к этому ответственно.

Лагерь, это тот бесценный опыт, который может сильно помочь ребёнку в дальнейшем.

- Лагерь очень важен для взросления ребёнка. Он развивает навык общение с разными людьми. Учится проявлять себя. Оздоравливается на свежем воздухе, получает правильное питание. Заметила, что после лагеря многие ребята начинают лучше учиться, они не комплексует, не боятся высказывать своё мнение. И конечно, дети в лагере взрослеют и становятся самостоятельнее, - добавляет Татьяна Сергеевна.

Когда начать?

Непростой вопрос состоит в том, с какого возраста детям лучше начинать ездить в загородные лагеря. Психологи, например, считают, что делать это лучше лет с 11, когда ребёнок больше нацелен на общение со сверстниками. Однако при общих рекомендациях, в целом, все индивидуально.

- Если ребёнок общительный, то можно и в 7 лет его отправить и всё будет хорошо. Но есть исключения. Была у меня девочка, которая поехала в лагерь после первого класса. Активная, общительная, но для неё поездка оказалась стрессом. Она даже шкафы кидала! Думала, на следующий год она не поедет. Но она поехала, и раскрылась по-новому, взяла даже «Звёздного ребёнка», которого по итогам смены вручают самым активным детям. А есть дети, которых и в 13-14 лет в лагерь отправлять не стоит. Потому что они замкнуты, любят находится «в себе». Бывает, что дети, которые активны в школе, но в лагере у них начинается ступор. Но бывает и наоборот. Здесь все зависит от воспитателей и вожатых, от того, найдут ли они подход к ребенку, разглядят ли его таланты, - говорит вожатая.

Раскрыть детей помогают многочисленные мероприятия, которые проходят в лагере. Татьяна Сергеевна старается, чтобы участие в этом процессе принимали все. Так можно сразу понять, кто будет «звездить» на сцене, кто проявит себя в спортивных конкурсах, а кто, хорошо рисует и будет незаменим, когда дело коснется оформительских работ.

Что делать, если ребёнок просит забрать его домой в первый же день?

- Это нормально. Адаптация длится 3-4 дня. Родителей предупреждаю заранее, и они подписывают согласие, что телефоны детям будут выдаваться один раз в день. И задача родителей, не реагировать на слёзы в первые дни: поговорили, успокойте ребёнка и сами успокойтесь. Потому что на самом деле у детей всё хорошо, они пообщались с мамой, телефон убрали, через 30 минут снова вовлеклись в отрядную жизнь и обо всём забыли. А родители себя уже накрутили. Потом дети, которые плакали в начале смены, плачут, что уезжать не хотят.

Как ребёнку легче пережить разлуку с родными?

- Есть способы сгладить тоску по дому. Лучше всего поехать на смену вместе с кем-то из знакомых ровесников. Можно взять любимую игрушку. Чтобы малышам было легче, я стараюсь с ними больше разговаривать, обнимать перед сном, чтобы они понимали, что в безопасности.

В разговоре по телефону родителю не стоит спрашивать: «Не скучаешь ли ты по дому?», «Не хочешь ли ты домой?». Надо настраивать ребенка положительно, говорить о том, что его ждут интересные мероприятия, что он хорошо проведёт время.

Буллинг в лагере: а если ребёнок столкнётся с агрессией?

- Если такое происходит, то вожатые пресекают агрессию на корню. Не стоит думать, что отношения детей между собой не видны старшим. После каждого дня в отряде проходят «Свечки», на которых подводятся итоги дня, обсуждаются возникшие проблемы. Считается, что если во время «Свечки», кто-то обманывает, то свеча потухнет. И дети на самом деле говорят правду. В этот момент сразу видны их отношения друг с другом. Такая открытость помогает вожатым быть в курсе событий и понимать, куда надо направить своё внимание.

Сможет ли ребёнок долгое время обходится без гаджетов?

- В первые дни без телефона у детей начинается ломка. Я это вижу. Они не знают, как поговорить друг с другом. Не знают, чем заняться. Просят вернуть телефон, чтобы поиграть, позвонить. Жалуются, что им скучно. Но стоит сказать: «Возьмите книжку» - и они мигом находят себе занятие.

Когда ломка заканчивается, они начинают разговаривать друг с другом, увлекаются различными играми… Я заметила, что сегодня дети больше любят разговаривать, чем играть. И темы обсуждают взрослые, жизненные.

В прошлом году за 5 дней до окончания смены я предложила ребятам взять телефоны и позвонить родным, но они сказали: «Не надо. Передайте родителям, что у нас все хорошо».

Мы в лагере и работаем на то, чтобы дети не хотели брать телефоны.

Фото из архива

Татьяны Самойловой

«На моих руках ребенок синел, и буквально умирал… Оказалось, что у него эпилепсия. Но родители не предупредили».



1898259

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Боевая мама
    №22 от 30 мая 2024 г.

    Сразу четверо детей Галины Мичуровой ушли на СВО, и сама она чуть не уехала воевать.

  •  

    Сегодня мы решили поговорить с необычной именинницей. 20 марта солистке «До-ми-дэнс», юной зареченской звездочке Маше Мироновой исполнилось 15 лет.

  • Как найти пропавшего человека Отряд «Прорыв» спешит на помощь. Алёна АРХИПОВА Не так давно в Заречном пропал мужчина. Попытки родственников найти его через соцсети были безуспешны, пока за дело не взялся поисковый отряд «Прорыв». «Прорыв»…

  •  
    Женское счастье
    №10 от 07 марта 2024 г.

    Завтра прекрасная половина человечества будет одарена цветами и обласкана приятными пожеланиями. Вот и нам захотелось начать этот весенний номер с разговора о большом женском счастье.

  • Экипаж семьи Уваровых
    №16 от 18 апреля 2024 г.

    Осенью прошлого года во время пресс-тура мы стали свидетелями вручения нового мотоцикла Центру экстремальных видов спорта. Особенно коллег поразил совсем юный спортсмен - пятилетний Боря Уваров.

  •  

    Ежегодно 4 февраля отмечается Всемирный день борьбы с раком. Героиня нашего интервью не понаслышке знает, что это такое. Алёна Цветкова - мама двоих детей и предприниматель.