В бананово-лимонном СингапуреУчитель информатики школы №4 Н.Н. Ёлкина на днях вернулась из поездки в Сингапур. Право на стажировку в этом городе-государстве она получила, выиграв конкурс в «Школе «Росатома».
Елена ПАРАСКИВИДИ
Каждый педагог образовательного учреждения любого из 22-х атомных городов России имеет право принять участие в проекте «Школа «Росатом». В 2013 году этим правом воспользовалась учитель информатики школы №4 Наталья Николаевна Ёлкина.
- После трёх этапов конкурса, последний из которых был очным и проходил в г.Сарове, я стала одной из 15 победителей конкурса среди учителей, владеющих эффективными технологиями реализации ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты), - рассказывает Наталья Николаевна. - Выиграла право на участие в зарубежной стажировке в Сингапуре, 100 тысяч рублей, а также право на проведение собственной стажировки (программа этой стажировки и была подана на конкурс).
Своими впечатлениями от поездки в Сингапур, которая проходила с 10 по 22 февраля, Наталья Николаевна поделилась с нашей редакцией.
- Шесть дней мы жили в на острове Бинтан в отеле Nirwana Resort Hotel, построенном Сингапуром на арендованной земле Индонезии. Отдыхали, загорали, учились, участвовали в семинаре «Образовательное событие как образовательная технология». После нас на пароме повезли в Сингапур, поселили в пятизвёздочном отеле Pan Pacific Singapore. Здесь мы знакомились с местными достопримечательностями: самым большим колесом обозрения, самым высоким бассейном, самым потрясающим ботаническим садом, островом развлечений Синтоза, океанариумом, садом орхидей, музеем восковых фигур, смотровой площадкой в пасти Льва-Рыбы - символа города Мирлайна. По программе стажировки посетили одну из школ города и садик временного пребывания. Встретились с руководителями отделений образования, познакомились с проблемами и достижениями образования Сингапура.
Настоящим открытием для учителя из России стал новый подход к созданию образовательной среды.
- Здесь думают не о зарплатах учителей (они невысокие в сравнении с другими профессиями, но достойные, как и у всех жителей), не о том, какие результаты обучающихся должен предоставить учитель, какой отчёт написать администрации школы в надежде, что хоть что-то из перечисленного изменит качество образования! Здесь строят образовательную среду централизованно и считают её одной из самых эффективных в мире. Чтобы моя мысль была более понятной, приведу простейший пример. Последние минуты пребывания в Сингапуре: сидим в аэропорту, ждём самолета, смотрим телевизор. Там рассказывают о том, как лучше играть в гольф, а по другому телевизору идёт мультик. Первые минуты пребывания в Москве: сидим в кафе аэропорта, ждём свой рейс на Екатеринбург. По телевизору песня о сексе, певицы, понятно, в каком виде. Знакомая ситуация?
Нельзя не согласиться с Натальей Николаевной. Конечно, аэропорт в Сингапуре - не школа и не детсад, но людям постоянно, несмотря на довольно позднее время, дают ПОЛЕЗНУЮ информацию. Это и есть эффективная образовательная среда.
- А у нас в России везде, выражаясь терминологией информатики, слышится «информационный шум». Вокруг нас, на улицах, по телевизору, в соцсетях, в интернете - везде пустой и бесконечный шум, через который с трудом можно получить достойную информацию. И вроде бы всё естественно, и мы к этому привыкли. Хотя кто хочет - тот всегда сквозь этот шум найдёт нужную информацию - в школе мы именно этому учим. В Сингапуре, наоборот, образовательную информацию дают везде и всюду, ей не приходится пробиваться сквозь бесполезный информационный шум. Такое ощущение, что там всё делается для повышения образованности детей и взрослых.
В Сингапуре обязательным считается начальное образование до 12 лет, но никого принудительно не заставляют продолжать учиться в среднем звене. Да и школы там совсем не похожи на российские.
- Школы здесь особые, они состоят из камбузов. Наблюдали мы урок физкультуры: 110 мальчиков в громадном зале делают под хоровой счёт упражнения. Урок проводит учитель и два его помощника - смотрят за качеством выполняемых упражнений. Пространства много: залы огромные, как стадионы (как наш «Электрон»). И это при том, что в Сингапуре самая дорогая земля!
Образовательная среда этого удивительного города искренне удивила Наталью Николаевну и, думаю, удивит и наших читателей.
- Ты гуляешь по Сингапурскому зоопарку: пальмы, орхидеи, в реках - крокодилы, в запрудах - бегемоты, на опушке - тигр, в громадном бассейне - белый медведь. Нет ни заборов, ни сеток, небольшие рвы и низкие заграждения, которые совсем незаметны. И вдруг слышишь детские голоса. Дети приходят сюда с учителем и что-то всё время изучают, наблюдают. Иногда садятся на лавки напротив зверя, и учитель им что-то говорит на английском языке (в Сингапуре это государственный язык). Рядом под навесом постоянно крутится фильм о жизни данного животного. Всё очень просто, ненавязчиво, глянул - и всё понятно.
Такая же обстановка в грандиозном океаническом музее на острове Синтоза с морскими обитателями со всего мира. За ними можно наблюдать сквозь своды бассейнов, в специальные лупы, находящиеся рядом. И опять здесь дети с учителем. Представляете, какая интерактивность, это вам не в компьютере на живое существо наблюдать. Историю дети изучают в музее восковых фигур: застывшие во времени сцены с историческими деятелями, подписывающими важные договоры, принимающими решения, сценки из жизни простых людей. И опять здесь дошкольники и школьники сидят на полу - ноги калачиком - что-то рисуют и завороженно слушают.
Удивительно и то, что у нас стараются уделять больше внимания талантливым детям, а в Сингапуре ценность представляет каждый ребёнок. Результатом своего труда школа считает лучшие нравственные качества, воспитанные в ученике, а не то, как он подготовлен по предметам.
- Отношения и приоритеты в образовании расставлены очень просто и мудро: ключевая фигура в образовании - учитель, а ребёнок - его важнейшая ценность.
В Сингапуре нет природных ресурсов, главный ресурс - человеческий, и всё направлено на его развитие. И ещё: создание образовательной среды - дело не школы, а государства.
В наших школах наше государство сегодня требует создания той самой информационно-образовательной среды, и мы, участники образовательного процесса - учителя, дети, родители, работаем над её созданием. Но я побывала в такой стране, где созданы другие подходы к образованию детей, где нет места ни наркотикам (за это смертная казнь), ни правонарушениям (за это огромные штрафы - до 1 000 сингапурских долларов).
И неожиданно приходит в голову мысль: а вдруг?… Возможно ли в нашем городе, имея такое мощное градообразующее предприятие, как Белоярская АЭС, создать некую собственную ценность образования? У наших школ высокий потенциал, и каждая школа, занимая свою нишу, делает очень важное и полезное в целом для города дело. Важно только понять, что образование - это общее дело, и каким оно будет, какая образовательная среда будет выстроена в нашем городе, такими и станут наши дети. В такой стране мы и будем жить в дальнейшем.
3-5 марта в школе №4 Наталья Николаевна Ёлкина проведёт авторскую стажировку по теме «Педагогический дизайн в использовании сетевых технологий для формирования и оценивания метапредметных результатов обучающихся», в которой примут участие учителя из школ Заречного, Лесного и Сарова. Пожелаем педагогам удачи и дальнейшего развития!
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.