А надо ли защищать русский языкА надо ли защищать русский язык
Наша газета уже писала, что недавно началась чистка русского языка - 28 февраля Владимир Путин подписал закон о защите русского языка от чрезмерных иностранных заимствований. Под запрет попадают уже привычные слова типа: каршеринг, фейк, кейс, худи и даже шаурм. К иностранным заимствованиям приравнены и нецензурные выражения. Как к этой новости отнеслись зареченцы? Готовы ли оказаться от модной иностранщины и привычных интернет-жаргонизмов?
Алёна АРХИПОВА
В течение десяти дней мы задали 374 зареченцам следующие вопросы: «Сможете ли вы отказаться от использования модных иностранных слов? Нужно ли это россиянам?». Поговорить на эту тему согласились не все - 22 человека проигнорировали это предложение. Впрочем, мнение остальных 352 зареченцев оказались достаточно неоднозначными и разделились следующим образом.
Первой группе горожан в количестве 31 опрошенного - всё равно:
- Я только слова «ок» и «фейк» и знаю. Мне что с ними, что без них, - пожала плечами девушка 30 лет.
- Я как говорил «хорошо», «неправда», «классно», «умения», так и буду. Ничего для меня не изменится. А материться меня никто не отучит, штрафовать что ли будут? Не смешите! - отмахнулся мужчина 50 лет и ещё 10 человек его возраста.
- Иностранные модные слова никогда не употребляла. То, что по телевизору их много говорят, мне всё равно - я телевизор-то почти не смотрю. Круг моего общения - такие же пенсионеры, как я. Мы модный интернет-жаргон в разговоре не используем, - ответила за всех своих сверстников женщина 65 лет.
Вторая группа из 55 человек считает, что новый закон бесполезен и ничего не изменит:
- Бред какой-то. Вечно у нас в какие-то крайности впадают. То названия городов начинают менять, то церкви взрывают. То их восстанавливают, то официально включают в лексику новые слова, то их запрещают, - нахмурился сотрудник полиции.
- Думаю, что не нужно. Жаргонизмы, особенно молодёжные, были и будут всегда. Молодёжь взрослеет, сленговые словечки из их лексикона уходят. Иностранные и компьютерные слова употребляют далеко не все, и не все их понимают. Захотят, чтобы их поняли, перестанут говорить «байопик», «кейс», «акелератор». Опять же иностранные слова не все у нас приживаются, и это для русского языка нормально, - пояснила учитель русского языка и литературы.
- Не надо запрещать. Жаргонизмы и иностранные слова всегда были. Это нормальный процесс для любого языка, - поддержала её коллега.
- Я считаю, что наш язык должен обогащаться за счёт иностранных слов. Лучше бы у чиновников канцеляризмы почистили, - посоветовала девушка 36 лет.
- Недавно прочитала анекдот, что вместо «ОК» будем говорить «ТТ» - «так точно». Очень верно, ёмко и со смыслом. Согласны? - с хитрецой спросила женщина 47 лет.
- Я против. Мне нравится разговаривать так, чисто по фану, на вайбе, - удивила воспитательница в детском саду.
- Мы не можем на такие процессы повлиять. Это невозможно, да и смысла нет, - заключил предприниматель.
Третья группа (96 зареченцев) не смогли определиться и однозначно ответить на наши вопросы:
- Избавляться от излишек иностранных слов нужно, но без фанатизма. Люди-то пусть говорят, как хотят, а вот вывески, публикации в газете, документы должны быть на русском, разборчивом, понятном языке, - считает медик.
- Есть литературный язык, нейтральный, а есть разговорный, сленговый. Для официального стиля изменения в законе нужны, но во многоязыковом мире запретить сленг, в том числе молодёжный и отраслевой, сложно. Да и нужно ли? Главное, чтобы русский человек владел своим родным языком, грамотно применяя его в официальных, деловых, научных кругах и знал, как иностранные слова русскими заменять. А услуги типа каршеринга, безусловно, лучше применять на русском, - выразил своё мнение ещё один педагог.
- Считаю, всё зависит от ситуации. Если можно адекватно и лаконично заменить русским словом - то конечно. Но, к примеру, шаурма - она и есть шаурма! - удивилась бизнес-леди.
- Шаурма или шаверма - название национального арабского блюда. Это можно и нужно употреблять. Хочется, чтобы новый закон приводили в действие без такого вот фанатизма, - резонно отметила дама бальзаковского возраста.
- Отказаться от иностранных слов смогу, но только за счёт тех, кто этот закон придумал, - серьёзно заявил мужчина в возрасте.
- Тут бабка надвое сказала. Тот же ОК - хороший короткий ответ, который заменяет сразу несколько слов, экономит время. Так что не знаю, - задумалась женщина в годах.
- А вы попробуйте отказаться от уже привычных нам шопинга, стендапа, смузи и чизкейка. Как смогут в банке обойтись без реструктуризации, рефинансирования и кешбека? Как по-другому назвать худи и шаурму? Вот и я сомневаюсь! - Развела руками работница сферы культуры.
- Не забирайте у русских мат! Матерятся не только водители и сапожники, но и учителя, продавцы, вся сфера услуг, в конце концов, все мужчины. Мат - это часть нашего менталитета, и от этого никуда не деться, - воскликнул крепкий мужичок.
- Почистить сильно необходимо, но полностью избавиться невозможно. Заимствованные слова всегда были и будут: кофе, бензин, даже сумка, стул - всё это заимствованные слова. Сейчас много выускников-менеджеров. Как их назовём? Так что в новом законе уже есть перегибы, - констатировал интеллигентный мужчина 45 лет.
Наконец, четвёртая и самая большая группа из 170 человек двумя руками «за» новый закон и считает его своевременным и нужным:
- Я за чистоту русского языка, но почистить его будет очень непросто! - уверена женщина 60 лет.
- Наш язык содержит столько красивых, старых, исконно русских слов, которые мы уже не употребляем. Нужно снова вводить их в обиход, - считает работник библиотеки.
- Нам дан во владение самый богатый, могучий, меткий и многогранный русский язык. Константин Паустовский говорил, что «истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Употребляя жаргонизмы, мы обедняем своё мышление. У нас около миллиона слов, неужели иностранные не найдём, чем заменить? Найдём! - заступилась за закон работница БАЭС.
- Я бы и артистов, которые поют у нас песни с иностранными словами, на сцену не выпускала бы. И иностранные страшные мультики бы с экранов бы убрать, - добавила активная пенсионерка.
- Разрешите немного чёрного юмора: «до чего же велик и мудр наш русский язык - он скотину считает по головам, а правительство по членам». Это я к тому, что наш великий и могучий со всем справится и всё заменит, - улыбнулась туристка.
- Великая страна Пушкина, Карамзина, Ломоносова, Державина, Есенина, Прилепина может обойтись без скилзов, коучей, компетенций, - резюмировал мужчина 40 лет.
- Даёшь все рекламы на русском языке! Даёшь передачи на ТВ без иностранных слов! О, как давно я этого ждал! Давно ворчу по поводу засилья языка иностранщиной - засорили так, что не отмоешь, - выражали мнение большинства эмоциональные зареченцы.
- Обилие иностранных слов в некоторых случаях воспринимается, как словесный мусор. Конечно, русский язык обогащать нужно, расширять словарный состав тоже необходимо, но заменять русские слова иностранными нельзя. Мы все иностранные термины можем обозначить русскими понятиями. За редкими исключениями, - считает заслуженный учитель русского языка.
- Русскому народу - русский язык, и этим всё сказано, - поставила точку ещё одна жительница Заречного.
Как видите, против официальной чистки русского языка оказалась лишь 8,8% опрошенных. Большинство зареченцев из третьей и четвёртой группы - 75,6% - согласны с положениями нового закона. Правда, часть из них (27,3% третьей группы) считает, что закон требует доработки и надеется, что перегибов не будет.
Приживётся ли данное нововведение законодательства или получится очередной закон против курения, покажет время.
Из современного: ахах, какой кринж, я аж смузи подавился и забрызгал опенфейс. Пришлось звать клининг-леди.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.