Ватные куклы Людмилы ЯнгисаевойВатные куклы Людмилы Янгисаевой
Улыбчивые малышки, укутанные в тёплые шали, шаловливые мальчуганы в пальтишках и ушанках с красной звездой, скромные лапушки с заячьими ушками и с морковками в руках… Кажется, что всех этих малышей и малышек достали из бережно сохранённых старинных коллекций. Однако винтажные куклы из ваты - дело рук Людмилы Янгисаевой, и им не больше года!
Юлия ВИШНЯКОВА
В преддверии новогоднего праздника и Рождества в краеведческом музее открылась выставка «Новогодний винтаж», на котором представлены, в том числе, и ватные игрушки Людмилы Витальевны.
Сегодня ватные елочные игрушки советских времен из новогоднего украшения превратились больше в объект коллекционирования, но в 30-е годы это была самая распространенная и доступная игрушка, которую производили как небольшие артели, так и крупные государственные фабрики. «Ватная эпоха» ёлочных игрушек закончилась примерно в 60-е годы, уступив массовому производству украшений из стекла. Однако сейчас куколки из ваты переживают второе рождение. Игрушки «с душой» и историей от Людмилы Витальевны восхитили зареченцев.
Педагог по жизни и по призванию, Людмила Янгисаева имеет опыт работы и в детском саду, и в образовательном центре, и в Центре семьи. В основном она учила ребят работе с компьютером, проводила развивающие занятия, однако приходилось и руками мастерить.
- Мне кажется, что педагоги могут всё: и мастерить, и паять, и строгать. Помню, в 80-е годы, когда работала в садике, в период кризиса и реформ, нам приходилось сами делать игрушки для детей. А за 10 лет работы в Центре семьи с ребятами инвалидами, я ещё больше погрузилась в подобное творчество: начала заниматься декупажем, и детей обучала различным видам творчества. При этом я самоучка, специальных курсов не заканчивала, - вспоминает Людмила Витальевна.
Интерес к изготовлению игрушек из ваты у мастерицы появился после случайно увиденного видео, в котором рассказывали, как такие игрушки делаются. Оказалось, всё не так уж и сложно. И вдруг Людмила Витальевна заболела коронавирусом, а когда выписалась из больницы, пришлось восстанавливать моторику.
- Выписали меня в ноябре прошлого года. Размышляя над тем, как восстановить моторику, я вспомнила про ватных кукол и попробовала сделать такую фигурку. Процесс меня затянул, оторваться не могу до сих пор, - рассказывает Янгисаева. - Многие начинают с изготовления простых игрушек: грибочков или яблочек, а мне это было неинтересно, поэтому я сразу начала делать человеческие фигуры. В музее есть одна из моих первых работ - это силач, такой карикатурный персонаж с большим носом. А самую первую работу я храню дома, она моя, родная: это девочка с самолепным личиком, которое я переделывала раз 10.
Идеи для своих кукол Людмила Витальевна черпает в воспоминаниях, в фотографиях советских времён:
- Открываешь фотографию, смотришь на смешного малыша, вспоминаешь свою юность и молодость: такие же шапочки с мысиками носили и мои дети… Я не строю схем, как многие мастерицы, ни высчитываю пропорции тела, а иду за руками. Захочется куколке ножки подлиннее сделать - делаю, а хочется в ширину нарастить - наращиваю. Вообще начинаю работу с образа, потом делаю под него личико, а потом с личиком могу и поговорить. Спросить: «Какое ты тельце хочешь? А какие ножки?».
Мастерица не создаёт игрушки под конкретных людей или известные сюжеты. К такой работе у неё душа не лежит. Единственным исключением стал Емеля: было интересно смастерить кадушку из палочек от мороженого. В готовой кадушке поселилась щука. А раз есть щука, должен быть и Емеля.
Работа над куклой из ваты может занять несколько дней, а может растянуться и на месяц. Первоначально мастерица создаёт каркас из проволоки, затем, чтобы закрепить его, использует фольгу. Потом на такую фигуру по ниточкам наматывается вата. Чтобы вата не бултыхалась, и было удобно её наращивать, используется клей ПВА. Важный этап в работе над куклой - просушка. Когда слоёв много, то просушивать приходится дольше. И желательно сушить игрушки не на батарее, а на расстоянии, тогда вата усадку не дает. А при изготовлении одежды Людмиле Витальевне нравится использовать клейстер, благодаря которому одежда получается не такой грубой. Личики игрушкам мастерица лепит вручную из полимерной глины, а расписывает их акриловыми красками.
- Иногда что-то не идет: идея была такая. Начал делать. И чувствуешь, что что-то не то. Или глаз замылился, или много мелких деталей… Оставишь работу, недельку не трогаешь. Потом достаешь, поговоришь с ней и понимаешь, чего она хочет. Иногда до двух месяцев делаю фигурки. Ещё в работе важно, как поведёт себя вата. Ты делаешь одно, а вата говорит: «Фиг-вам, я так лягу и хоть ты тресни». Влияет и качество ваты, то насколько она чистая. Однажды мне попался рулон медицинской ваты, стерильной. Она вся оказалась в «занозах». Я её покрасила, она пошла на дублёнки революционных времён и деревенскую одежду. Теперь, когда прихожу в аптеку, то прошу нестерильную вату: она такая идеальная, выбеленная. А однажды мне подарили вату советских времен. Уже жёлтенькую, с кремовой структурой. Она не намотана рулоном, пучками какими-то идёт. Эта вата - просто чудо! Особенно для состаренных игрушек, - рассказывает мастерица.
На выставке есть серия работ, поселившихся в деревянном сундучке. Игрушки в нём - как будто старинные, будто пролежали много лет у бабушки на чердаке, и вот ребятки этот сундучок случайно нашли и открыли. А там - ёлочные игрушки. У некоторых уже и личики смазаны. Другие поколоты местами. Некоторые в одежде из некрашеной ваты. Игрушки из этого сундучка - одни из самых любимых у мастерицы.
- Первое состаренное личико получилось случайно. Однажды попробовала расписать лицо куколке акварельными красками: чудо личико получилось. Но это же хрупкая краска. Капельку воды брызни, и акварель погибла. Лица сверху я клеем ПВА покрываю, не лаком. И вот начала покрывать, а клей же жиденький. И глазки потекли. Я расстроилась. Взяла салфетку, начала вытирать и на полпути остановилась. Получилась как будто совсем старенькая игрушечка. Я её просушила. Закрепила ещё раз клеем. Так родилась первая состаренная игрушка. Потом начала состаривать и с помощью красок, и набрызг делать. Мастера при декупаже используют чай или кофе, а здесь, через покрытие акриловой краской кофе не пройдет. Но я для себя случайно открыла ещё одну чудесную вещь: игрушки из ваты можно состаривать марганцовкой, - говорит Людмила Янгисаева.
Был у Людмилы Витальевны и другой «любимчик»: весёлый дедушка. Он идёт из бани в дубленке, в семейных трусах и валенках. Голые ноги, голый торс. Сверху полотенце-шапка - будто казак бывший. А в руках - бутылка самогона.
- Карикатурный немного дедулечка получился, но так я его любила. Он понравился ребятам из трио «НасТРОЕние», и они увезли его в Москву. Не знаю, будут ли вручать ведущему, посмотрим новогодний эфир, увидим, - улыбается она.
Выставка «Новогодний винтаж» проработает до 26 декабря. Но работу мастер не останавливает и творческих планов у Людмилы Янгисаевой много.
За этот год Людмила Янгасаева сделала около 80 кукол.
«Начинаю работу с образа, потом делаю под него личико, а потом с ним могу и поговорить. Спросить: «Какое ты тельце хочешь? А какие ножки?».
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.