Тагильская МадоннаКогда группе зареченцев предложили поехать в Нижний Тагил, чтобы увидеть икону кисти Рафаэля, итальянского живописца эпохи Возрождения, мы согласились сразу. Правда, мало кто из нас поверил, что это может быть настоящий Рафаэль.
Татьяна ГОРОХОВА
Святое семейство
Здание Нижнетагильского музея изобразительных искусств поражает необычной крышей - она стеклянная, чтобы в выставочных залах было больше света. Посмотреть здесь есть что - картины известных художников Репина, Айвазовского, Шишкина, Крамского, Верещагина, Тропинина. Если честно, глядя на подписи под полотнами, верилось с трудом: мы привыкли, что Нижний Тагил - это заводы, заводы и ещё раз заводы, увидеть здесь графические листы Бенуа никто не ожидал. Но всё равно, это не Рафаэль.
Однако… В небольшом зале с тёмными стенами, неярким освещением на передней стене висит картина «Святое семейство»: мадонна - дева Мария - держит кисею над младенцем Иисусом Христом, за её плечом стоит её супруг праведник Иосиф - и правда, всё как у Рафаэля: пухлый младенец, нежный лик Марии, изысканные цвета, тёмный фон. Но нет нимбов, нарисована на доске… Гид объяснила, что это католическая икона, написана совсем в другой манере и писали их именно на досках. Ладно, поверим. А как докажете, что это подлинный Рафаэль? - зареченцы очень щепетильны в таких вопросах.
Гид обращает наше внимание на ворот платья мадонны: по нему идёт надпись, выполненная золотом: «Рафаэль Урбинас». Откуда? Откуда взялся подлинный Рафаэль в Нижнем Тагиле, который знают лишь как танкоград, промышленную мекку Урала - суровый промышленный край?..
Тайны старого чердака
В 1924 году на чердаке старинного дома в Нижнем Тагиле, в царские времена принадлежавшего семье известного на Урале промышленника Демидова, в советское время - Тагилстроевскому тресту, завхоз металлургического треста Иван Колеватов нашёл часть почерневшей доски, на которой виднелись следы старой живописи.
Мужчина отнёс её в местный краеведческий музей. Специалисты очистили находку от копоти и с удивлением обнаружили изображение мадонны с младенцем и надпись по кромке платья - «RAPHAEL.URBINAS. PINGE-BAT.MDIX» («Рафаэль Урбинский написал в 1509 году»). Но на доске не было изображения Иосифа, как на других картинах, изображающих святое семейство. И что вы думаете? Тот же Колеватов проверил чердаки других купеческих домов и нашёл-таки вторую часть картины! Доски соединили и выставили в музее. А для надёжности обратились к известному реставратору Игорю Грабарю, чтобы всё-таки установить, чьей кисти принадлежит икона.
Когда в Тагил приехал знаменитый художник, искусствовед и реставратор Игорь Грабарь, он был сильно удивлён, когда увидел в музее провинциального города бюст Демидова работы Антонио Кановы, портрет Авроры Шернваль кисти Карла Брюллова и полотна старых итальянских мастеров, в том числе Корреджо. Когда ему показали найденную на чердаках картину «Святое семейство», реставратор сразу её узнал: «Мадонна с вуалью», она же «Мадонна Лорето», «Мадонна дель Пополо» или просто «Святое семейство» Рафаэля. Учёный увёз «Мадонну» в Москву и приступил к реставрации.
Позже он напишет целое исследование, где выдвинет предположение, что «Тагильская мадонна» (такое неофициальное название получила картина) действительно могла принадлежать кисти Рафаэля.
Уральские меценаты
Николай, единственный сын Никиты Демидова, унаследовал от отца несколько уральских заводов. В юности молодой человек вёл расточительную жизнь, накопил огромные долги. Но к 30 годам удачно женился на баронессе Строгановой, рассчитался с долгами и отправился в путешествие по Европе, интересуясь новинками горнозаводской техники.
В 1815 году Николая Демидова назначили русским посланником во Флоренции. В Италии он организовал на свои средства художественный музей и картинную галерею и почти сразу начал собирать коллекцию произведений известных европейских художников.
В 1828 году Николай Никитич умирает, и его коллекция картин достаётся его сыновьям Павлу и Анатолию, которые перевозят большую её часть в Санкт-Петербург. Однако несколько картин оказываются в Нижнем Тагиле, где Демидов завещал себя похоронить. Ими украсили Выйско-Нико-льскую церковь, которая действовала до 1930-х годов. Потом её разорили, а в 60-е годы храм снесли, разрушив захоронения. Но картины там уже не было.
Споры вокруг «Святого семейства»
Когда почерневшие от времени доски были найдены, мало кто верил, что икона принадлежит Рафаэлю. Во-первых, потому что не знали, как она могла попасть на Урал. Во-вторых, следы «Мадонны с вуалью» были давно утеряны, в мире искусства мало кто упоминал о ней. В-третьих, не было привычной подписи художника на самом шедевре. Ну, и никто и нигде не упоминал, что Демидовы привезли на Урал такую редкость.
Последнюю тайну всё же удалось раскрыть: в архиве Нижнего Тагила нашли интересный документ - полный список произведений коллекции Демидовых, которую сыновья Никиты Демидова после смерти отца вывозили из Флоренции в Петербург. На первом месте в этом списке значилась «Мадонна с младенцем» школы Рафаэля! В том же документе братья, обращаясь лично к Государю, просят освободить их от оплаты пошлины на ввоз предметов искусства. Вероятно, они не стали напрямую упоминать имя великого художника, чтобы уменьшить значимость произведения и не платить большие деньги.
Так что благодаря Демидовым мы теперь можем увидеть подлинного Рафаэля совсем близко от Заречного. До Нижнего Тагила около 200 километров, на машине можно добраться за 2 - 3 часа. Музей изобразительного искусства находится на улице Уральской, 7. На этой же улице расположено два филиала музея, где тоже немало интересного. Съездите, убедитесь - это подлинный Рафаэль.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.