Картины из стеклаучат делать в небольшой студии, которая недавно открылась в Заречном.
Юлия ВИШНЯКОВА
- Фьюзинг переводится с английского как «спекание», «плавка», а мастеров, работающих в этой технике по всему миру называют «художниками по стеклу». Потому что ты на самом деле рисуешь свои проекты, картины, изделия, но вместо палитры красок у тебя палитра из стеклянных кусочков, а вместо холста - лист стекла, - так своё творчество и работу описывает Жанна Кордюкова. Недавно Жанна открыла в Заречном небольшую студию фьюзинга, в ней она рассказывает об истории стекла и особенностях работы с ним, а благодаря мастер-классам каждый человек может почувствовать себя стекольным мастером и принести домой готовое изделие, подобных которому не будет. Потому что каждая работа в технике фьюзинг уникальна.
Изделия в технике «фьюзинг» получили всемирную известность благодаря мастерам итальянского острова Мурано, поэтому изделия фьюзинга люди часто называют «муранским стеклом», которое высоко ценится за безупречное качество и высокие декоративные характеристики.
Высокотемпературная обработка стекла позволяет создавать художественное стекло неподверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой.
- На самом деле мой путь к фьюзингу начался 19 лет назад благодаря любви к путешествиям и красивым вещам, - рассказывает Жанна. - Впервые с изделиями, выполненными в технике фьюзинг, я познакомилась в 2003 году, путешествуя по культурной столице Турции - древнему и загадочному Стамбулу. Мне повезло наткнуться на магазинчик, где я увидела много необычных декоративных стеклянных тарелок, в которые сразу влюбилась. Долго их рассматривала и восхищалась! А в 2005 году посетила Венецию -легендарный город стекольных мастеров, где многообразие и великолепие сувениров и изделий из стекла поразили моё воображение. Магазины там, как музеи, по которым можно весь день ходить и восторгаться. Дерево с попугаями, лошади, клоуны, шахматы, даже стеклянные носки висели на прищепках … Какие только формы не придавали искусные мастера своему стеклу!
В России тогда близко такого не было. Лишь 9 лет назад на сайте «Ярмарка мастеров» я увидела красочные и живописные работы российского мастера Лилии Горбач. Тогда и подумала, что хочу заниматься фьюзингом. Стала искать информацию в интернете, чтобы понять с чего начать, но столкнулась с тем, что в открытом доступе ничего не было и обучения фьюзингу в России нет. Оказалось, все немногочисленные российские мастера фьюзинга - самоучки, и это долгий и сложный путь.
Прошло время, и в пандемию я случайно наткнулась на видео мастера Юлии Крутеевой, в котором она увлекательно и со знанием дела рассказывала про фьюзинг. Тогда подумала: «Я бы у неё поучилась!». Выяснилось, что она из Екатеринбурга, и у неё есть своя мастерская и художественная галерея. Кроме того, в пандемию она основала первую в России «Школу фьюзинга», в которой я и прошла обучение, недавно получила диплом.
Жанна признаёт, что фьюзинг - увлечение не бюджетное и требует больших вложений. Например, её печь стоит 126 тысяч рублей, а шлифовальная машинка 21 тысячу рублей. А ещё нужны керамические формы и различные инструменты: стеклорезы, щипцы, кусачки. Но дороже всего обходится само стекло, его надо покупать листами.
- Стекло для фьюзинга изначально цветное и раскрашивать его не надо. На заводе оно приобретает нужный цвет благодаря добавлению различных оксидов и солей металлов. Например, чтобы получить красное и розовое стекло надо добавлять золото, чтобы получить жёлтое стекло - серебро. Поэтому стёкла этих оттенков самые дорогие. Стёкла отличаются не только по цвету, но и по прозрачности: бесцветное, прозрачные, полупрозрачные с разводами, глухие или опаловые.
Для создания красочных картин или работ мастеру фьюзинга нужны все категории стёкол в различных оттенках. А ещё необходимо покупать «элитное» дихроическое стекло, которое под разными углами освещения переливается и сверкает, что очень украшает любое изделие. Его секрет в том, что на заводе на поверхность стекла наносят слой оксидов драгоценных металлов и 1 квадратный метр такого стекла стоит от 210 тысяч рублей, поэтому продают его небольшими частями размером с плитку шоколада.
Технология производства стёкол сложная, энергозатратная и дорогостоящая, во всём мире стекло для фьюзинга делают лишь 5 зарубежных производителей. Эти стекла обладают определенными физико-химическими свойствами, которые им позволяют спекаться в единое целое без дефектов, а простые стекла для фьюзинга не подходят. В основном Жанна работает с американскими стеклами, у них самая богатая палитра более 100 оттенков.
- Сначала создаётся эскиз будущего изделия, рисую простым карандашом на бумаге. Затем вместо холста беру основу - лист стекла, вырезаю нужную мне форму. Потом на эту основу выкладываю рисунок с помощью кусочков цветного стекла, которые вырезаю стеклорезом и кусачками. Готовый узор нужно осторожно приклеить к основе, а затем изделие отправляется в печь. Несмотря на высокие температуры, печь полностью изолирована и безопасна. Изделие в печи находится сутки, потому что нагревание и охлаждение изделия происходят медленно: резко нельзя, стекло может треснуть или образовать дефекты на поверхности. Количество запеканий зависит от сложности изделия: для плоского достаточно 1-2 раз. Для создания тарелки нужно 3-4 запекания. Работа с художественным стеклом помимо профессиональных знаний требует много времени, терпения и аккуратности. Поэтому авторские изделия из художественного стекла хорошего качества не могут стоить дешево.
Глядя на изделия Жанны, глаза разбегаются: графичные кулоны, лаконичные серьги, оригинальные яркие тарелки. Иногда сложно поверить, что все эти изделия выполнены из стекла. Но получившаяся в результате красота требует своих жертв. Так, мастера фьюзинга прекрасно знают, что такое порезы и занозы от стекла. Очиститель стекла и керамические материалы сушат кожу пальцев. Перчатки не спасут и работать в них мастера не любят: чувствительность пальцев не та. Важно также соблюдать технику безопасности: работать с пинцетом, обязательно в защитных очках, а при некоторых процессах и в респираторе.
- Но всё это меркнет перед получившимся результатом. Мне всегда хотелось, чтобы в России были такие же красивые изделия из стекла, как в Европе, но при этом за приемлемые деньги. В Екатеринбурге был магазинчик Муранского стекла, кулон там стоил от 2 до 5 тысяч рублей. Не каждый позволит себе отдать за стекло такие деньги, разве что настоящие ценители.
В июне Жанна впервые приняла участие в ярмарке, она проходила в торговом центре «Veer Mall» в Екатеринбурге и выбору участников предшествовал отбор.
- Мне было важно увидеть реакцию людей на свои изделия. И реакция, и продажи меня порадовали и показали, что двигаюсь в правильном направлении. Мне запомнилась история с одной юной покупательницей. Я ушла перекусить и отсутствовала какое-то время. Возвращаюсь, ко мне спешит куратор выставки и сообщает, что меня ждали и искали две женщины, а с ними девочка лет 8-9. Ей очень понравился маленький кулончик с цветочком, и она ни в какую не хотела уходить без него. Когда женщины попытались её увести, она чуть не расплакалась. Они купили кулон и повесили девочке на шею, она была такая счастливая! Такие моменты меня вдохновляют.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.