Картины из стекла

«Зареченская Ярмарка» №28 от 14 июля 2022 г.
Картины из стекла

учат делать в небольшой студии, которая недавно открылась в Заречном.

Юлия ВИШНЯКОВА

- Фьюзинг переводится с английского как «спекание», «плавка», а мастеров, работающих в этой технике по всему миру называют «художниками по стеклу». Потому что ты на самом деле рисуешь свои проекты, картины, изделия, но вместо палитры красок у тебя палитра из стеклянных кусочков, а вместо холста - лист стекла, - так своё творчество и работу описывает Жанна Кордюкова. Недавно Жанна открыла в Заречном небольшую студию фьюзинга, в ней она рассказывает об истории стекла и особенностях работы с ним, а благодаря мастер-классам каждый человек может почувствовать себя стекольным мастером и принести домой готовое изделие, подобных которому не будет. Потому что каждая работа в технике фьюзинг уникальна.

Изделия в технике «фьюзинг» получили всемирную известность благодаря мастерам итальянского острова Мурано, поэтому изделия фьюзинга люди часто называют «муранским стеклом», которое высоко ценится за безупречное качество и высокие декоративные характеристики.

Высокотемпературная обработка стекла позволяет создавать художественное стекло неподверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широчайшей цветовой гаммой.

- На самом деле мой путь к фьюзингу начался 19 лет назад благодаря любви к путешествиям и красивым вещам, - рассказывает Жанна. - Впервые с изделиями, выполненными в технике фьюзинг, я познакомилась в 2003 году, путешествуя по культурной столице Турции - древнему и загадочному Стамбулу. Мне повезло наткнуться на магазинчик, где я увидела много необычных декоративных стеклянных тарелок, в которые сразу влюбилась. Долго их рассматривала и восхищалась! А в 2005 году посетила Венецию -легендарный город стекольных мастеров, где многообразие и великолепие сувениров и изделий из стекла поразили моё воображение. Магазины там, как музеи, по которым можно весь день ходить и восторгаться. Дерево с попугаями, лошади, клоуны, шахматы, даже стеклянные носки висели на прищепках … Какие только формы не придавали искусные мастера своему стеклу!

В России тогда близко такого не было. Лишь 9 лет назад на сайте «Ярмарка мастеров» я увидела красочные и живописные работы российского мастера Лилии Горбач. Тогда и подумала, что хочу заниматься фьюзингом. Стала искать информацию в интернете, чтобы понять с чего начать, но столкнулась с тем, что в открытом доступе ничего не было и обучения фьюзингу в России нет. Оказалось, все немногочисленные российские мастера фьюзинга - самоучки, и это долгий и сложный путь.

Прошло время, и в пандемию я случайно наткнулась на видео мастера Юлии Крутеевой, в котором она увлекательно и со знанием дела рассказывала про фьюзинг. Тогда подумала: «Я бы у неё поучилась!». Выяснилось, что она из Екатеринбурга, и у неё есть своя мастерская и художественная галерея. Кроме того, в пандемию она основала первую в России «Школу фьюзинга», в которой я и прошла обучение, недавно получила диплом.

Жанна признаёт, что фьюзинг - увлечение не бюджетное и требует больших вложений. Например, её печь стоит 126 тысяч рублей, а шлифовальная машинка 21 тысячу рублей. А ещё нужны керамические формы и различные инструменты: стеклорезы, щипцы, кусачки. Но дороже всего обходится само стекло, его надо покупать листами.

- Стекло для фьюзинга изначально цветное и раскрашивать его не надо. На заводе оно приобретает нужный цвет благодаря добавлению различных оксидов и солей металлов. Например, чтобы получить красное и розовое стекло надо добавлять золото, чтобы получить жёлтое стекло - серебро. Поэтому стёкла этих оттенков самые дорогие. Стёкла отличаются не только по цвету, но и по прозрачности: бесцветное, прозрачные, полупрозрачные с разводами, глухие или опаловые.

Для создания красочных картин или работ мастеру фьюзинга нужны все категории стёкол в различных оттенках. А ещё необходимо покупать «элитное» дихроическое стекло, которое под разными углами освещения переливается и сверкает, что очень украшает любое изделие. Его секрет в том, что на заводе на поверхность стекла наносят слой оксидов драгоценных металлов и 1 квадратный метр такого стекла стоит от 210 тысяч рублей, поэтому продают его небольшими частями размером с плитку шоколада.

Технология производства стёкол сложная, энергозатратная и дорогостоящая, во всём мире стекло для фьюзинга делают лишь 5 зарубежных производителей. Эти стекла обладают определенными физико-химическими свойствами, которые им позволяют спекаться в единое целое без дефектов, а простые стекла для фьюзинга не подходят. В основном Жанна работает с американскими стеклами, у них самая богатая палитра более 100 оттенков.

- Сначала создаётся эскиз будущего изделия, рисую простым карандашом на бумаге. Затем вместо холста беру основу - лист стекла, вырезаю нужную мне форму. Потом на эту основу выкладываю рисунок с помощью кусочков цветного стекла, которые вырезаю стеклорезом и кусачками. Готовый узор нужно осторожно приклеить к основе, а затем изделие отправляется в печь. Несмотря на высокие температуры, печь полностью изолирована и безопасна. Изделие в печи находится сутки, потому что нагревание и охлаждение изделия происходят медленно: резко нельзя, стекло может треснуть или образовать дефекты на поверхности. Количество запеканий зависит от сложности изделия: для плоского достаточно 1-2 раз. Для создания тарелки нужно 3-4 запекания. Работа с художественным стеклом помимо профессиональных знаний требует много времени, терпения и аккуратности. Поэтому авторские изделия из художественного стекла хорошего качества не могут стоить дешево.

Глядя на изделия Жанны, глаза разбегаются: графичные кулоны, лаконичные серьги, оригинальные яркие тарелки. Иногда сложно поверить, что все эти изделия выполнены из стекла. Но получившаяся в результате красота требует своих жертв. Так, мастера фьюзинга прекрасно знают, что такое порезы и занозы от стекла. Очиститель стекла и керамические материалы сушат кожу пальцев. Перчатки не спасут и работать в них мастера не любят: чувствительность пальцев не та. Важно также соблюдать технику безопасности: работать с пинцетом, обязательно в защитных очках, а при некоторых процессах и в респираторе.

- Но всё это меркнет перед получившимся результатом. Мне всегда хотелось, чтобы в России были такие же красивые изделия из стекла, как в Европе, но при этом за приемлемые деньги. В Екатеринбурге был магазинчик Муранского стекла, кулон там стоил от 2 до 5 тысяч рублей. Не каждый позволит себе отдать за стекло такие деньги, разве что настоящие ценители.

В июне Жанна впервые приняла участие в ярмарке, она проходила в торговом центре «Veer Mall» в Екатеринбурге и выбору участников предшествовал отбор.

- Мне было важно увидеть реакцию людей на свои изделия. И реакция, и продажи меня порадовали и показали, что двигаюсь в правильном направлении. Мне запомнилась история с одной юной покупательницей. Я ушла перекусить и отсутствовала какое-то время. Возвращаюсь, ко мне спешит куратор выставки и сообщает, что меня ждали и искали две женщины, а с ними девочка лет 8-9. Ей очень понравился маленький кулончик с цветочком, и она ни в какую не хотела уходить без него. Когда женщины попытались её увести, она чуть не расплакалась. Они купили кулон и повесили девочке на шею, она была такая счастливая! Такие моменты меня вдохновляют.