Защита от бюрократовЗащита от бюрократов
Многие из нас стремятся к лучшей жизни: ищут комфортное жильё или выбирают более выгодную работу. А в сельской медицине государство обещает ещё компенсацию, которую иногда приходится добиваться через суд.
Алёна АРХИПОВА
Врач Вероника Клюкина* несколько лет трудилась в медсанчасти города Заречного. А потом узнала и подробно изучила государственную программу «Развитие здравоохранения». По ней врачи и фельдшеры в возрасте до 50 лет, прибывшие в сёла, рабочие посёлки, посёлки городского типа и города с населением до 50 тысяч человек получают от 750 тысяч до полутора миллиона рублей «подъёмных». Женщина остро нуждалась в собственном жилье. Ведь в городе атомщиков она жила с мамой и дочкой на съёмной квартире. Потому и решилась поменять место работы.
Вероника выяснила, что в Белоярской центральной районной больнице есть вакансия врача стоматолога-ортопеда, её прямая специальность. Там женщину приняли, как говорится, с распростёртыми объятиями: трудоустроили на полный рабочий день, пообещав выплатить положенную ей по закону льготу. Правда, и со старого места Клюкина ушла не сразу - уговорили поработать ещё пару месяцев на полставки. Пришлось, подстраховать коллег и работать на два фронта. Впрочем, дополнительные деньги для матери-одиночки не были лишними.
Устроившись на новое место в начале сентября 2022 года, в конце того же месяца Вероника Клюкина обратилась в администрацию Белоярской районной больницы с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в 1 миллион 500 тысяч рублей. Как и положено, врач и медицинское учреждение заключили договор о предоставлении данной выплаты. Позже пакет документов и заявка были отправлены в область на проверку. Однако в декабре женщина получила официальное уведомление об отказе в выплате «подъёмных». Основанием послужило то, что должность «врач стоматолог-ортопед» не была включена в перечень вакантных должностей медработников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2022 году.
Вероника, которая уже подыскала себе жильё и начала оформлять документы для получения ипотеки, очень расстроилась, почувствовала себя обманутой. Хоть она и пришла в Белоярскую больницу ради выгоды, но работала честно, ответственно, без нарушений и нареканий. Даже благодарности от пациентов не раз получала.
Посоветовавшись с юристом, женщина обратилась в суд. В исковом заявлении пояснила, что ещё в октябре получила из Минздрава ответ: по заявке от Белоярской центральной районной больницы о включении должности «врач стоматолог-ортопед» в реестр должностей Министерство вносит соответствующие изменения в приказ. По факту же эта должность в списке вакансий БЦРБ в 2022 году так и не появилась. Поэтому Клюкина считала отказ Белоярской районной больницы в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным. Незаконно и бездействие медучреждения, выразившееся в непредоставлении в Министерство здравоохранения Свердловской области заявки на включение должности врача стоматолога-ортопеда в программный реестр 2022 года.
На данном основании Вероника Клюкина просила суд возложить на Белоярскую центральную районную больницу и Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность заключить с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Требовала возложить на Минздрав обязанность осуществить в установленном порядке выплату «подъёмных». Также женщина считала, что работодатель обязан возместить ей 30 тысяч рублей компенсации морального вреда, так как из-за его бездействия она не получила положенную ей по закону льготу.
Представитель ответчика ГАУЗ СО «Белоярская центральная районная больница» просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил: в соответствии с госпрограммой «Развитие здравоохранения» и прочими нормативными документами, регламентирующими порядок предоставления компенсационных выплат, медицинское учреждение обязано было направить в Министерство здравоохранения пакет документов на медицинского работника. В него входят заявление, копия трудового договора, копии паспорта, документов об образовании и квалификации, СНИЛСа, копию бумажной трудовой книжки, заверенную подписью руководителя и печатью организации, согласие на обработку персональных данных. Однако трудовую книжку Клюкина при трудоустройстве не предоставила, так как на тот момент ещё находилась в трудовых отношениях с МСЧ Заречного. Трудовая книжка врача появилась в Белоярской больнице только в ноябре 2022 года. По этой причине пакет документов в Минздрав был направлен только во второй половине ноября, как и заявка на включение должности «врач стоматолог-ортопед» в перечень вакантных должностей медработников, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты в 2022 году. В декабре врачу поступил отказ.
Министерство здравоохранения Свердловской области пояснило, что раз вышеупомянутый перечень позиций Белоярской больницы не содержал наименования «врач стоматолог-ортопед», значит, нуждаемости в привлечении врачей этой специальности не было.
Белоярский районный суд (судья Татьяна Соловьёва), изучив все доказательства и объяснения сторон, пришёл к следующему. В нормативном документе о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам по государственной программе «Развитие здравоохранения» чётко прописан весь процесс оформления и рассмотрения необходимых документов. По нему право на получение «подъёмных» поставлено в прямую зависимость от включения занимаемой должности в программный реестр должностей. Этот реестр утверждается, исходя из реальной потребности медучреждения в тех или иных специалистах. Всё ради привлечения врачей в сельские больницы.
В октябре 2022 года Минздрав ответил истице: «по заявке от Белоярской центральной районной больницы о включении должности «врач стоматолог-ортопед» в реестр должностей Министерство вносит соответствующие изменения в приказ». В ноябре 2022 года необходимые документы и заявка о внесении стоматолога в этот реестр были направлены. Тем самым больница подтвердила, что не имеет законных оснований для отказа Клюкиной в получении выплаты: врач соответствовала всем условиям. Да и цель, определённая законодательством, была достигнута - в больнице появился, наконец, стоматолог.
Конституция РФ гласит: отказ государства от выполнения взятых на себя социальных обязательств в отношении отдельных категорий граждан не допускается. Отказ от исполнения субъектом России публично-правовых обязательств по материальной поддержке медицинских работников, прибывших в сельскую местность, также недопустим.
Довод ответчика о несвоевременном предоставлении Клюкиной трудовой книжки является необоснованным. При отсутствии у женщины данного документа работодатель должен был выяснить причины, взять с работника письменное объяснение, завести новую трудовую книжку и вовремя подать заявку на включение в реестр должностей специальности «врач стоматолог-ортопед». Данные меры не были своевременно приняты, что и повлекло отказ. Это значит, что решение БЦРБ и Минздрава Свердловской области об отказе в заключении договора о предоставлении компенсационной выплаты незаконно.
В результате Белоярский районный суд удовлетворил исковые требования Вероники Клюкиной частично. На Белоярскую районную больницу и Министерство здравоохранения Свердловской области возложена обязанность заключить с врачом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Минздрав обязали осуществить в установленном порядке данную компенсационную выплату. Также работодатель женщины обязан будет выплатить ей 5 тысяч рублей за моральный вред.
Решение суда вступило в законную силу.
*Персональные данные изменены.
Иски с требованием к Минздраву о выплате единовременной компенсации подаются
в суд всё чаще. В Белоярском районном суде в 2023 году было рассмотрено 3 подобных иска. Все были удовлетворены.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.