Вечная энергия в наших руках – Часть 2Вечная энергия в наших руках – Часть 2
Юлия ВИШНЯКОВА
Первые в мире
Переход четвертого энергоблока Белоярской АЭС на инновационное МОКС-топливо в атомной энергетике сравнивают с созданием вечного двигателя. Теперь отходы ядерной промышленности превращаются в топливо, а значит, топливных ресурсов для работы реактора хватит на тысячу лет. Таким образом, на нашей станции смогут реализовать замкнутый ядерный топливный цикл, а этого никто в мире пока повторить не сумел.
- Применение МОКС-топлива позволит в десятки раз увеличить топливную базу атомной энергетики и сократить образование радиоактивных отходов. Такой технологии действующей в мире больше нигде нет, - сказал директор Белоярской АЭС Иван Сидоров.
Энергия, вырабатываемая на АЭС, уже сегодня самая «зеленая», а замыкание ядерного топливного цикла должно сделать процесс ее выработки еще более экологичным и эффективным, неудивительно, что все страны заинтересованы в этой технологии.
Но Россия - не единственная страна, где пытались строить реакторы на МОКС-топливе. Более того, впервые такой реактор построили французы. Было это в 1970-е годы. Однако из-за нескольких инцидентов (внезапного резкого падения реактивности) его останавливали, запускали снова, потом снова останавливали и окончательно заглушили в феврале 2010 года, так и не выведя на проектную мощность. Пытались развивать эту технологию и американцы, но в 2018 году по ряду причин технологического и организационного характера от нее отказались. В Великобритании и Японии быстрым реакторам тоже не повезло. Единственными конкурентами в этой области для нас сейчас являются китайцы, которые, кстати, используют российское топливо с обогащенным ураном: они запустили экспериментальный быстрый реактор CEFR в 2011 году, а сейчас строят демонстрационный блок, который должен заработать в ближайшие годы.
- Пока же реализовать концепцию замкнутого топливного цикла удалось только в России. Причина, как мне кажется, в менталитете. Только Россия могла себе позволить проект, длительность которого полвека. И у нас не было задачи схватить все и сразу.
Для капиталистического мира это нетипично: от больших инвестиций требуют быстрого результата. Что касается коллег из Китая, то они просто покупали все, что мог предложить мир. Осваивали. Сейчас у них очень современная промышленность, они могут копировать всё. Но им не хватает опыта, человеческого фактора, знаний, которые мы передавали из поколения в поколения. Остальные страны пошли по пути быстрого и коммерческого развития энергетики. В расчёте купить то, что когда-нибудь наработается. А Россия еще раз показала, что можно идти вперед, несмотря на невзгоды и добиваться поставленной цели, - отметил первый заместитель главного инженера Белоярской АЭС Илья Филин.
Вперед на тысячи лет
Преимущество Российской энергетике на мировом уровне - это здорово. Но что это дает простым жителям?
- На цене электроэнергии переход на МОКС-топливо не скажется, - признает Филин. - Для того, чтобы полностью заработала цепочка надо всю экономику полностью перестроить на новую схему. Экономический эффект будет возможен, когда заработает пропорция: 1 быстрый реактор на 4 водно-водяных энергетических реактора. Тогда получится организовать переработку в масштабах страны. Это вопрос не одного дня. Но если страна позволила себе больше 50 лет идти по этому пути, то отдача будет. В этом смысле, топливная база планеты, которая есть и которую мы будем эксплуатировать для реакторов на быстрых нейтронах, это тысячи лет, а не 100 лет, как для реакторов на тепловых нейтронах. Это большой путь, и мы пока в самом его начале.
Таким образом, переход на МОКС-топливо обеспечивает население и промышленность чистой атомной энергией на долгосрочную перспективу. Отработавшее ядерное топливо пойдет на повторное использование, и отпадет необходимость обеспечивать его длительное хранение с особыми условиями. «Урановые хвосты», оставшиеся на хранение после процесса обогащения урана, будут использованы для производства электроэнергии.
Мировой прорыв и небывалые перспективы, но для сотрудников БАЭС переход на МОКС-топливо - это рабочий процесс, поэтому и итоги месяца работы с полной загрузкой они описывают просто.
- Вы купили новую машину и у вас есть диапазон топлива: 95 и 100. Сначала ездили на 95-м, а потом на 100-й перешли. Тут примерно такие же ощущения. Работает замечательно, и это главное, - считает Филин.
Нам же остаётся только порадоваться прогрессу.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.