Доставай мошну - вытряхивай казнуДоставай мошну - вытряхивай казну
Банкротство не самая приятная перспектива, но иногда единственный способ, чтобы избавиться от долгов. И если в случае с физическим лицом эта процедура более-менее понятная, то банкротство юридического лица гораздо сложнее. Это многоэтапный процесс, с несколькими очередями кредиторов, и конкурсный управляющий решает что, кому и когда выплачивать. Самыми крайними в таких многоступенчатых очередях оказываются, как правило, рядовые сотрудники обанкротившейся компании, которым задолжали зарплату. История одного из них в следующей судебной истории.
Алёна АРХИПОВА
Строительная фирма ООО «Белоярская Энергостроймеханизация»* успешно работала на площадках Заречного около 10 лет. Её силами было выполнено много строительных работ и работ по благоустройству. Не раз организация выступала в роли благотворителя, за что получала грамоты и признание муниципалитета. Однако с приходом в Россию пандемии дела на предприятии пошли плохо. Сорвались крупные контракты, потом изменились условия игры при их заключении. Нишу заняли новые, более продвинутые фирмы, которые не стеснялись, бессовестно перебивали цену на торгах и, таким образом, забирали самые выгодные предложения себе. Многие партнёры и подрядчики обанкротились, другие переквалифицировались. Пришлось срочно искать варианты для выживания.
Чтобы хоть как-то удержаться на плаву и выплачивать работникам зарплату, ООО «БЭСМ» заключило маловыгодный контракт на благоустройство в городе Димитровграде Ульяновской области. В том же городе в феврале 2021 года организация приняла на работу на должность временно исполняющего обязанности руководителя местного специалиста Кирилла Петренко*, который должен был контролировать ход работ. Мужчина взялся за дело с энтузиазмом, считал своим профессиональным долгом выполнять работу качественно и в срок, требовал этого от подчинённых.
Однако в это время дела у ООО «БЭСМ» пошли ещё хуже. Закрылось ещё несколько финансовых потоков, на средства которых фирма рассчитывала поправить дела. Появились задолженности по кредитам, организация не смогла рассчитаться с контрагентами, стала задерживать сотрудникам зарплату, в том числе и тем, кто работал в Димитровграде.
Петренко, которого непосредственное руководство частично ввело в курс дел, пришлось не раз просить, уговаривать и даже врать рабочим, что задержка заработной планы временная мера, что скоро всё будет выплачено. Впрочем, ему и самому не платили уже несколько месяцев. Вскоре он больше не смог смотреть в глаза обманутым шофёрам, механикам и строителям и после десяти месяцев службы уволился на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ по собственному желанию.
На момент увольнения организация задолжала Кириллу заработную плату за полгода в сумме 558 тысяч 800 рублей. Руководство фирмы попросило мужчину отнестись к существующей ситуации с пониманием и несколько месяцев подождать. Обещали, что выплатят все деньги к весне 2022 года. Однако, как и следовало ожидать, этого не произошло. В конце июня 2022 года решением Арбитражного суда Свердловской области ООО «Белоярская Энергостроймеханизация» была признана несостоятельным (банкротом). В отношении неё ввели процедуру конкурсного производства.
Какое-то время Кирилл Петренко ещё вёл переписку с представителем ООО «БЭСМ», потом написал в Государственную инспекцию труда, в другие контролирующие органы. В результате трудный путь возврата своих «кровно заработанных» привёл его в Белоярскую межрайонную прокуратуру. Ну а прокуратура, проведя проверку, усмотрела в сложившейся ситуации нарушение трудовых прав гражданина и обратилась в суд.
В исковом заявлении Белоярская межрайонная прокуратура, действующая в интересах Кирилла Петренко, требовала взыскать с ООО «БЭСМ» начисленную, но не выплаченную заработную плату за шесть месяцев в размере 558 тысяч 800 рублей. Также Петренко потребовал взыскать с ответчика 150 тысяч морального вреда. Ведь были грубо нарушены его трудовые права. Он полтора года ждал честно заработанные деньги, а до момента увольнения полгода не получал заработную плату - перебивался, выкручивался. Всё это нанесло существенный финансовый вред его семье. Мужчина переживал, чувствовал себя обманутым, ссорился с женой.
Белоярский районный суд, заслушав помощника прокурора, истца, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в совокупности, пришёл к следующему. Конституция РФ гласит: «Каждый имеет право на труд и вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда». Трудовой Кодекс РФ подтверждает, что работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату зарплаты в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. А работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные законом, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, трудовыми договорами.
Однако решением Арбитражного суда Свердловской области ООО «Белоярская Энергостроймеханизация» признана банкротом. В отношении неё введена процедура конкурсного производства. Конкурсный управляющий предоставил справку, что перед Петренко, действительно, имеется задолженность по заработной плате в размере 558 тысяч 800 рублей. На основании ст. 134 федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования Кирилла по данной задолженности включены во вторую очередь реестра требований кредиторов. На данных основаниях суд исковые требования в части взыскания заработной платы оставил без рассмотрения.
В то же время факт невыплаты начисленной заработной платы, недобросовестность ответчика, который не исполнил свои обязательства, установлены права истца на оплату труда были грубо нарушены. Трудовой Кодекс поясняет, что моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме и размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. А в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и его размеры определяет суд.
С учётом требований разумности и справедливости, оценив степень физических и нравственных страданий, причинённых Кириллу Петренко нарушением прав работника на достойную оплату труда, гарантированных Конституцией РФ, с учётом длительности срока нарушения, суд согласился с заявленной истцом суммой. И определил компенсацию морального вреда в размере 150 тысяч рублей.
В результате требования Белоярской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Кирилла Петренко, к ООО «Белоярская Энергостроймеханизация» о взыскании компенсации морального вреда были удовлетворены. Предприятие обязано выплатить своему бывшему исполняющему обязанности руководителя 150 тысяч рублей.
Ответчик и иные лица, участвующие в деле, тот же конкурсный управляющий обанкротившейся организации, могли подать апелляционную жалобу в вышестоящую судебную инстанцию. Однако своим правом не воспользовались. Данное решение Белоярского районного суда вступило в законную силу.
*Персональные данные изменены.
Разорившийся человек может пересчитать своих друзей на мизинце одной руки.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.