Что скрывает мезенская росписьЧто скрывает мезенская роспись
Конь-огонь, цветок-солнышко, сказочные птицы и горделивые олени, и ещё множество других причудливых узоров. Мезенская роспись поражает пышностью орнамента, а состоит всего из двух цветов: красного и чёрного.
Юлия ВИШНЯКОВА
Узнать подробней об этом, одном из древнейших русских промыслов, и своими руками нанести мезенскую роспись на деревянную ложку смогли гости краеведческого музея 3 декабря. Мастер-класс провела педагог Детской художественной школы Светлана Заложных.
Мезенская роспись зародилась в низовьях реки Мезень Архангельской области. И именно выходцы из архангельских земель основали в начале XVII века нашу Мезенку.
- Они не только в Мезенке остановились, а уходили дальше в Сибирь и в другие уральские города, - рассказывает сотрудник краеведческого музея Людмила Бучельникова. - Но, например, о хохломской росписи мы знаем с детства, а о родной, мезенской даже взрослые не многие знают. Мезенская роспись - она сложная и уникальная. Наносили мезенскую роспись не только на ложки: но и на прялки и другие предметы быта. Я никак не могла понять, как из двух цветов, красного и чёрного, появляются такие удивительные узоры?..
При этом в узор старинных изделий художники вкладывали целый рассказ, а для близких оставляли послание или пожелание. Каждый элемент и завиток рисунка имел определенное значение и располагался особым образом.
- Изначально всё это служило не для красоты, это - зашифрованное письмо. Квадратики - это распаханное поле, мать-земля. Если по полю идёт волнистая линия, значит, водичка нашу земельку полила. Конь - это солнце. Гуси, лебеди и утки считались душами ушедших родственников, они летали поблизости от живых людей и приходили на помощь в трудный момент. Уточка прятала солнышко, и под водичку себе загоняла. Завитки вокруг птички или коня - это движение воздуха. Цветочки, ромбики - это солярные знаки. Радуга дуга - это девочка, дуга с точкой - девушка, а кружочек с точечкой - это мама. Художники в декоре использовали многочисленные знаки плодородия - вспаханные поля, корни, цветы, плоды и семена. Также в мезенской росписи есть верх, низ и серединочка. Это традиционное языческое представление о мире: есть подземный мир, есть надземный, а есть мир, в котором мы живём. Изучать символику росписи очень интересно, - рассказывает Светлана Заложных.
Для того, чтобы нанести на ложку орнамент Светлана Сергеевна заготовила для участников мастер-класса трафареты. С одной стороны, ложку украшал длинноногий конь-огонь с уздечкой, а с другой стороны, цветок-солнышко. Участники мастер-класса признавались, что наносить узор на ложку с помощью кисти не очень удобно, и что древние мастера - большие молодцы, раз умели так ловко и красиво расписывать деревянные поверхности. При этом в распоряжении древних мастеров были куда более скромные материалы. Вместо чёрной краски использовалась сажа, вместо красной - охра. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет.
Современные ложечки после нанесения узора Светлана Заложных покрыла лаком. Теперь они прослужат долго. А ложка, расписанная Людмилой Бучельниковой, осталась в коллекции музея.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.