Настоящий помощникНастоящий помощник
В апреле отделу по защите прав потребителей, которым бессменно руководит Михаил Леднев, исполнилось 30 лет. Без преувеличения, это самый известный, самый востребованный и самый эффективный отдел администрации Заречного. Его сотрудники помогли и поддержали десятки тысяч горожан! На протяжении четырёх месяцев мы рассказывали о непростых жизненных ситуациях, с которыми столкнулись зареченцы, и о том, как им помог этот отдел. Сейчас сложно представить, как бы Заречный жил без такого полезного отдела.
Юлия ВИШНЯКОВА
А началось всё в 1993 году, когда Георгий Карпеевич Леонтьев решил организовать работу по защите прав потребителей и первым в области ввёл в структуру администрации специалиста по защите прав потребителей. Именно Михаила Юрьевича Леднева Леонтьев позвал на новую должность. До этого Леднев работал технологом лаборатории в ОРСе, контролировал качество продукции в сфере торговли и общепита поселка. Практика была отличной, в новой работе пригодилась как нельзя кстати. Не хватало юридических знаний - восполнил пробел, став дипломированным юристом. Вот что вспоминает сам Михаил Юрьевич:
- Кризис девяностых годов затронул все сферы нашей жизни. Затронул кризис и потребительский рынок: многие действовавшие в СССР нормы были уже отменены, а новые российские еще не приняты. Безработица и частые невыплаты зарплат толкали людей на любые заработки, открывались подпольные «заводы» по изготовлению продуктов и алкоголя. Изготовленные кустарным способом товары наводнили рынок.
Продукты сомнительного происхождения без сопроводительных документов реализовались не только с лотков и в киосках, хозяева которых даже не слышали о сертификатах и санитарных правилах, но и в крупных магазинах, где специалисты знали всё, что нужно, но всё равно принимали сомнительный товар и продавали его - очень уж велико было желание заработать.
Своего суррогата хватало, но в Россию ввозили еще и огромные объемы иностранных товаров, в том числе и продукты, запрещенные к использованию в самих странах-производителях. Торговля продуктами без документов, с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности велась с размахом, поэтому сертификационный контроль был просто необходим, ведь сертификат мог служить хоть каким-то подтверждением безопасности продукта. Торговали у нас и просроченным лекарством, объясняя это тем, что «…срок-то истек всего месяц назад, да и не жаловался еще никто…». Иногда в ходе проверок мы снимали с продажи до половины имеющихся в магазине товаров. Благодаря совместным усилиям администрации Заречного, милиции и центра сертификации запрещенная к реализации продукция уходила из зареченских магазинов и многие зареченцы сохранили свое здоровье, не выпив и не съев всё то, что нам удалось убрать из продажи.
С промышленными товарами было тоже не очень благополучно. Сейчас такого в магазинах уже не встретишь: симпатичные «японские» одноразовые магнитолы, самовозгорающиеся фены и миксеры, «итальянская» кожаная обувь с картонными подошвами и много чего еще.
А какой сегодня потребительский рынок?
- Прошло тридцать лет, то смутное время давно в прошлом, потребительский рынок более-менее стабилен. Теперь у потребителей появились новые проблемы: непорядочные банки, телефонные аферисты, мошеннические интернет-магазины, навязанные обманным путем ненужные дорогие товары и услуги, кабальные кредиты.
Беспокоит потребителей и снижение качества продовольственных товаров: производители всё больше экономят на натуральных компонентах и всё чаще используют некачественное сырье. В результате потребители получают «колбасу высшего качества» с соей и крахмалом, «натуральные соки» из концентрата и красителей, а молочные сыры из растительного сырья.
Не сомневаюсь, что со временем и эти вопросы тоже будут решены. Интересно было бы почитать, что напишут на эту тему в «Зареченской Ярмарке» ещё через тридцать лет…
Мы рассказали о многих интересных случаях, с которыми Вам пришлось столкнуться. А какой случай особенно запомнился?
- В самом начале работы мы выиграли суд с Горьковским автозаводом по автомобилю «Волга», потом вернули деньги за неисправный «Ниссан», «Сузуки» и «Дэу». В прошлом году помогли получить потребителю возврат стоимости «Лады» с «Автоваза». Это самые большие по стоимости победы. А по значимости, наверное, самое важное это то, что нам удалось через суд обязать коммунальщиков применять понижающий коэффициент тарифов на электроэнергию в газифицированных квартирах, переоборудованных для использования электроплит.
Расскажите про свою уникальную коллекцию?
- Коллекцию некачественных товаров я начал собирать с самого первого года работы. Большая часть экспонатов была собрана в лихие 90-е. Одним из первых шедевров коллекции стала коробка из-под глазированных творожных сырков, которую сотрудники отдела изъяли с торговой точки во время рейда: изъяли продукцию 3 марта, а, судя по дате выпуска на коробке, сырки будут произведены только 10 июня. Ещё один показательный пример лихолетья: шикарные мужские туфли. Продавцы уверяли, что обувь наивысшего качества, произведена в Италии из натуральной кожи. Вот только подошва почему-то оказалась картонной, а каблуки прибиты к ней мелкими гвоздями. Позже выяснилось, что это была специальная обувь для погребения, которую одевают на усопших. Хотя на прилавке она, пожалуй, выглядела действительно красиво…
Теперь эти и другие экспонаты стали частью истории Заречного - несколько лет назад я передал коллекцию в наш городской музей.
Как изменение законодательства влияет на работу отдела? За 30 лет легче стало или наоборот?
- И законодательство сильно изменилось, и цели, и формы работы. Свой первый рабочий день 1 апреля 1993 года я провел с отверткой, в руках собирая в кабинете письменный стол, шкафы и полки. Потом готовил правовую базу, собирал документы, изучал их. Это сейчас всё есть в интернете, а тогда было другое время. Потребители тогда почти не обращались за помощью, в основном наша работа заключалась в проведении проверок предприятий торговли и рынков. За первый год работы в администрацию поступило только 18 заявлений потребителей, но уже в 1994 году их было больше ста. В последующие годы в администрацию поступало по две-три сотни обращений ежегодно. Были периоды, когда все часы приема у двери кабинета собирались очереди.
Сейчас потребители в очередь не стоят, но обращений хватает. Проверки мы не проводим, поскольку нет у нас теперь таких полномочий. Да и необходимости такой уже нет. Основная наша работа теперь - консультирование потребителей, подготовка претензий исковых заявлений в суд, содействие в организации и проведении экспертиз качества товаров.
Никаких обязательных для исполнения предписаний мы выдать не можем, поэтому даем рекомендации и советы. Добросовестные бизнесмены прислушиваются, о недобросовестных мы информируем потребителей и не рекомендуем такие товары и услуги приобретать.
Оглянувшись назад, кому хотите сказать спасибо за поддержку и помощь?
- Всем главам Заречного, коллегам из Госстандарта, Антимонопольной службы, Госторгинспекции (ныне упраздненной). Благодарен я и зареченским СМИ: на страницах газет и в ТВ-программах все эти 30 лет публиковались материалы по просвещению потребителей, и это сыграло свою большую роль.
В планах - продолжить работу и помогать потребителям.
За 30 лет работы специалистами отдела рассмотрено более 11,3 тыс. заявлений, проведено свыше 71,4 тыс. консультаций, возвращено потребителям за некачественные товары и услуги порядка 119,4 млн рублей!
В день 15-летия отдела Сергей Мальцев и в шутку, и всерьёз написал:
О времени, прошедшем не жалей,
Ты среди нас считаешься элитой.
В твой кабинет с утра, как в мавзолей,
Наш потребитель «валит» за защитой.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.