Последний выпуск
№ 16 от 18 апреля 2024 г.
Газета вышла 2 дня назад


Дело сдвинулось

Дело сдвинулось

Дело сдвинулось  

Управление образования подтвердило проблемы, о которых ранее говорили родители особенных детей. «Каждый год количество детей с ОВЗ в Заречном увеличивается больше, чем на 10%», - признают в управлении образования.

Юлия ВИШНЯКОВА

4 октября ведомство провело встречу с родителями детей с инвалидностью, и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В актовом зале школы №4 собрались также педагоги школ и детских садов, которые с такими детьми работают. Всего около 20 человек. Главным итогом стал План мероприятий по созданию специальных условий для организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. И это важный этап для всех участников образовательного процесса.

Как отметила руководитель АНО «Я могу! Я есть! Я буду!» Татьяна Черкасова, это огромный шаг вперёд, потому что «впервые подобную встречу проводят не по нашему запросу». В ответ, начальник управления образования Игорь Соловьёв подчеркнул, что «нас эта тема интересует не меньше, чем вас».

Статистика знает всё

Специально для этой встречи чиновники подготовили необходимые статистические данные, на основании которых можно увидеть определённые тенденции и сделать важные выводы. Прежде, цифры общественников и официальные данные по этому вопросу сильно разнились.

Итак, в образовательных организациях Заречного сегодня обучается 51 ребёнок - инвалид. Это дети, которые нормально осваивают программу детского сада или школы. Кроме того, в Заречном есть 92 ребёнка-инвалида, у которых есть проблемы с освоением школьной программы.

- Эта статистика не учитывает деток-инвалидов, которые не дошли до детского сада, и деток, которым не исполнилось 18 лет, но которые уже ушли из школы. В среднем же, каждый год количество детей-инвалидов у нас практически одинаковое - около 200 человек, - отмечает специалист управления образования Юлия Панова.

А вот деток с ОВЗ, у которых нет инвалидности, в Заречном 874.

- Это очень большая цифра. От года в год количество детей с ОВЗ увеличивается, и намного, больше, чем на 10%, - добавляет Панова.

Кадров не хватает

Важно, что на встрече специалисты проговорили основные проблемы, которые необходимо решать для организации работы с особыми детьми. И главная их них - кадровая. В обязательном порядке дети с ОВЗ должны заниматься с логопедом, дефектологом, психологом. И именно таких специалистов сейчас Заречному не хватает. Если в «ЦППМиСП» (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) все ставки закрыты, то в целом, по Заречному открыты около 30 ставок логопедов, 18 ставок педагогов-психологов, 20 ставок дефектологов.

- Острая потребность в таких специалистах возникла не так давно. Но на то, чтобы выучить их, нужно время. Подобный кадровый голод есть по всей стране. Мы ежегодно по нескольку раз подаём информацию о наших потребностях. На основании этого формируется государственный заказ - бесплатные места в учебных заведениях. Сейчас большое количество таких специалистов учатся, надеемся, скоро они придут к нам. Но в целом, потребность в таких кадрах с помощью совместителей мы сейчас закрываем. Если в протоколе ПМПК (психолого-медико-педаго-гическая комиссия) прописано, что с ребёнком должен работать логопед, то он работает. Может быть, не индивидуально, но в группах, - говорит специалист управления образования.

Совсем не хватает

Существует и необходимость в тьютерах. Тьютер - это человек с высшим педагогическим образованием. Он нужен детям с ОВЗ, которые учатся в школе. Тьютеры назначаются аутистам, детям с умственной отсталостью. Такой специалист сопровождает ребёнка на уроках, смотрит характер заданий, помогает педагогу наладить отношения с ребенком, выстроить образовательный план. В прежние годы тьютеров в Заречном не было. С сентября этого года в учебных заведениях появилось три ставки. С увеличением количества детей, которым они рекомендованы, количество тьютеров будет расти. Директора пока озадачены тем, где их взять.

При этом родители говорили и о других педагогах, занятия с которыми их рекомендованы, но которых в Заречном нет. Так, есть потребность в сурдопедагоге, в занятиях по логоритмике. «Мы готовы оплатить их обучение, это проще, чем ездить на занятия в Екатеринбург», - добавили родители.

Коррекционные классы есть,

но не везде

Сейчас в коррекционных классах Заречного обучаются 218 детей с ОВЗ. Это 37% от общего числа таких ребят. Больше всего коррекционных классов (18), работает в школе №4, 6 классов - в школе №6, 12 классов - в «ЦППМиСП».

- Это немало. Но мы осознаем пожелание родителей детей, проживающих в микрорайоне, организовать такие классы в школах по месту жительства. Сейчас мы собираем статистику по количеству детей, проживающих в микрорайоне, нуждающихся в открытии коррекционных классах, - рассказала Панова.

Среда пока не доступна

Есть сложности и в создании доступной среды для детей с ОВЗ и инвалидов.

- Во всех образовательных организациях есть кнопка, с помощью которой можно вызвать человека, он и поможет инвалиду подняться. В некоторых организациях есть пандусы. Тем не менее, остается потребность в дополнительных пандусах, расширении дверных проемов, в организации специальных подъемников и туалетов для детей с инвалидностью. Деньги на это будут выделяться, - заверили в управлении образования.

Чем раньше, тем лучше

Важным этапом остаётся ранее выявление и коррекция детей с ОВЗ. Однако чаще таких ребят замечают только в школе.

- А где они были в детском саду? В детском саду воспитатели рекомендовали отвести детей в «ЦППМиСП» на консультацию. Если бы родители откликались и доходили, у нас больше бы детей получило специализированную коррекцию в маленьком возрасте и к школе они бы скомпенсировались. А так у нас 14% дошкольников с ОВЗ, а должна, по идее, быть тенденция к уменьшению. И это мы сейчас говорим только о выявленных случаях с официальным протоколом ПМПК, - говорит Юлия Панова.

При этом родители на встрече рассказали и об обратном процессе: когда они уже в садике начинают понимать, что с ребёнком что-то не так, воспитатели, вместо направления, успокаивают их и убеждают, что всё под контролем.

А Татьяна Черкасова предложила укреплять отношения с МСЧ-32. «чтобы педиатры наладили выдачу направлений в службу ранней помощи». В этом её поддержала, и директор «ЦППМиСП» Надежда Логинова.

Надежды на лучшее

По итогам встречи, были обозначены планы на ближайший год. Управление образования собирается заняться приведением в соответствие нормативных документов. Разработать положение об открытии и функционировании специальных коррекционных классов, реализующих адаптивные образовательные программы в муниципальных общеобразовательных организациях. Специалисты планируют выехать на семинар по созданию инклюзивной среды в Старопышминск, здесь в «Школе на том берегу», успешно развиваются инклюзивные технологии. Также в планах развитие инфраструктуры образования для учащихся с ОВЗ.

Есть и намерение открыть в Заречном ресурсные классы. Ресурсный класс - это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребёнку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.

- Открыть ресурсный класс непросто. Но мы включили эту работу в свои планы, попробуем с помощью экспертов разобраться в том, что для этого необходимо, - заверила главный специалист по общему образованию Ольга Хорькова.

До декабря управление образования планирует выявить потребность в открытии коррекционных классов, затем определить образовательные организации для таких классов и подготовить кадры. Запустить коррекционные классы хотя бы в ещё одной школе намерены к сентябрю следующего учебного года.

Запустить коррекционные классы хотя бы в ещё одной школе намерены к сентябрю следующего учебного года.



1897349

Комментарии (4)

  • e
    pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:54
  • e
    pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:55
    • e
      pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:55
      • e
        pHqghUme написал(а) 24 июля 2023 в 0:55

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Наперекор судьбе»

  • 21 марта - Международный день людей с синдромом Дауна. Таких людей ещё принято называть солнечными, потому что, несмотря на своё заболевание, они очень добрые и жизнерадостные.

  •  
    Коррекционные классы - ау
    №11 от 16 марта 2023 г.

    По официальным данным, в образовательных организациях Заречного сегодня обучается 51 ребёнок - инвалид. Также в Заречном есть 92 ребёнка-инвалида, у которых есть проблемы с освоением школьной программы.

  • Мы продолжаем рассказ о непростой процедуре лишения дееспособности, через которую проходит семья эксперта по профилак.

  •  
    Судьбы брошенных детей
    №38 от 23 сентября 2021 г.

    Истории брошенных детей драматичны, а судьбы многих похожи - жизнь без родных в казённом доме. В прошлом году таких несчастных деток в Заречном было пятеро, в этом году - ещё двое.

  • На страницах «Ярмарки» мы не раз рассказывали о семье эксперта по профилактике социального сиротства детей и руководителе АНО «Я могу! Я есть! Я буду!» Тат.

  •  
    В пучине стрессов
    №50 от 10 декабря 2020 г.

    Чем больше заразившихся коронавирусной инфекцией, чем мрачнее статистика по заболевшим и умершим, тем больше людей впадают в депрессию. И выбраться из клубка страхов, переживаний и сомнений становится всё сложнее. Что же делать?..