Спрятанные детиСпрятанные дети
Часть восьмая. Нерешенные проблемы детей-инвалидов снова вышли из тени.
Юлия ВИШНЯКОВА
«Меня уже спрашивают про планы на 2 класс. И намекают, что надо уйти на домашнее обучение. Неудобных детей принято закрывать дома», «В этом году пролонгируется пребывание моего сына в садике. А дальше? Закрыть его дома? В ППЦ таких детей не берут…» Встреча трёх матерей с главой города Андреем Захарцевым, которая состоялась 19 февраля, получилась эмоциональной и очень искренней. Ведь существующая в городе система образования, в которой комфортно чувствуют себя обычные дети, не может подстроиться под потребности детей с ОВЗ и инвалидов: не хватает специалистов, оборудования, навыков и наработок, и к сожалению, нет условий даже в тех учреждениях, которые создавались специально для детей с особенностями.
Цикл публикаций под названием «Спрятанные дети» наша газета начала в 2020 году. В нём мы рассказывали о проблемах, с которыми сталкиваются родители особенных детей. Большая их часть касалась вопросов образования. Первое время власти активно пытались эти вопросы обсуждать и искали пути их решения. И определённые результаты этой работы были: для таких ребят появились творческие объединения, они всё чаще стали выступать на большой сцене во время городских мероприятий. Были открыты коррекционные классы в школе в микрорайоне. Потихоньку создаётся доступная среда в учреждениях города… Тем не менее, комплексного решения проблем так и не было найдено, вопросы решались лишь точечно.
До сих пор дети инвалиды и дети с ОВЗ в любом образовательном учреждении Заречного сталкиваются «с систематическим нарушением их прав, с неисполнением ФЗ об Образовании, с неисполнением требований по организации условий в области образования (как дошкольного, так и школьного), основанием для которых являются заключения Государственных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Родители особенных детей вынуждены постоянно доказывать потребности своего ребёнка в организации специальных условий, тратя нервы свои, детей и педагогов.
При существующей системе решить те или иные вопросы можно только локально, в отношении конкретного ребёнка, родитель которого отстаивает права своего ребёнка. Комплексно проблемы не решаются, а потребности только растут. Родители радостно отправляют детей в первый класс, а спустя короткое время понимают, что система образования не в силах предоставить необходимое образование, прописанное в заключениях ПМПК», - говорится в обращении к главе города, под которым стоит 24 подписи.
Садик
Сын Натальи Захаровой посещает детский сад «Дюймовочка» с 2021 года. У мальчика ДЦП, поэтому есть сложности при передвижении. «Дюймовочка» - детский сад компенсирующего вида. На данный момент здесь обучаются 28 детей - инвалидов. В этот учебный год учреждение вошло после масштабного ремонта, во время которого создавалась доступная среда… На это было потрачено около 5 млн рублей из областного и местного бюджетов.
- У сына медотвод от прививок. Как только кому-то из группы, в которой он находится, ставят прививку от полиомиелита, его высаживают и на 60 дней отправляют домой. Таким образом, ребенок за это время на 150 дней «вылетал» из учебного процесса, альтернативной группы ему предоставить не смогли. В садике есть логопед, дефектолог, кабинет массажа, с 2024 года открыт сенсорный кабинет. В эту сенсорную комнату детей - инвалидов не водят, потому что нет специалиста для наших детей! Занятия там проводят для здоровых детей. Для кого кабинет сделали? На ЛФК и массаж наши дети тоже попадают лишь раз в год, хотя по предписаниям от невролога им он положен раз в квартал. А все по тому, что наши дети стоят в общей очереди на массаж со здоровыми детьми.
Дети - инвалиды везде обслуживаются вне очереди, а в нашем садике стоят в общей очереди… В том числе и поэтому на реабилитацию я вынуждена возить своего ребенка в Екатеринбург два раза в неделю в частный центр… За 5 месяцев в платном центре у ребёнка больший прогресс, чем за два года в садике, - говорит Наталья Захарова.
… О том, что в рамках создания доступной среды садик приобрел подъемник, Наталья узнала только на приеме у главы.
- А где он, подъёмник? Мой ребенок на 2 этаж поднимаются пешком. А воспитатели переживают, как бы он кубарем не свалился. Бассейн мой ребенок в садике тоже не посещает, потому что его не смогут достать из этого бассейна. Где эта доступная среда? - задает она логичный вопрос.
Школа
Сын Натальи Коробцовой в этом году пошёл в первый класс школы №7. У мальчика сохранный интеллект, но из-за ДЦП самостоятельно ходить он не может и имеет нарушение речи.
- С этими показаниями мы числились за садиком при Центре психолого-педагоги-ческой, медицинской и социальной помощи (ЦППМиСП). Именно числились, потому что мы туда не имели возможности ходить из-за «разношерстности» групп. У меня ребенок общительный, развитый, сбылась моя мечта, и он попал в обычную школу, но, что и логично, в класс с коррекцией, где обучается 7 человек. И все начиналось неплохо. По заключению ПМПК нам школа должна оборудовать школьное место, предоставить планшет, спец литературу. Но мы все сделали сами: и кресло туда привезли, и компьютер с клавиатурой поставили. Прошло полгода начались сложности с преподаванием образовательной программу. У сына программа 6.2. Но ознакомиться я с ней не могу, ее даже на сайте школы нет, и не понятно по какой программе его обучают. С него начали спрашивать нормативы по технике чтения, но он никогда не будет читать быстрее, у него такой диагноз. У него свои нормативы, они не такие как у коррекционников. Периодически ему выдаются тексты с мелким шрифтом, который он никогда не прочтёт, педагог об этом забывает, а ребёнок испытывает дискомфорт. По труду и рисованию педагог всё делает за него, но ребёнок вполне может справиться с работой самостоятельно, если задание будет адаптировано под него и его моторику. Была на собрании,
специалисты школы соглашались, что нет подходящих кадров, нет ассистентов-тьютеров, что не могут обучать по программе, рекомендованной ПМПК.
При этом меня уже спрашивают про планы на 2 класс. И намекают, что надо уйти на домашнее обучение. Неудобных детей проще закрыть дома, чем создать для них условия, - сокрушается Наталья.
ЦППМиСП
Конечно, у Заречного есть своя гордость со сложной аббревиатурой ЦППМиСП, ранее ППЦ. Однако не все родители могут устроить туда своих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжёлыми множественными нарушениями развития в силу нехватки помещений и отсутствия в центре доступной среды.
«Манипулируя незнанием закона родителями, в устной форме руководство ЦППМ рекомендует родителям детей с НОДА подавать заявление о зачислении в первый класс в другие учреждения города. Так же в данном учреждении нет зала для занятий физкультурой. Нет подъёмника на второй этаж, где находятся кабинеты и осуществляется образовательная деятельность. Нет столовой. Проходные коридоры в группы и кабинеты узкие - не более 80 см. Туалет на втором этаже с узким проёмом и с порогом. Имеется дефицит места для организации дневного сна детей (нет спальни)», - говорится в обращении родителей.
- Это проблемы детей, которые находятся непосредственно в системе. А есть еще те, кому было отказано в зачислении ЦППМ или которые ушли сами из-за созданных там условий. Теперь эти дети находятся на домашнем обучении, - говорит Вера Осташева, чья дочь была зачислена в центр, но сейчас обучается дома.
- Я озадачена дальнейшим образованием моего ребенка в этой системе. В ЦППМ его не возьмут, так как у него нарушение опорно-двигательного аппарата, а специалистов, которые будут ему помогать подниматься на 2 этаж нет. К тому же там все в куче: и подростки с аутизмом и синдромом Дауна, и 8-летние дети, - добавляет Захарова.
Глава
Захарцев постарался услышать мам. Пообещал в рабочем порядке и оперативно разобраться в той части вопросов, которые решить можно уже сейчас. Что касается более серьезных вещей, на которые требуются средства и время, то по ним обещано подготовить отдельную дорожную карту.
- По школе №7 сделаем реестр по необходимым учебным материалам, оборудованию по доступной среде, разберемся чего нет, и когда деньги будем доводить до школы, туда необходимые средства заложим. Я должен в детском саду побывать и школе, встретиться с ответственными и педагогами. Это мы сделаем сами и в рабочем порядке. Потом вернемся к разговору, - пообещал он мамам.
Кроме того, глава дал поручение создать комиссию по вопросам дошкольного и школьного образования детей с ОВЗ, чтобы на регулярной основе обсуждать и решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. В комиссию он пообещал включить представителей системы образования и родителей особых детей.
Что из этого получится и начнут ли вопросы особых детей решаться комплексно, покажет время. Главное, чтобы очередная комиссия создавалась не для галочки, и не чтобы поговорить и разойтись, а для решения проблем людей, которые устали жить в условиях постоянной борьбы за существование своих детей.
Фото пресс-службы
Администрации: После встречи с родителями администрация
поспешила выложить фотографии доступной
среды в детском саду “Дюймовочка”.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.