Неуместная и опасная игра в которую играют взрослые люди или О правах потребителей в эпоху коронавирусаДавненько в нашей стране не было столько разговоров о правах потребителей, как в последние два года. Сначала мы регулярно слышали возле касс магазинов возмущение покупателей без масок о том, что не обслуживший их кассир нарушает их права. Сейчас граждане без QR-кодов жалуются на то, что торговые центры незаконно отказывают им в обслуживании.
О том, как с начала пандемии изменился характер обращений в отдел по защите прав потребителей, мы поговорили с его начальником Михаилом Ледневым.
Юлия ВИШНЯКОВА
- С начала пандемии количество письменных обращений уменьшилось. Полностью исчезли обращения по туризму: возможно, это случилось потому, что спрос на туруслуги значительно снизился, и турфирмы стали дорожить каждым своим клиентом и теперь решают все споры «мирным» путём.
Что касается розничной торговли, то здесь всё как всегда - жалуются на некачественные сотовые телефоны, компьютерную технику, обувь. Реже стали обращаться по поводу верхней одежды. А вот количество жалоб на интернет-магазины возросло до 30% от общего числа. Больше стало жалоб и на жуликов, которые ходят по квартирам, но жалуются в основном не на продавцов газовых счётчики и анализаторов дыма, а на оконщиков - мастеров, которые приходят в дом «для профилактики» пластиковых окон. Эти умельцы могут поменять совершенно исправные детали окна по завышенной цене или предлагают поставить втридорога новые окна, принуждая потребителя к заключению договора и оформлению кредита. Многие люди соглашаются, оформляют кредит, подписывают договор, а потом узнают, что цена явно завышена, срок установки окна не две недели, как обещали, а целых 100 рабочих дней. Расторгнуть такой договор сложно, предприниматели не желают возвращать деньги потребителям, и дело часто доходит до суда.
А в отношении интернет-торговли на что жалуются?
- Чаще всего жалуются на обман. Если прислали не ту вещь, которая была заказана, - это ещё полбеды. А вот когда интернет-магазины вместо товара присылают ненужный хлам, то это уже совсем ни в какие рамки. Обманутые потребители показывали мне содержимое посылок из интернет-магазинов: вместо заказанного дорогостоящего товара - мешочек с песком, на этикетке которого написано «Песок для ванн», или удобрения какие-то непонятные. Вместо видеорегистратора - коврик для мышки, а вместо модельного платья - тряпочку. Бывают посылки, в которых наложены куски картона или небольшая железяка для веса. Вернуть деньги за такой «товар» непросто, а в ряде случаев и невозможно.
Чаще всего нечестные интернет-магазины работают по схеме, в которой участвуют три субъекта: один принимает интернет-заказ, другой этот товар высылает, а на имя третьего лица покупателю предлагают оплатить стоимость товара и его пересылки. Оплатить, естественно, до вскрытия посылки. А когда посылка открыта и в ней нет заказанного товара, почта назад её не примет и деньги не вернёт. Потребителю придётся разбираться с интернет-продавцом, который не имеет почтового адреса и телефоны которого не отвечают, или с отправителем посылки, о котором известно только его название и номер почтового отделения, откуда посылка была отправлена, или с получателем денег, который тоже «ни при чём».
Заказывая товар в незнакомом интернет-магазине, следует себя обезопасить. Для этого нужно попросить магазин отправить ваш заказ посылкой наложенным платежом с описью вложения. А если вам отказали, то это значит, что у интернет-магазина есть недобрые намерения: ведь опись вложения позволяет вам вскрыть на почте посылку до её оплаты и, если содержимое посылки не соответствует описи вложения, вы имеете законное основание отказаться от получения посылки и не платить ни за товар, ни за его пересылку.
Всё чаще можно встретить объявления о бесплатной юридической консультации, но такая помощь тоже оказывается отдельным видом мошенничества.
- В этих объявлениях пишут, что консультация абсолютно бесплатна, но нужна предварительная запись и приходить надо с паспортом. Гражданин приходит, его консультируют, говорят, что его дело выигрышное, что для него подготовят все необходимые документы, претензии, жалобы, запросы, исковое заявление в суд. Консультация бесплатна, но дальнейшие «ценные» услуги уже стоят денег, поэтому потребителю необходимо заключить с юристами договор и внести небольшой аванс. Итоговая стоимость услуг по договору может составлять 50-60 тысяч рублей, но сразу эту сумму не озвучивают, чтобы не спугнуть клиента.
После заключения договора «юристы» создают видимость активной деятельности: готовят под копирку пачку жалоб, запросов во все инстанции без разбора. Они делают это, заранее зная о бесполезности своих писем, рассылаемых в органы управления, которые данными вопросами не занимаются. Был случай, когда гражданину, купившему автомобиль со скрытым недостатком, такие «юристы», кроме действительно необходимой претензии в автосалон, подготовили обращения в администрацию губернатора, в правительство Свердловской области, мэру Екатеринбурга, в Минагропром, в прокуратуру, Роспотребнадзор и на завод. И каждое письмо - за отдельную плату! Расторгнуть такие договоры сложно: ненужные услуги уже оказаны, и формально «юристы» свои обязательства выполнили. К счастью, в Заречном таких «юристов» нет. Они «работают» в Екатеринбурге и «помогают» клиентам со всей Свердловской области.
А как обстоят дела с уличной торговлей?
- Нестационарная торговля осуществляется сейчас только на территориях торговых центров, у муниципалитета нет полномочий проводить проверки этих объектов торговли. Всё, что мы можем - прийти, посмотреть, как организована торговля, указать на нарушения, сделать замечание и дать рекомендации, которые, впрочем, для исполнения не обязательны. Таково сегодняшнее законодательство.
А нарушений много. Например, все электронные весы на ярмарках без документов о госповерке, поэтому вероятность обвеса покупателей очень высока. Однажды на такой ярмарке я видел, как продавец «взвешивает» товар на выключенных весах. На вопрос «почему?» он ответил, что весы сломались, и вес он определяет «на глазок», а товар на весы кладёт для приличия.
Наличие ценников на товаре обязательно, это требование прописано в правилах торговли, но на большую часть товаров ценников не бывает. Продавцы объясняют, что не успевают писать ценники, но если покупатель спросит, то ему про все цены обязательно расскажут. В правилах торговли и санитарных правилах установлены жёсткие требования к хранению и реализации скоропортящихся продуктов, но во многих торговых палатках нет документов о безопасности и качестве продуктов, а некоторые бизнесмены не боятся в жаркий летний день при +30 продавать колбасные изделия без средств охлаждения, а товарный запас держать в картонных коробках на асфальте под прилавком.
Невозможность без QR-кода посещать торговые центры и некоторые магазины - это нарушение прав потребителей?
- Ситуация с коронавирусом очень серьёзная: заболевших много, смертность высокая. Но, несмотря на это, есть противники вакцинации, QR-кодов, защитных масок, а некоторые вообще не верят в существование коронавируса. Эти странные люди заявляют, что они свободны, что их права защищены Конституцией, и считают, что эта защита распространяется только на них. Они не желают понимать того, что конституционные гарантии относятся ко всем гражданам без исключений, в том числе и к людям, которые соблюдают ограничительные меры и не хотят заболеть коронавирусом.
Каждый человек может быть носителем коронавируса и, если он не считает нужным носить маску, вакцинироваться и предъявлять QR-код, он тем самым подвергает опасности жизнь других людей. Осуществление личных прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на охрану здоровья тоже закреплено в Конституции - любой человек вправе требовать от государства защитных мер. Вводя ограничения, государство именно эти меры и предпринимает. Введение QR-кодов своевременно, необходимо и законно. Конечно, гражданин вправе принимать любое решение относительно своего здоровья, своей жизни, но подвергать чужую жизнь опасности он права не имеет. Реализовывать свои права общественно опасным способом, в ущерб своим согражданам, недопустимо.
Маска работает, вакцина работает, но 100% гарантии, конечно, они не дадут, зато снизят риск заболеть. Переход проезжей части на зелёный светофор тоже не гарантирует 100-процентную безопасность пешехода, но сильно увеличивает его шансы уцелеть. Я прививку поставил, маску ношу, QR-код предъявляю с удовольствием. Это занимает от 5 до 15 секунд, я замерял.
Но в той же торговле столько примеров можно найти, когда все эти направленные на наше благо меры доведены до абсурда.
- На входе в магазин должны предупреждать покупателя, что без маски его обслуживать не будут, и не впускать его в магазин. Но зачастую человек без маски прошёл весь магазин, перетрогал массу товаров, дошёл до кассы, а там ему говорят: «Мы вас обслуживать не будем». Администрация магазина предоставила гражданину, который может быть разносчиком вируса, возможность оставить этот вирус на товарах, на корзине и тележке, в воздухе. А на кассе не приняли оплату только для «галочки». Это формализм в чистом виде.
В одном из зареченских магазинов я наблюдал интересную сцену: покупатель без маски, но с полной тележкой продуктов подошёл к кассе. Его попросили надеть маску. У него маски нет, а кассир на уступки не идёт. В этот момент в магазин зашёл в маске знакомый этого покупателя и, оценив ситуацию, сказал, что сейчас только хлеб купит и даст маску своему товарищу. Заплатив за хлеб, он передал использованную маску, товарищ её надел, и кассир со словами: «Ну вот, совсем другое дело» начала расчёт. Вся эта сцена похожа на глупую, неуместную и опасную игру, в которую играют взрослые умные люди. И пока вместо реальных защитных мер будет только их видимость, ни маски, ни прививки, ни QR-коды сами по себе вирус не остановят.
Переход проезжей части на зелёный светофор тоже не гарантирует 100-процентную безопасность пешехода, но сильно увеличивает его шансы уцелеть. Так и с вакциной от коронавируса.
За 6 месяцев в отдел по защите прав потребителей поступило 74 письменных обращения, оказано 900 устных консультаций.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.