Неуместная и опасная игра в которую играют взрослые люди или О правах потребителей в эпоху коронавир

«Зареченская Ярмарка» №48 от 02 декабря 2021 г.
Неуместная и опасная игра в которую играют взрослые люди или О правах потребителей в эпоху коронавируса

Давненько в нашей стране не было столько разговоров о правах потребителей, как в последние два года. Сначала мы регулярно слышали возле касс магазинов возмущение покупателей без масок о том, что не обслуживший их кассир нарушает их права. Сейчас граждане без QR-кодов жалуются на то, что торговые центры незаконно отказывают им в обслуживании.

О том, как с начала пандемии изменился характер обращений в отдел по защите прав потребителей, мы поговорили с его начальником Михаилом Ледневым.

Юлия ВИШНЯКОВА

- С начала пандемии количество письменных обращений уменьшилось. Полностью исчезли обращения по туризму: возможно, это случилось потому, что спрос на туруслуги значительно снизился, и турфирмы стали дорожить каждым своим клиентом и теперь решают все споры «мирным» путём.

Что касается розничной торговли, то здесь всё как всегда - жалуются на некачественные сотовые телефоны, компьютерную технику, обувь. Реже стали обращаться по поводу верхней одежды. А вот количество жалоб на интернет-магазины возросло до 30% от общего числа. Больше стало жалоб и на жуликов, которые ходят по квартирам, но жалуются в основном не на продавцов газовых счётчики и анализаторов дыма, а на оконщиков - мастеров, которые приходят в дом «для профилактики» пластиковых окон. Эти умельцы могут поменять совершенно исправные детали окна по завышенной цене или предлагают поставить втридорога новые окна, принуждая потребителя к заключению договора и оформлению кредита. Многие люди соглашаются, оформляют кредит, подписывают договор, а потом узнают, что цена явно завышена, срок установки окна не две недели, как обещали, а целых 100 рабочих дней. Расторгнуть такой договор сложно, предприниматели не желают возвращать деньги потребителям, и дело часто доходит до суда.

А в отношении интернет-торговли на что жалуются?

- Чаще всего жалуются на обман. Если прислали не ту вещь, которая была заказана, - это ещё полбеды. А вот когда интернет-магазины вместо товара присылают ненужный хлам, то это уже совсем ни в какие рамки. Обманутые потребители показывали мне содержимое посылок из интернет-магазинов: вместо заказанного дорогостоящего товара - мешочек с песком, на этикетке которого написано «Песок для ванн», или удобрения какие-то непонятные. Вместо видеорегистратора - коврик для мышки, а вместо модельного платья - тряпочку. Бывают посылки, в которых наложены куски картона или небольшая железяка для веса. Вернуть деньги за такой «товар» непросто, а в ряде случаев и невозможно.

Чаще всего нечестные интернет-магазины работают по схеме, в которой участвуют три субъекта: один принимает интернет-заказ, другой этот товар высылает, а на имя третьего лица покупателю предлагают оплатить стоимость товара и его пересылки. Оплатить, естественно, до вскрытия посылки. А когда посылка открыта и в ней нет заказанного товара, почта назад её не примет и деньги не вернёт. Потребителю придётся разбираться с интернет-продавцом, который не имеет почтового адреса и телефоны которого не отвечают, или с отправителем посылки, о котором известно только его название и номер почтового отделения, откуда посылка была отправлена, или с получателем денег, который тоже «ни при чём».

Заказывая товар в незнакомом интернет-магазине, следует себя обезопасить. Для этого нужно попросить магазин отправить ваш заказ посылкой наложенным платежом с описью вложения. А если вам отказали, то это значит, что у интернет-магазина есть недобрые намерения: ведь опись вложения позволяет вам вскрыть на почте посылку до её оплаты и, если содержимое посылки не соответствует описи вложения, вы имеете законное основание отказаться от получения посылки и не платить ни за товар, ни за его пересылку.

Всё чаще можно встретить объявления о бесплатной юридической консультации, но такая помощь тоже оказывается отдельным видом мошенничества.

- В этих объявлениях пишут, что консультация абсолютно бесплатна, но нужна предварительная запись и приходить надо с паспортом. Гражданин приходит, его консультируют, говорят, что его дело выигрышное, что для него подготовят все необходимые документы, претензии, жалобы, запросы, исковое заявление в суд. Консультация бесплатна, но дальнейшие «ценные» услуги уже стоят денег, поэтому потребителю необходимо заключить с юристами договор и внести небольшой аванс. Итоговая стоимость услуг по договору может составлять 50-60 тысяч рублей, но сразу эту сумму не озвучивают, чтобы не спугнуть клиента.

После заключения договора «юристы» создают видимость активной деятельности: готовят под копирку пачку жалоб, запросов во все инстанции без разбора. Они делают это, заранее зная о бесполезности своих писем, рассылаемых в органы управления, которые данными вопросами не занимаются. Был случай, когда гражданину, купившему автомобиль со скрытым недостатком, такие «юристы», кроме действительно необходимой претензии в автосалон, подготовили обращения в администрацию губернатора, в правительство Свердловской области, мэру Екатеринбурга, в Минагропром, в прокуратуру, Роспотребнадзор и на завод. И каждое письмо - за отдельную плату! Расторгнуть такие договоры сложно: ненужные услуги уже оказаны, и формально «юристы» свои обязательства выполнили. К счастью, в Заречном таких «юристов» нет. Они «работают» в Екатеринбурге и «помогают» клиентам со всей Свердловской области.

А как обстоят дела с уличной торговлей?

- Нестационарная торговля осуществляется сейчас только на территориях торговых центров, у муниципалитета нет полномочий проводить проверки этих объектов торговли. Всё, что мы можем - прийти, посмотреть, как организована торговля, указать на нарушения, сделать замечание и дать рекомендации, которые, впрочем, для исполнения не обязательны. Таково сегодняшнее законодательство.

А нарушений много. Например, все электронные весы на ярмарках без документов о госповерке, поэтому вероятность обвеса покупателей очень высока. Однажды на такой ярмарке я видел, как продавец «взвешивает» товар на выключенных весах. На вопрос «почему?» он ответил, что весы сломались, и вес он определяет «на глазок», а товар на весы кладёт для приличия.

Наличие ценников на товаре обязательно, это требование прописано в правилах торговли, но на большую часть товаров ценников не бывает. Продавцы объясняют, что не успевают писать ценники, но если покупатель спросит, то ему про все цены обязательно расскажут. В правилах торговли и санитарных правилах установлены жёсткие требования к хранению и реализации скоропортящихся продуктов, но во многих торговых палатках нет документов о безопасности и качестве продуктов, а некоторые бизнесмены не боятся в жаркий летний день при +30 продавать колбасные изделия без средств охлаждения, а товарный запас держать в картонных коробках на асфальте под прилавком.

Невозможность без QR-кода посещать торговые центры и некоторые магазины - это нарушение прав потребителей?

- Ситуация с коронавирусом очень серьёзная: заболевших много, смертность высокая. Но, несмотря на это, есть противники вакцинации, QR-кодов, защитных масок, а некоторые вообще не верят в существование коронавируса. Эти странные люди заявляют, что они свободны, что их права защищены Конституцией, и считают, что эта защита распространяется только на них. Они не желают понимать того, что конституционные гарантии относятся ко всем гражданам без исключений, в том числе и к людям, которые соблюдают ограничительные меры и не хотят заболеть коронавирусом.

Каждый человек может быть носителем коронавируса и, если он не считает нужным носить маску, вакцинироваться и предъявлять QR-код, он тем самым подвергает опасности жизнь других людей. Осуществление личных прав и свобод гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Право на охрану здоровья тоже закреплено в Конституции - любой человек вправе требовать от государства защитных мер. Вводя ограничения, государство именно эти меры и предпринимает. Введение QR-кодов своевременно, необходимо и законно. Конечно, гражданин вправе принимать любое решение относительно своего здоровья, своей жизни, но подвергать чужую жизнь опасности он права не имеет. Реализовывать свои права общественно опасным способом, в ущерб своим согражданам, недопустимо.

Маска работает, вакцина работает, но 100% гарантии, конечно, они не дадут, зато снизят риск заболеть. Переход проезжей части на зелёный светофор тоже не гарантирует 100-процентную безопасность пешехода, но сильно увеличивает его шансы уцелеть. Я прививку поставил, маску ношу, QR-код предъявляю с удовольствием. Это занимает от 5 до 15 секунд, я замерял.

Но в той же торговле столько примеров можно найти, когда все эти направленные на наше благо меры доведены до абсурда.

- На входе в магазин должны предупреждать покупателя, что без маски его обслуживать не будут, и не впускать его в магазин. Но зачастую человек без маски прошёл весь магазин, перетрогал массу товаров, дошёл до кассы, а там ему говорят: «Мы вас обслуживать не будем». Администрация магазина предоставила гражданину, который может быть разносчиком вируса, возможность оставить этот вирус на товарах, на корзине и тележке, в воздухе. А на кассе не приняли оплату только для «галочки». Это формализм в чистом виде.

В одном из зареченских магазинов я наблюдал интересную сцену: покупатель без маски, но с полной тележкой продуктов подошёл к кассе. Его попросили надеть маску. У него маски нет, а кассир на уступки не идёт. В этот момент в магазин зашёл в маске знакомый этого покупателя и, оценив ситуацию, сказал, что сейчас только хлеб купит и даст маску своему товарищу. Заплатив за хлеб, он передал использованную маску, товарищ её надел, и кассир со словами: «Ну вот, совсем другое дело» начала расчёт. Вся эта сцена похожа на глупую, неуместную и опасную игру, в которую играют взрослые умные люди. И пока вместо реальных защитных мер будет только их видимость, ни маски, ни прививки, ни QR-коды сами по себе вирус не остановят.

Переход проезжей части на зелёный светофор тоже не гарантирует 100-процентную безопасность пешехода, но сильно увеличивает его шансы уцелеть. Так и с вакциной от коронавируса.

За 6 месяцев в отдел по защите прав потребителей поступило 74 письменных обращения, оказано 900 устных консультаций.