7 февраля Заречный посетил директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Илья Сулла. Нашей редакции удалось задать ему несколько эксклюзивных вопросов, касающихся проблем развития бизнеса в моногородах Урала.
Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА
Как известно, моногород имеет лишь одно мощное предприятие. Малый бизнес со своими инновациями, идеями и предложениями нечасто находит поддержку муниципалитета, ориентированного на обеспечение потребностей градообразующего предприятия. По данным 2015 года, в Заречном было зарегистрировано 1 450 малых предприятий и ИП, на 2018 год их осталось 1 290.
Один из самых непростых вопросов Заречного касается взаимодействия местных предпринимателей с Белоярской АЭС. Попасть в список её поставщиков практически невозможно. Этот момент существенно осложняет развитие бизнеса, уменьшает налоговую базу, а предприниматели уходят на другие территории. Существуют ли, на Ваш взгляд, варианты решения этой проблемы?
- Все закупочные процедуры проводятся в соответствии с федеральным законодательством, это тендеры, конкурсы и аукционы, участвовать и побеждать в которых довольно непросто. Закупочные процедуры ругают все. Но когда этих процедур не было, ситуация, на мой взгляд, была ещё хуже - поставками занимались непрозрачные фирмы, племянники и т.д. Тем не менее, законодательство - не догма, оно меняется в соответствии с потребностями общества, и я не сомневаюсь, что и в 44, и в 223 ФЗ будут внесены коррективы. Законодательство о закупках обязательно будет меняться ещё и потому, что в нацпроекте, посвящённом развитию бизнеса, примерно пятая часть связана с мероприятиями, направленными на улучшение предпринимательской среды.
Что касается доступа к поставкам монопредприятий для местных предпринимателей, то думаю, что у муниципалитета, региональных властей есть возможность придумывать инструменты, в том числе и финансовые, которые бы помогали получать доступ к ресурсам этих предприятий. Допустим, местным предпринимателям с помощью Фонда можно обеспечить «лёгкие» кредиты, тендерные залоги или обеспечить гарантии выполнения контракта. Кроме того, местный бизнес мог бы быстрее получить информацию о тендерах от местного муниципалитета, местного фонда или БАЭС - время тоже важный фактор.
Многие зареченцы при покупке товаров отдают предпочтение Екатеринбургу. Там и одежду закупают, и подстригаются, и развлекаются. Как Вы думаете, почему?
- Это ещё одна проблема вашего высокообеспеченного города. Важно сделать так, чтобы зареченцы не ездили по выходным в Екатеринбург за качественными товарами и услугами, а чтобы такие качественные товары и услуги могли получать прямо в Заречном. Здесь высокая покупательская способность, но местный бизнес как бы остался в 90-х. В своём сегодняшнем качестве он не востребован на территории, и наш Фонд, например, проводит обучение предпринимателей, предоставляет возможность воспользоваться технологиями готовых бизнесов, которые уже налажены в других городах. Это ещё одна возможность для развития бизнеса в моногородах.
Ещё одна большая проблема для моногородов - засилие торговых сетей. Местному производителю «встать на полку» или, как ещё говорят, «попасть в матрицу» практически невозможно. Приходится продавать молоко, творог, курицу в лотках и по подвалам. Можно ли, на Ваш взгляд, решить эту проблему?
- У торговых сетей есть набор требований и регламентов, которые поставщик обязан исполнять, - по качеству, по количеству, по упаковке и т.д. К сожалению, наши предприниматели пока не готовы их выполнять в полном объёме. Картошку, например, надо помыть, расфасовать, нанести штрих-код и т.д. Одному ИП сделать это в больших объёмах невозможно. Как вариант, мы предлагаем объединиться таким предпринимателям и создать единый центр упаковки.
Но согласитесь, за последние 15 лет в магазины стало ходить приятней, торговля стала лучше, возможно, благодаря как раз тем самым регламентам и высоким стандартам, которые задают сети. Сельпо с носками, хлебом и жвачками на одной полке ушли в прошлое. Так работают законы экономики, законы рынка, и это надо понимать.
Тем не менее, в рыночные отношения часто и не совсем к месту, на мой взгляд, вмешивается государство, которое порой одним росчерком убивает целые пласты бизнеса. Так, недавно были «похоронены» хостелы, полностью остановлен процесс создания офисов и магазинов на первых этажах жилых домов…
- Не бывает безвыходных ситуаций. Надо работать с Государственной Думой, корректировать законодательную базу, и это тоже к вопросу объединения предпринимателей. Так или иначе, это всё отрегулируется. К тому же можно ведь и нестационарную торговлю развивать, передвижные автобусы, например. Приехала такая красивая бургерная на площадь перед ДК «Ровесник», накормила всех и уехала. В таком же формате можно и парикмахерские делать.
Если задаться целью, можно придумать выход из любой ситуации. Предприниматели на то и предприниматели, чтобы предпринимать. И победит тот, кто работает в реальной жизни.
Спасибо за интервью.
Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.