Красота из ничегоИгрушки, шкатулки, скульптуры, напольные вазы и маски… Глядя на эти изделия рукодельницы Екатерины Будилиной, даже не подумаешь, что они сделаны из старых газет в технике папье-маше.
Елена ПАРАСКИВИДИ
Родиной папье-маше (в переводе - жёваная бумага) является Китай. Оттуда это увлечение распространилось на Японию и Персию, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века это мастерство стало известно во всём мире. Тогда во Франции большой популярностью пользовались куклы из папье-маше. А многие предприимчивые люди даже строили крупный бизнес, изготавливая из бумаги и клея различные вещи. Папье-маше в России стало популярно в эпоху Петра I, а промышленное производство художественных изделий с использованием этой техники возникло только в 19 веке.
По сей день техника папье-маше используется в театрах при изготовлении декораций. Они получаются очень лёгкими, и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.
Этим видом искусства с удовольствием занимаются и дети, и взрослые. Увлеклась им и Екатерина Будилина.
- Кода вышла на пенсию, сразу появилось много свободного времени, - говорит рукодельница. - Надо было чем-то себя занять. Я быстро научилась вышивать и вязать, но однажды мне в руки попалась чашка. Красивая, яркая, покрытая лаком. Я и не подумала сначала, что она сделана из простых газет и клейстера. Уж больно крепкая она была, основательная. Вот тогда я и решила заняться папье-маше.
Для начала Екатерина купила в магазине книгу о папье-маше, прочитала всё об этом искусстве и о том, какие техники в нём существуют.
- Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной форме маленьких кусочков мокрой бумаги. В этой технике я как раз и работаю. Слоёв бумаги может быть около ста. Склеиваю их поливинилацетатным клеем, крахмальным клейстером или просто развожу муку водой и пользуюсь полученным составом. Выбор клея зависит от сложности изделия. Потом покрываю слоем белой водоэмульсионки, наношу рисунок и клей в 3 слоя.
Пробовала я мастерить и из жидкой бумажной массы. Мелкие кусочки газет и бумаги заливала горячей водой и сутки держала в тёплом месте. Затем эту массу кипятила, отжимала, разрыхляла, высушивала и перемешивала с мелом. В бумажно-меловую смесь добавляла клей, чтобы получилось тесто, которое по консистенции было как сметана. В качестве клея использовала смесь крахмального клейстера и столярного клея. Потом тесто выливала в приготовленную форму или наносила слоем на её поверхность и выдерживала до полного высыхания. Форму для вещиц из папье-маше можно делать из пластилина, глины, дерева и гипса.
Есть ещё третий способ работы в технике папье-маше, когда изделия склеиваются наподобие фанеры под давлением из пластин твёрдого плотного картона. В домашних условиях это делать трудно.
Когда в доме Екатерины появился интернет, она увлеклась белее сложными штучками, чем игрушки и простые поделки: напольными и настольными вазами, скульптурами. Сделала даже небольшой журнальный столик.
- Главное - проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для их создания - всего лишь стопка старых газет и клей.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.