Последний выпуск
№ 33 от 18 августа 2022 г.
Газета вышла вчера

size_img=89215,size_img_p=30121
Архив №8 от 24 февраля 2022 г. Школа крепкой семьи - Первый юбилей

Школа крепкой семьи - Первый юбилей

Школа крепкой семьи - Первый юбилей

Иногда создатели масштабного зареченского проекта шутят между собой, что «Happy end» в конце фильма, заканчивающегося свадьбой, переводится как «счастью конец». Потому что после свадьбы наступает обычная жизнь, а о ней уже никто не рассказывает…

Юлия ВИШНЯКОВА

Ровно 5 лет назад, в 2017 году, проект «Школа крепкой семьи» получил Президентский грант, и с начала учебного года начал работу в учебных заведениях города. Реализовывает, по сути, светский проект зареченская Православная школа. Его авторы уверены, что эта программа поможет сформировать традиционные ценности и подготовить детей и молодёжь к созданию крепкой счастливой семьи. О том, как развивался этот проект, с какими вызовами столкнулись его авторы и что нас ждёт впереди, мы поговорили с руководителем проекта Вячеславом Инюшкиным и его куратором Натальей Зеркалий.

Что лежит в основе проекта?

- Это образование и просвещение детей и взрослых в сфере семейных отношений. Мы видим, что статистика разводов неумолима. Мы общались со школами: на сегодня больше чем 50% первоклассников растут в неполных семьях. Семьи распадаются, потому что нет государственной идеологии, идеи, направленной на их сохранение. Зато есть фильмы, сериалы, в которых измена показывается как норма, а нормальный брак сведён до чего-то маргинального, до какого-то архаизма. А рилзы (короткие видео), которые в тик-токе транслируются и которые активно смотрит молодёжь? Они разноплановые, есть приключенческие, есть пранки (розыгрыши на грани хулиганства), а есть видео на тему семьи, взаимоотношений. К чему они сводятся? К вопросу: «Куда ты дел зарплату?» либо унижениям мужа женой и наоборот. Нет идеи крепкой семьи. В лучшем случае ты - мне, я - тебе. И на этом современные дети растут.

Наше поколение выросло на комедиях 90-х годов. Вроде бы красивые фильмы, которые заканчиваются свадьбой, а что дальше - никто не говорит. Такой счастливый конец: хэппи энд. Иногда между собой шутим, что Happy end переводится как «счастью конец». Потому что после свадьбы наступает обычная жизнь, а о ней уже никто не рассказывает.

У нас задача - говорить о нормальной семье, в которой есть мужчина и женщина, которые воспитывают своих детей на традиционных ценностях, о семье, в которой принято поддерживать друг друга, любить, понимать, ценить и так далее. Важно сохранить правильный подход, традицию. Объяснить, что если у вас в отношениях нет страстей, скандалов, если вы не режете друг друга, не изменяете друг другу - это нормально. Итальянская семья - это интересный сюжет для фильма, а для жизни он не подходит, потому что травмирует и взрослых, и детей.

Сегодня школы нацелены на ЕГЭ. И детям не с кем поговорить на такие темы, как «жизнь», «смысл жизни», «кто я?», «почему я чувствую себя одиноким», «что мне делать?», «что такое свобода», «почему у меня возникают суицидальные мысли и как их преодолеть?»…

Как развивался проект эти пять лет?

- В 2017-2018 году был экспериментальный режим, мы попробовали начать работать со школами №2, 4 и 7. Второй учебный год мы расширяли опыт и охватили уже все шесть школ Заречного. На третий год к проекту подключились все детские сады, колледж и СПО. На четвёртый год мы расширили родительскую программу, стали развивать Школу родительства. Из-за пандемии начали осваивать онлайн-семинары. Сейчас, на пятый год, с помощью видеопрограмм пытаемся расширить аудиторию проекта. Все эти годы мы активно и системно занимаемся подготовкой педагогов. Таким образом, за это время наш проект разрастался, к нему подключались всё новые люди, появлялись новые направления развития.

В школах наши занятия считаются внеурочной деятельностью. Они стоят в расписании как кружок, но в разных школах называются по-разному.

В основу легли три программы, разработанные коллективом специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов. Программа «Живая вода» рассчитана на ребят 1-4 классов, «Ладья» - на ребят 5-8 классов, «Дорога к дому» - для старшеклассников, студентов колледжей.

Проводятся занятия по проекту и в детских садах - в старших и подготовительных группах. Для дошкольников занятия в игровой форме длятся минут 15. При этом садики на нас вышли сами и сказали, что хотят присоединиться к проекту. Мы озадачились и стали искать специальную программу. Узнали, что в одном челябинском садике есть подходящая программа, составлена и реализуется она очень опытным педагогом. Съездили, познакомились с автором Татьяной Феоктистовой. Под цели проекта мы доработали её материалы, трансформировали в тренинго-игровой формат, составили методический комплекс и назвали «Уроки доброты». Для воспитателей это была большая помощь, потому что в садике должен быть воспитательный компонент, а мы им его дали в удобном и понятном формате.

Какая самая эффективная форма работы?

- Лучшая форма - тренинг, он максимально вовлекает молодёжь. А они - сторонники всего живого, неформального. Тренинг позволяет сесть в круг и пообщаться на одном уровне, смоделировать проблемные ситуации, не мешать, дать возможность самостоятельно найти выход из неё. При этом мы помним, что у поколения Z снижена коммуникативная способность в офлайн. И наша задача - дать толчок, организовать их встречу, а дальше не мешать. Перед молодёжью важно вопрос правильно поставить, а ответ они сами найдут.

К сожалению, образовательный процесс сегодня сводится к подготовке к ЕГЭ, при этом с такой напряжённостью, что не у всех детей психика выдерживает. Родители и образование нацелены на достижение успеха, а новое поколение это не приемлет. Отсюда сегодняшний конфликт поколений. Наблюдения говорят о том, что психоактивные вещества сейчас потребляют меньше, но и уровень счастья у подростков ниже. А депрессивность, суицидальные наклонности - выше. Потому что счастья нет. Анализируя ситуацию, общаясь с родителями, мы видим проблему в том, что родители нацеливают детей на успех, который сами иногда не понимают. Потому что если профессия, в которой они видят своего ребёнка, сейчас на пике популярности, то, когда дети окончат университет, она будет уже на спаде. А счастливый человек по факту будет успешным, он будет заниматься любимым делом, а в этом деле добьётся больше успеха, чем через силу работая на престижной работе.

А у подростков, которым свойственен антагонизм, есть потребность обсуждать семью, любовь с педагогами?

- Многое зависит от того, кто ведёт занятия. Если начинать с позиции: «Я умный, я расскажу», то ничего не выйдет. Подросткам важно дать высказать свою точку зрения. Конечно, есть школьники и студенты, которым интересней говорить на другие темы, но в целом программа хорошо заходит.

Особенно полезной она становится для студентов первого курса, потому что ребята только приходят в новый коллектив, и наши тренинги помогают познакомиться, сплотиться. Конечно, их волнуют проблемы влюблённости, разделённой-неразделённой любви, есть кризисные состояния, суицидальные наклонности, есть проблемы с родителями, которые «не понимают». Но главная проблема у подростков, как нам кажется, в том, что их не всегда готовы слушать и принимать такими, какие они есть. Программа нацелена на то, чтобы помочь ребятам понять, кто они есть, и поразмышлять о важных понятиях: о свободе, счастье, цели в жизни…

Подростку важно, чтобы рядом были понимающие взрослые, которые его выслушают, без обесценивания проблемы, поговорят с ним. Несмотря на весь свой негативизм, им нужен кто-то старший, который поймёт, примет и скажет ободряющие слова.

В старших классах так же. Особенность среднего звена, 7-9 классов, - это осмысление смысла жизни, целей и ценностей, смертности человека. Взрослые этих тем могут бояться, зачастую не готовы говорить с подростком, поэтому ребята обращаются за информацией к другим источникам, тяготеют к субкультурам смерти, проявляют интерес к тяжёлому року. Затем появляются «Синие киты», опасные челенджи… И дети туда идут в первую очередь потому, что мы, взрослые, не готовы с ними разговаривать. А тема смерти при правильной постановке вопроса отнюдь не депрессивная. Например, наш тренинг о жизни и смерти сводится к позитиву. Что надо жить, наполнять жизнь, ценить жизнь, быть нацеленным на счастье.

Готовы ли педагоги говорить на такие темы?

- Эти программы не предусматривают позиции: «я - гуру». Учитель просто организует обсуждение по заданной теме. У него есть хорошая методическая база. То есть, он не говорит, как надо жить, он предлагает поразмышлять, обсудить притчу, например, или знакомит с нравственными понятиями на основе игры.

Да, педагоги разные. И есть разница между педагогом, который только попал в проект, и педагогом, который уже несколько лет в нём, прошёл тренинги с нашими ведущими, поработал с детьми, проработал собственные проблемы. У нас есть даже шутка своя: «Кто попал в Школу крепкой семьи, скорее всего, уйдёт в декрет». То есть нельзя сказать, что программа на педагогов не влияет.

Кроме того, что на наших семинарах они могут обменяться опытом, пообщаться неформально, получить поддержку. У нас даже есть встречи против выгорания. Когда в 2020 году мы проводили семинары, то увидели, как после первого карантина и работы на дистанте напряжены педагоги. В тот период мы отложили содержательные семинары по программам и проводили тренинги по снижению стресса, профилактике профессионального выгорания, потому что это было важнее и для них, и для нашего проекта.

Родителей для своих программ как находите?

- Работу с родителями мы начинали с презентаций нашего проекта в школах в начале учебного года. Потом поняли, что родители не сильно понимают содержание наших программ, и стали проводить семинары для них. В каждой школе, техникуме, колледже есть кураторы, которые помогают в организации работы по программам в своей школе. Они бросают клич, и на наши семинары приходят заинтересованные родители. При этом у взрослых чаще всего возникают вопросы, как выстраивать общение с детьми, как преодолевать кризисы, находить подход… После нескольких семинаров в школе родители сами сказали, что надо бы побольше. Тогда и родились расширенные родительские курсы. Здесь мы говорим про родительские ресурсы, про сепарацию - как детей отпустить, чтобы, с одной стороны, это была не гиперопека, а с другой не получилось избегание родительских обязанностей. Обсуждаем проблему гаджетов, ориентации в жизни.

С этих тренингов начал работу и наш Семейный клуб, который продолжает жить. Это та же Школа крепкой семьи, но на базе храма. Сначала мы пригласили в клуб молодые семьи, в которых есть дети определённого возраста. Пригласили тренеров, провели серию семинаров. Это стало отправной точкой создания клуба. Пришли к тому, что основная проблема у семей - это отсутствие досуга либо неумение проводить досуг совместно с детьми. Сфокусировали деятельность на таких мероприятиях, как фото-прогулки, проводили совместные досуговые мероприятия: цветы у храма сажали, спортивные игры устраивали. Есть мечта добавить туристическое направление, оно даёт большой ресурс для объединения внутри семьи, за счёт выхода на природу, отрыва от гаджетов.

Сейчас из-за ковида регулярные встречи не проходят, но клуб существует. Из него уже выкристаллизовался театр и, по сути, родилась кофейня. Потому что клуб - это единомышленники, человеческий ресурс и интерес. Алек-сандра Сивач поддержала предложение с театром, сейчас сформировалась большая труппа, репетиции проходят два раза в неделю, постановки уже побеждают в конкурсах, актёры участвуют в городских мероприятиях. Микрофонами-гарнитурами обзавелись. Пока площадку нам предоставляет ТЮЗ.

Развивается и кофейня. Сейчас видно, что благодаря «Душевному разговору» и посещение храма увеличилось.

Можно ли как-то оценить результаты проекта?

- Мы тоже задаёмся вопросом результативности нашей деятельности. Есть статистика в динамике, смотрим, как растёт охват участников, участвуем в конференциях и так далее. Отдельно в портфолио собираем случаи, которые произошли с каждым учителем и были решены с помощью программы. Например, в одном классе сложилась такая ситуация: у всех ребят есть смартфон, а у одного мальчика нет. Одноклассники начинают его буллить (травить). Учитель начинает разговоры с классом о дружбе, о ценностях и так далее. Неожиданно для всех дети собрались и подарили смартфон этому ученику…

Но воспитательный проект в цифры не сведёшь. Всё относительно. Результаты надо смотреть лет через 10, когда ребята, с которыми мы сейчас работаем, вырастут.

Статистика разводов, которую мы видим сейчас, - это результат прошедших лет, в которые для сохранения семьи ничего не делалось. Конечно, наш проект - это маленький ручеёк… Мы говорим нашим педагогам: «В детском саду вы сажаете семена, в начальной школе наблюдаете за росточками, в средней школе за цветочками, в старшей школе, техникуме и колледже уже появляются первые ягодки. Основной урожай будет потом, когда ребята начнут создавать семьи».

А что в планах?

- Планов много. Сейчас строится духовно-просветительский центр. Было бы здорово, если бы за два-три года вышли к завершению работ. Пока идёт строительство, мы будем заниматься разработкой концепции детского сада, начальной школы. Если «Школа крепкой семьи» - светская программа, то здесь будет православное воспитание. Но и ту деятельность, которую мы запустили в учебных заведениях Заречного, мы будем продолжать. Поезд сейчас на полном ходу, его надо поддерживать.

Театр развивается, и мы хотели бы встроить его в образовательную среду в нашей будущей школе. Сейчас в Москве, например, во внеурочной деятельности становятся популярны школьные театры, где детям даётся ораторское искусство, пение, инструмент, хореография. Это раскрывает потенциал: снимает блоки, зажатость.

В планах Натальи Зеркалий в новом учебном году подготовить опытных педагогов проекта к «шок-контенту», где-то даже к кризисному консультированию, чтобы они знали, что делать, если появилась проблема буллинга ребёнка, если есть серьёзные проблемы в родительской семье, если появились суицидальные мысли. Темы непростые, но опыт показывает, что педагоги с такими ситуациями сталкиваются, и неплохо было бы, если бы они были к ним готовы!

Важный аспект, что нашим проектом интересуются другие территории. Опыт реализации ежегодно представляем на международных Рождественских чтениях в Москве. Такого масштаба по охвату, как в Заречном, нет нигде в России. Всё это получилось благодаря поддержке администрации и Управления образования, которые увидели важность семейной темы. И, конечно, такой масштаб связан с личностными характеристиками педагогов, которым это надо, несмотря на нагрузку.

В декабре 2019 года мы представили проект в Госдуме. На Круглом столе обсуждали закон о домашнем насилии. Когда дали слово нам, мы представили проект с позитивной точки зрения: «Можно много говорить, но лучше заниматься воспитанием, тогда вопрос о таких законопроектах не будет стоять на повестке».

Кто попал в Школу крепкой семьи, скорее всего, уйдёт в декрет.

В 2021-2022 учебном году проект «Школа крепкой семьи» охватывает 442 дошкольника, 422 студента, 1 678 школьников и 137 педагогов.

В одном классе сложилась такая ситуация: у всех ребят есть смартфон, а у одного мальчика нет. Одноклассники начинают его буллить. Учитель говорит с классом, о дружбе, о ценностях. Неожиданно для всех дети собрались и подарили смартфон этому ученику…



Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • Сладкое золото
    №32 от 11 августа 2022 г.

    14 августа - медовый спас. Считается, что именно к этому числу мёд в ульях созревает до полной готовности. Поэтому сейчас самое время поговорить о об этом продукте, тем более, что в Заречном есть настоящие эксперты в данной теме.

  •  
    Душа камня
    №20 от 19 мая 2022 г.

    Чтобы создать шедевр из натуральных камней, нужно не только знать их особенности и свойства, но и пребывать в гармонии с собой и с миром. Именно так работает мастер по созданию украшений из натуральных камней Галина Шафранова.

  • Она видит будущее
    №29 от 21 июля 2022 г.

    Практикующий астролог Наталья Астапенко уверена, что «если бы события в нашей жизни невозможно было менять, то астрологии бы, в принципе, не существовало». Астрология помогает узнать, проанализировать жизненный путь и даже спланировать будущее.

  •  

    30 апреля свой профессиональный праздник отметили работники пожарной охраны, те, кто, рискуя собственной жизнью, спасают людей от огня. Среди них и помощник начальника караула 99 ПСЧ Филипп Волков.

  • Из тех кто не пройдёт мимо
    №28 от 14 июля 2022 г.

    В свои 18 лет он - добровольный лесной пожарный, аттестованный матрос-спасатель и сотрудник Добровольческого поисково-спасательного отряда «Прорыв». В нашей рубрике «Есть такая профессия» об особенностях своей работы рассказал будущий МЧСовец Павел Тёплых.

  •  

    Прошел ровно год с начала деятельности нового состава Общественной палаты Заречного. Чем же занимались общественники.