Настоящий Гойя рядомИрбит в советские времена славился своими мотоциклами, сейчас некоторые зареченцы специально ищут на магазинных полках ирбитское молоко и йогурты. Но о том, что в небольшом уральском городе есть подлинные гравюры художника Франсиско Гойи и Рубенса, знают немногие…
Татьяна ГОРОХОВА
Пандемия коронавируса, с которой мы живём уже два года, многих заставила пересмотреть привычный уклад жизни. Мы всё меньше смотрим в сторону заграничных достопримечательностей, более популярными становятся путешествия по России, изучение родного края, поездки по Уралу. И не только популярными, но и модными. В Заречном в настоящее время несколько компаний занимаются организацией таких однодневных путешествий. С одной из них журналисты «Ярмарки» отправились в город Ирбит.
Что мы знаем об Ирбите? Здесь есть мотоциклетный завод, на котором в советское время выпускали известные во всём мире мотоциклы «Урал». До революции город славился своей ярмаркой, по размаху не уступающей знаменитой Нижегородской. Ну и всё, пожалуй. Да, любители старинной архитектуры упоминают, что в этом городе много памятников архитектуры: ирбитские купцы после себя оставили целые улицы кирпичных двухэтажных особняков. Поэтому, когда в программе путешествий мы увидели слова «гравюры Франсиско Гойи», то сначала не поверили своим глазам. Как? Скандальный автор известных страшных гравюр «Капричос»? Первый, кто в Испании нарисовал женщину без одежды? Ещё и Рубенс подлинный? Да ну, не может этого быть! И поехали, чтобы увидеть всё своими глазами.
Первое впечатление от города - удивление. Целые улицы старинных зданий, отделанных лекальным (декоративным. - Прим. авт.) кирпичом. Башенки, балкончики, дымовые трубы, украшенные различными фигурами, резные крылечки - просто рай для любителей старины. Рассматривать уникальные здания не помешали даже застывшие окна автобуса: чистили их пластиковыми картами - экзотика.
Здание музея графики - не хуже, чем Эрмитаж! Прекрасно отреставрированный старинный корпус складов Ирбитской ярмарки из красного кирпича, внутри - современные интерьеры. Огромная лестница, на которой гостей встречает скульптура богини Ники Самофракийской - копия статуи, установленной в Лувре, но не полноразмерная, а в три четверти, с сохранением пропорций. Здесь 2 этажа, 27 залов, в которых разместились 15 тысяч работ. Представляете, сколько это красоты?
С нетерпением шли за экскурсоводом, ожидая встречи с прекрасным и неожиданным, не верили, что всё это может быть. Перед началом знакомства с экспозицией посетителям показали фильм, чтобы познакомить с понятиями гравюры, офорта, графики.
… И вот мы в выставочных залах. Офорты Рембрандта «Взвешиватель золота» и «Христос в Эммаусе», листы Джамбаттисты Тьепполо из серии «Вари каприччи», «Вознесение Марии» Жака Калло, портреты Антониса ван Дейка, офорты Джованни Баттисты Пиранези, Франсуа Буше, Франсиско Гойи и грандиозная гравюра Франсуа Ланго «Поругание Христа», кстати, единственный в мире экземпляр - представляете, какие имена? Внимательно выслушав рассказ экскурсовода обо всех этих художниках, нас заинтересовал один вопрос: откуда все эти богатства? Как они появились в этом небольшом уральском городке?
Оказалось, благодаря Валерию Карпову, директору музея, заслуженному работнику культуры РФ, который, к сожалению, уже ушёл из жизни. Фигура эта в Ирбите поистине легендарная. За 40 лет служения истории он воплотил свою мечту о создании в своём родном городе музея изобразительных искусств в жизнь.
В годы войны в уральскую глубинку эвакуировали часть экспонатов из Эрмитажа, музея изобразительных искусств, находящегося в Ленинграде, сейчас - Санкт-Петербурге. В благодарность за сохранение картин Эрмитаж передаёт Ирбиту из своих запасников часть картин, в том числе полотно «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой», авторство которой приписывалось ученику Рубенса и потому считалось копией с оригинала.
В 1972 году молодой искусствовед Валерий Карпов открывает художественную галерею, где выставляет переданные картины. Не все из них находились в хорошем состоянии: как правило, в запасниках хранятся полотна, требующие восстановления. Карпов занимается реставрацией старинных гравюр, привлекает к работе известных искусствоведов и выясняет, что автором «Марии Магдалены» является Пауль Рубенс, знаменитый фламандский живописец 17 века. Сенсация? Да!
В 1976 году в запасниках Государственного Музея изобразительный искусств имени Пушкина Карпов отобрал 520 листов европейской и русской графики, как говорят искусствоведы, находящихся в руинированном состоянии, то есть требующие реставрации. Среди старых, обтрёпанных, пострадавших от времени листков оказались гравюры испанского художника Фрэнсиса Гойи, почти всё собрание под названием «Капричос». Это серия из 80 офортов, высмеивающих политические, религиозные и социальные пороки Испании 18 века. Конечно, Карпов сумел восстановить эту редкость: такое богатство есть лишь в Пушкинском музее и Эрмитаже, но там полностью эту серию никогда не выставляли.
И это оказалось лишь первой частью большого дела: старинная гравюра очень привередлива, она не терпит прямых солнечных лучей и света, поэтому большую часть времени произведения должны находиться в темноте. Чтобы выставить их для посетителей, надо создавать особые условия. Поэтому искусствовед решил создать музей графики. Он нашёл в городе подходящее здание, в котором до революции располагались склады, в советское время - производственные цеха. Здание было отреставрировано, в залах создали особые температурный и влажностный режимы. В 2014 году музей открыли для любителей искусства.
Ещё одна графическая гордость музея - две уникальные гравюры размером 2 на 1,5 метра. Это «Поругание Христа. Увенчание тернием» второй половины XVII века Франсуа Ланго по мотивам утраченного живописного оригинала ван Дейка и «Тайная вечеря» Поля Дево по картине Рубенса. Эти работы не имеют аналогов в российских музеях, а всего в мире сохранилось пять графических листов такого формата. Огромные гравюры на девяти листах художники создавали около 20 лет. И всё это можно увидеть недалеко от Заречного. Представляете!
Великие имена, всемирно известные картины произвели впечатление на зареченцев. «Неужели это подлинники?» - этот вопрос не давал покоя даже после рассказа экскурсовода о том, что на протяжении жизни Валерий Карпов продолжал искать, менять и покупать гравюры, офорты и картины известных авторов. Он тратил на это свои личные сбережения, принимал в дар, обменивал, реставрировал «исторический хлам», устанавливал авторство. Благодаря деятельности этого человека Ирбитскому музею удалось собрать редчайшую коллекцию гравюр старых мастеров, без которых немыслимо представить развитие истории искусства.
От Заречного до Ирбита 200 километров, около 3-х часов езды. Весь город памятник архитектуры. В городе более 10 музеев, на главной площади рядышком стоят памятник вождю пролетариата Владимиру Ленину и российской императрице Екатерине II. Возле площади- магазин Пассаж, старинное здание, действующее до сих пор, напротив - пустующий кинотеатр советского периода, закрытый забором. Как любили говорить в советское время, Ирбит - город контрастов. Не верите? Съездите и убедитесь сами.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.