Юбилей судебной реформы3 декабря Россия отмечает 150-летие Судебной реформы, принятой при Александре II
и заложившей основы отечественной правовой системы.
Ю.А. ХАРЛАПИНА, помощник судьи
Существовавшая к началу царствования Александра II в России судебная система в основных чертах была определена «Учреждением о губерниях» 1775 г. Судебная система состояла из 3 уровней: уездного, губернского и общегосударственного. Система отражала общие черты законодательства эпохи Екатерины II - широкую выборность, коллегиальность, сочетание раздельных сословных учреждений на нижнем уровне, смешанных коллегий с представительством разных сословий на среднем уровне и правительственных учреждений на верхнем.После издания 19 февраля 1861 г. Александром II манифеста об отмене в России крепостного права была проведена комплексная реформа судопроизводства. Она предусматривала полное изменение судоустройства, с созданием двух ветвей судов - мировых и общих судебных установлений. Каждая из данных ветвей судов имела по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты) и Кассационных департаментов Сената как общей третьей инстанции. Суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств. В уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных, созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях.
Рассмотрение дела в судах было ограничено двумя инстанциями - первой и апелляционной, для суда присяжных - одной инстанцией, и для всех дел - одной кассационной инстанцией. Судебная власть была полностью отделена от административной; судебное следствие было отделено от полицейского и стало процессуально независимым. Судьи общих судов стали несменяемыми, а мировые судьи - выборными на определённый срок. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 г.
Деятельность судов строилась на начале коллегиальности. Исключение составляли только мировые судьи, которые рассматривали дела единолично. Дела рассматривались не более чем в двух инстанциях. Судебные органы строились по значимости рассматриваемых дел: мировая юстиция предназначалась для малозначительных дел, общие суды - для дел, не ограниченных ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты. Высшим судебным органом России являлся Сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности. Сокращение числа судебных инстанций и разграничение их компетенции ускорило судопроизводство. Судебная реформа 1864 г. фактически стала первым шагом на пути формирования в России системы разделения властей, отделив власть судебную от административной, о чём непосредственно говорилось в Учреждении судебных установлений. Не случайно в современных условиях в процессе демократизации судебной системы России был воспринят целый ряд принципов и институтов судебной реформы 1864 г.
В 1889 году были упразднены в большинстве городах мировые суды. Начинали получать широкое распространение чрезвычайные суды. Самыми известными были военно-полевые суды, образованные Указом от 19 августа 1906 г. Формировались эти суды по решениям генерал-губернаторов для рассмотрения конкретных дел, связанных с посягательством на основы государственного строя. В их состав включались офицеры, служившие в армии. Судопроизводство в них не было главным и состязательным, приговоры обжалованию не подлежали и исполнялись не позже чем через трое суток. В апреле 1907 г. эти суды были упразднены, но сохранилась введённая еще в 1881 г. возможность «в местностях, объявленных на положении усиленной или чрезвычайной охраны», передавать дела о преступлениях гражданских лиц на рассмотрение военных судов. Решение о передаче могло быть принято соответствующим генерал-губернатором или министром внутренних дел, когда «они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия». 30 мая 1917 г. вводился суд по административным делам, который рассматривал конфликт между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями. После Октябрьской революции 1917 г. большевистское правительство полностью разрушило правительственный аппарат, в том числе и судебную систему.
Формирование новой судебной системы началось с декрета о суде №1, принятого СНК 22 ноября 1917 г. Первым звеном этой системы были местные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей. Суды действовали на принципах выборности и участия населения в отправлении правосудия. Состав суда избирался местными Советами. В ноябре 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о народном суде РСФСР. Учреждалась единая форма суда - народный суд, состоявший из одного народного судьи и нескольких заседателей.
Положением о судоустройстве РСФСР от 31 октября 1922 г. было положено начало новой судебной реформе. Данным нормативным актом создавалась единая судебная система: народный суд в составе постоянного народного судьи; народный суд в составе постоянного народного судьи и народных заседателей; губернский суд; Верховный суд РСФСР и его коллегии. В 1929 г. появляется новое Положение о Верховном суде, которое предоставило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и запросам СНК СССР.
Главной задачей судебной реформы, проводимой в 1991-1992 гг., было утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти. Это положение нашло своё отражение в законе «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. и в главе «Судебная власть» Конституции 1993 г.
31 декабря 1996 г. был принят федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ», в соответствии с которым система была разделена на федеральные суды и суды субъектов федерации.
Новый этап реформы начался в ноябре 2000 г., когда президентом В.Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе. Разработанные этой комиссией законопроекты, вносящие поправки к законам «О статусе судей», «О судебной системе», «О Конституционном суде» и др., вызвали бурные прения в судейском сообществе и Госдуме. В результате ряда компромиссов этот пакет законов был принят Госдумой окончательно. В соответствии с принятыми поправками судебную власть и судебную систему ожидало множество изменений и нововведений.
С 6 августа 2014 г. Верховный суд РФ стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Можно сказать, что реформирование - не единовременный процесс. На воплощение идей и принципов, новых инструментов уйдёт ещё много времени. Затем наступит этап необходимости совершенствования действующих норм.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.