Больше чем мама - судебно-психиатрическая экспертизаБольше чем мама - судебно-психиатрическая экспертиза
Юлия ВИШНЯКОВА
Мы продолжаем рассказ о непростой процедуре лишения дееспособности, через которую проходит семья эксперта по профилактике социального сиротства детей и руководителя АНО «Я могу! Я есть! Я буду!» Татьяны Черкасовой.
Сейчас Татьяна воспитывает своего 16-летнего сына Евсея, а также двоих приемных детей: 15-летнего Данила и Валерию, которой недавно исполнилось 18 лет. У всех троих ребят синдром Дауна.
В нашей стране у человека после 14 лет, а особенно после 16, возникает право и необходимость самостоятельно подписывать документы. В том числе, при каждом приеме врача необходимо подписать согласие на обработку данных, при регистрации на «Госуслугах» и так далее. Данил может писать по образцу печатными буквами. Лере категорически это занятие не нравится. Сева ручку вообще не держит. В связи с этим семья сталкивается всё с новыми и новыми сложностями. К тому же, после достижения Лерой восемнадцатилетия, вполне законно будет изъять ее из семьи и отдать в психоневрологический интернат. Поэтому другого варианта кроме как пройти через процедуру признания недееспособности для всех троих, у Татьяны сейчас нет.
При этом понятной инструкции по данной процедуре тоже нет, и родителям, решившимся на этот шаг, не просто понять, куда идти, какие документы готовить, на какие сроки ориентироваться. Поэтому мы решили пройти все этапы этого сложного пути вместе с Татьяной и ребятами.
Решение о лишении дееспособности принимается только через суд. 10 ноября 2023 года Черкасова подала заявление в Белоярский районный суд, проинформировав прокуратуру и органы опеки. Первое заседание Белоярского районного суда состоялось 25 декабря, подробно о нём мы рассказывали в номере от 18 января 2024 года. По итогу заседания, суд назначил всем троим ребятам судебно-психиатрическую экспертизу.
- Сразу после новогодних каникул, 9 января, я, не дозвонившись до суда, поехала туда, чтобы узнать, отправлены ли наши документы в Свердловскую областную клиническую психиатрическую больницу. От помощника судьи узнала, что машина с документами в больницу ездит раз в неделю. Наши документы обещали направить 11 января. Также пообещали, что со мной свяжутся уже из больницы и назначат подходящее время. В итоге, со мной связались работники суда, и сообщили, что мы записаны на 6 февраля на 9.30. Другого варианта дня и времени никто не предлагал. Мы подстроились. Для себя я сделала вывод, что если не беспокоиться и просто сидеть-ждать приглашения на экспертизу, то дело может сильно затянуться. Да и процедурные сроки в данном случае, судя по всему, нигде не прописаны, - отмечает Черкасова.
6 января к назначенному сроку семья приехала на Сибирский тракт, именно здесь находится Свердловский областной центр судебной и социальной психиатрии, который занимается производством амбулаторных и стационарных судебно-психиатрических экспертиз, в том числе комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, по уголовным и гражданским делам. В состав центра входят 5 судебно-психиатрических экспертных подразделений. Черкасовой нужно было попасть в корпус 45 - это отделение амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз по гражданским делам.
Чтобы попасть на территорию больницы, необходимо предъявить паспорт и выписать пропуск, а затем преодолеть лабиринт из многочисленных корпусов и построек. Благо, помогли люди в рабочей форме, указав нужное направление.
Отыскав нужный корпус и этаж, можно выдохнуть и следовать инструкциям от персонала больницы. В первую очередь, у Татьяны забирают паспорт, так что наличие данного документа при посещении центра - обязательное условие. Первым вызывают Евсея. Зайти вместе с ним Татьяне не разрешили, велев ожидать в коридоре.
- Я лишь успела сообщить им, что сын понимает только чёткие инструкции: «садись», «вставай», «нельзя». А ещё предупредила, чтобы берегли документы, потому что он любит их жевать, - рассказывает Татьяна.
Севу вернули быстро. Следом, но в другой кабинет, вызывают Леру. Общение с Лерой идёт дольше. Несмотря на то, что на стене висит предупреждение: «Не стойте у дверей и не подслушивайте», часть разговора с Лерой услышать можно. Так специалисты интересуются, учится ли Лера, спрашивают, какие цвета, буквы и цифры она знает. Просят повторить за ними отдельные фразы. Но дождаться ответа им не удаётся, так как лерина речь не отличается разнообразием.
- Ты ходишь гулять одна?
- Неааа.
- А с кем ходишь?
- Мама аааа, - отвечает Лера.
С Даниилом специалисты тоже беседуют долго, что неудивительно. Даня может дать лаконичную обратную связь.
Когда экспертиза закончилась, Татьяне просто отдают паспорт. На вопрос: «Что дальше?», поясняют, что в течение месяца документы будут направлены в суд. О готовности их лучше интересоваться непосредственно в суде.
- Естественно, пришлось искать способы ускорить процесс. Мне пообещали, что в течение 10 дней экспертизу сделают, а все три заключения будут оформлены к 13 февраля, после чего будут отправлены в суд. Так что в конце этой недели поеду в суд, надеюсь, что и дату следующего заседания к этому моменту определяет, - говорит Татьяна.
А мы будем следить за развитием событий.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.