Артек в бронежилетеАртек в бронежилете
Две недели назад нам посчастливилось пообщаться с добровольцем, воевавшим на СВО, Юрием Халуевым, позывной Водолаз. Сегодня свою историю рассказывает ветеран специальной военной операции с позывным Артек.
Алёна АРХИПОВА
До СВО Олег не был связан с военным делом. Родом он из Челябинской области, всю жизнь прожил в Свердловске, нынешнем Екатеринбурге. Как и положено, отдал долг Родине в армии, служил морским пехотинцем на Тихоокеанском флоте. Часть его службы прошла во Вьетнаме на базе Советского Союза в Камрани. Имеет неоконченное высшее образование по специальности «учитель иностранного языка». Долгое время работал менеджером в индустрии развлечений.
- Я с 2014 года внимательно наблюдал за ситуацией в братской стране, что там творят нацисты, и воспринимал это, как личное оскорбление. Когда началась специальная военная операция, мне стало важно своими глазами увидеть всё, что там происходит. Денежный вопрос тоже играл роль, скрывать не буду. Да и своей семьи я не завёл. Если бы что-то случилось, сиротами никого бы не оставил, - рассказывает Олег. - Летом 2022 года вместе с Юрой Халуевым и другими ребятами-добровольцами я отправился на СВО с командой «БАРС». Вместе со всеми был в Ростовской области на специализированном полигоне для подготовки добровольцев. За несколько дней мы успели сдружиться так, что до сих пор общаемся, поддерживаем друг друга и родственников погибших товарищей. Хотя основную службу проходили не вместе.
Двоих из нашей уральской команды, меня и Александра с позывным Уралмаш забрали в отряд «БАРС-17». Мы попали в крупный город в Луганской Народной Республике, на одно из промышленных предприятий, вокруг которого стояли наблюдательные опорные пункты. Там мы и базировались, охраняли объект от диверсий.
Служил я там с августа по ноябрь 2022 года. К сожалению, тоже терял боевых товарищей. В результате миномётных обстрелов были и «двухсотые» - погибшие, и «трёхсотые» - раненые. Так что за это время сроднился с бронежилетом, привык не хлопать ушами и быть всегда на чеку. Этот боевой опыт помог мне, когда отправился на СВО второй раз. С апреля по октябрь 2023 года я служил в другом городе ЛНР, недалеко от линии фронта. Выполнял те же боевые задачи.
Откуда у вас такой южный позывной - Артек?
- Придумал его сам. Захотелось чего-то Южно-Крымского. Ведь одно время я жил и работал в Крыму, считаю его одним из своих самых любимых, самых лучших мест. Был очень рад, когда в 2014 году Крым стал частью России. Его районы Ялта, Евпатория, Керчь, Алушта - названия женского рода. А Артек - мужского рода, короткое, ёмкое слово идеально для позывного.
Приходилось общаться с местным населением?
- Приходилось, конечно. Остались печальные впечатления. Печально, что люди привыкли к обстрелам - прилёты снарядов там обычное дело. Привыкли, что у них практически под окнами работают «Грады» или «Ураганы», от которых земля ходуном ходит, и вылетают из окон стёкла. Окна там просто забиты фанерой или досками - вставлять стёкла бессмысленно и опасно, можно пораниться от осколков. Одна пожилая пара пенсионеров из ближайшей двухэтажки рассказывали, как прятались под лестницей во время обстрелов, так как подвала в доме нет. Одно время они даже жили там.
Мирное население больше года живёт под бомбёжками. Есть в крупных городах ЛНР районы, где жители по-прежнему ночуют исключительно в подвалах. Нет интернета, нет сотовой связи, детские сады и школы не работают. Дети учатся удалённо: два раза в неделю получают домашнее задание от учителей. Люди устали от такой жизни. Тем не менее, оккупантами нас не считают: угощали блюдами собственного приготовления, свежими фруктами и овощами со своих огородов.
Многие местные боятся, что на их территорию вернётся прежний режим, поскольку опасаются репрессий со стороны укронацистов. Но я уверен, что возвращения бандеровцев на эти земли не состоится, и опасения граждан, проживающих на возвращённых в Россию территориях, безосновательны.
Есть, конечно, так называемые «ждуны», кто мечтает о прежних временах. Впрочем, кто настроен отрицательно, себя не выдают.
Радует, что мирная жизнь всё-таки потихоньку налаживается. Жители получают российские паспорта, им выплачивают пенсию.
А как российские бойцы? Всё-таки спецоперация длится уже почти два года…
- Мужики там все большие молодцы. В основном воюют парни от 24 до 45 лет. У большинства есть семьи, дети. Они через многое прошли с момента, когда зашли на территорию Донбасса. Тем не менее, упаднических настроений у ребят нет. Относятся к своему делу ответственно и серьёзно, как к любой другой работе: оказывают посильную помощь своей стране. Там каждый готов помочь боевым товарищам, если не военными умениями, так знаниями и опытом. Вот и мне удалось передать свой опыт молодому поколению, чему я очень рад.
Есть ребята - настоящие адреналинщики, которые не могут жить без свиста пуль. Война - смысл их жизни. Я не из таких. Возвращаться на СВО не планирую. Всё-таки возраст, мне уже 56 лет. Если только очень буду нужен там.
Сложно привыкать к мирной жизни?
- Вовсе нет, мне, во всяком случае. Наоборот было здорово вернуться домой. Когда уезжал на СВО, мысленно прощался со всем, что близко, морально готовился к любому исходу. И когда вернулся, был очень рад: говорят, чем дольше разлука, тем радостнее встреча. Наконец-то увидел родных и друзей.
Я ни о чём не жалею, не считаю это время потерянным. Жалеть - вообще пустое дело. Я получил неоценимый опыт. Теперь знаю, имею представление о том, что там сейчас происходит, понимаю, ради чего всё это. Чем смог, помог.
Сейчас слово «патриотизм» вошло в моду. Что, по-вашему, нужно делать, чтобы оно не стало просто ещё одним брендом?
- К слову «патриотизм» отношусь неоднозначно. Помните известный старый афоризм «Патриотизм - это последнее прибежище негодяя»? К сожалению, он актуален до сих пор. И сейчас есть люди, которые прикрываются патриотизмом, дабы скрыть своё истинное отношение или ради шкурного интереса.
Мы, русские, очень долго не уважали свою страну. Ещё Александр Герцен писал: «Знакомство с иностранцем всё равно, что повышение в чине». И действительно, из века в век мы смотрели на заграницу с завистью, как на чудо, считали, что у них лучше. А в лихих 90-х годах нас вообще учили, что Россия - не та страна, что нам нечем гордиться, что мы только догоняем и повторяем. А ведь это не так. Однако дети того поколения, действительно, не знают свою страну, не знают, что хорошего рассказать своим детям.
Чтобы это исправить, было бы неплохо, чтобы новое поколение с младых ногтей знало историю России, знало и уважало её ярких деятелей, ценило её уникальную природу. Проект «Уроки о важном» идёт к этой цели в верном направлении. Лишь бы эти уроки не превратились в формализм, какой был в своё время на комсомольских собраниях.
Возможно, как бы странно это ни звучало, нам стоит взять кое-что от своих геополитических противников. В той же американской школе дети не просто гимн поют, они приносят клятву верности американскому флагу. Они гордятся своей национальностью и, находясь за границей, никогда не станут ругать свою страну, своего президента. Нам не хватает такой самодостаточности мышления.
Наши дети, наше будущее, должны знать, что Россия развивает космос, что наша страна впереди планеты всей по атомной промышленности, что в Москве уже в 60-х годах разрабатывали мобильную связь, что у нас самая красивая природа. Нам, русским, есть, чем гордиться.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.