Просто так войны не бываетНередко случается, что ребёнок отказывается ходить в школу. Просто: «Не хочу и всё!» На уговоры - слёзы, до истерики. Папа предлагает ремень и водить в школу силой. Мама переживает тоже до слёз. В общем, караул. Что делать?.. За идеями мы обратились к Евгению Логунцеву, сертифицированному коучу, директору Фонда поддержки предпринимательства городского округа Заречный.
Юлия ВИШНЯКОВА
Про ремень и гайку
«Первое: маме - уговорить папу не трогать ремень, а папе - поддержать маму в трудной ситуации. Второе: понять причины. Просто так войны не бывает. Чтобы маленький ребёнок восстал против родителей по такому важному поводу, как школа, нужны причины. Третье: если поняли причину, постараться её устранить или помочь ребёнку самому победить эту проблему. Всего-то. Раз, два, три - очевидность. Почему мы, родители, так не делаем? Или делаем, но не получается? Ответ из моего собственного опыта. Опыта отца и деда: не умеем, сам таким был. Теперь по порядку, подробнее.
Первое, про ремень. Всем нам приходилось видеть, как завинчивают гайки, например, на колесе автомобиля. Бывает, что гайка начала завинчиваться, а дальше «не идёт». Что мы делаем? Берём ключ побольше, нажимаем на него уже не рукой, а ногой, потом молотком… Чем это заканчивается, известно. Хорошо, если выбросить придётся только гайку. Второй вариант: как только почувствовали ненормальное сопротивление этой грешной гайки, делаем ход назад, отвинчиваем и смотрим. Разбираемся, в чём причина. Даже с гайкой причин может быть много. С ребёнком то же самое. Да, может быть, с ремнём вы и добьётесь своего. Уйдёт он в школу в этот раз, но что это будет за учёба? И что он про вас будет думать? И что делать? Для тех, кто не умеет, но хочет без ремня. Поступаем, как с гайкой, тормозим и разбираемся в причинах. Может, кто-то обижает; может, плохие отношения с одноклассниками или учителем; выпал из темы; неразделённая любовь…
Что-то окажется пустяком, что-то связано с серьёзной проблемой, с которой нужно работать. Главное в том, что самому ребёнку эти проблемы не решить. Ему нужна помощь. А для этого нужно ребёнка просто слышать и понимать. Нужно, чтобы он вам доверял, чтобы он мог вам рассказать не только про свои радости и успехи, но и про свои проблемы, боли, обиды. Чтобы он был уверен в вашей поддержке.
Итак, выявили причину. Например, то самое «выпал из темы». Пропустил пару уроков по болезни, потом не очень упирался, чтобы догнать. В результате ничего не понимает, учитель сердится. Ну как тут выдержать? «Не хочу в школу…»
Пункт третий. Устраняем причину аварийной ситуации. Навёрстываем пропущенное. Сидим вместе с ним, читаем, объясняем. Хорошо, если есть бабушка-дедушка на пенсии. Можно их попросить о помощи. Но это простой случай. А если таких проблем «с выпадением» накопилось много и по нескольким предметам? Если ребёнок не хочет даже тетрадку в руки брать? Рецепт всё тот же: силу не применяем, с накопившимися аварийками разбираемся.
Школа для взрослых
Теперь вернёмся к началу. Мы - родители, дедушки, бабушки - должны не только помочь ребёнку в его проблемах. Мы должны научить его быть ответственным, организованным. Но как? Ведь мы не умеем, а все равно придётся. И если у нас не получится, то мы просто будем ломать судьбы наших детей. Поэтому нужно учиться нам самим. Учиться быть воспитателями, наставниками, хорошими родителями. Эта наука вообще-то известна. Есть родительский опыт наших соседей, у которых с детьми всё хорошо. Есть рекомендации учёных педагогов - воспитателей, который описан в книжках. Там много приёмов и практик, которые можно использовать в нашей жизни. Где прочитать? Как применять? Что делать в конкретном случае? Могу дать список литературы. Но …
Вот уже лет 40 (в России лет 10) появился очень эффективный способ обучения - воспитания под названием коучинг. «Ярмарка» писала об этом методе. Оказалось, что рекомендации, которые разбросаны в трудах прогрессивных, талантливых педагогов - воспитателей, полностью встроены в систему коучинга. Это означает, что можно не рыться в литературе по педагогике, собирая крупицы опыта. Нужно для начала освоить основы коучинга в приложении к отношениям с ребёнком. Именно поэтому мы и начали работу по обучению основам коучинга для родителей. Эту идею поддержали в Управлении образования, и сейчас мы распространяем информацию в школах для родителей и уже ведём консультации.
Задача - за четыре занятия примерно по часу донести до родителя основные идеи и подходы, дать информацию о нескольких приёмах, с помощью которых можно разбираться в проблемах и исправлять их. Опыт использования этих приёмов мы разбираем вместе с родителем на их конкретном примере, а потом ещё встречаемся, чтобы оценить результат применения приёма и, если требуется, поискать другие инструменты.»
Надеемся, что советы Евгения Ниловича помогут нашим читателям решить многие семейные проблемы.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.