Воспоминания о детствеОх уж эта бессонница! Жара. Не спится, воспоминания опять всплывают из памяти, воспоминания детских лет, лет юности… А может, это старость наступает? Ведь восьмой десяток лет идёт! Хотя голова седая, но с ясным сознанием и светлой памятью.
Роберт ЛИСИЦЫН
…Серёжка помнит себя маленьким-маленьким, когда мама поглаживала его по голове и тёплому тельцу, приговаривая ласковым голосом: «Вставайте, козелки, поднимайте свои хвосты! Вставайте с постели, пироги горячие поспели!». Ах, какие радостные минуты, какое яркое светлое утро, какое солнышко! Разве ж забудешь такие счастливые минуты? Но Серёжка и сам просыпался раньше других, выбегал во двор, собирал щепки около дома (дом ещё только достраивался), и пел песни звонким детским голосом - лечил своё заикание, когда говорить не мог: так сильно заикался. Он пел, и соседи шутили: «Ну, Анечка, сын у тебя певцом будет».
Серёжка помнит свои радостные дни, когда мама на день рождения дарила ему подарки. А какие подарки? Да огородные! Когда в 1943 году отца по службе на лето послали на кордон, вся семья уехала туда же. И мама в августе вырастила в огороде огурцы, в день рождения Серёжки подарила ему такой большой огурец, что Серёжка нёс его домой и падал. Серёжке везло: мама каждый года украдкой высаживала репку, ходила за ней, подкармливала, прятала от всех. А потом отдавала этот подарок сыну. Нет, мама любила всех детей! Серёжку только сильнее опекала: он же заикался, вот и приходилось ей оберегать его, чтобы ненароком кто не обидел. В трудные минуты успокаивала сына: «Не волнуйся, не можешь говорить - пой, говори нараспев…». Спасибо маме: вылечила сына, научила Серёжку говорить. Влюбила его в пение, пусть и не стал он певцом, но песни Серёжку сопровождают всю жизнь.
Мама, мама… Сколько трудностей в жизни преодолела, сколько горя пережила: ведь из пятерых детей троих похоронила после войны (умерли от голода и болезней). Но выстояла, не пала духом! Давно уж мамы нет, а Серёжка всё помнит её ласковый голос, её тёплые ласковые руки с длинными пальцами, её оптимизм, её шутки. Всё, всё помнит Серёжка, хоть и остался один из семьи… Нет, нет, не лукавь, Серёжка! Не один - ведь создал семью, которой уже 45 лет. Семью, в которой и взрослые сыновья, и любимые внуки, и верная, надёжная жена. И Серёжка даже заставил себя простить отца, бросившего семью! Простил, но так и не смог забыть обиду.
Память, память… Серёжка по малолетству не знал, что такое интернационализм - ни само слово, ни что оно обозначает. Но помнит Серёжка, что справа в пятистенном доме жили две семьи татар, слева - украинцы, наискосок - польский еврей, чуть в стороне - башкиры. Но дружны все были искренне! Серёжка с ребятами пинали футбол - дырявую брезентовую волейбольную покрышку, набитую травой (сейчас бы её, покрышку, в музей!). Конечно, бывало, ссорились по мелочам, и Серёжка иногда ссорился. Сосед Юрка - татарин (хороший парень), бывало, рассердится, и самое сильное ругательство было у него: «У-у-у, татарин!», Но в основном жили дружно, ходили на рыбалку, собирали грибы, ягоды. Эй, люди, помните ли вы похлёбку из лебеды? А лесные саранки, а крупянки сосновые, пестики? А жвачку из сосновой смолы (прелесть!), никакая теперешняя жвачка не сравнится с ней.
Эх, годы, годы… Ох, дети военной и послевоенной поры… Перелистываются страницы памяти - Серёжка помнит, как в 44-м году летом на поляну за домом привезли пленных немцев: небритые, хмурые лица, бессмысленный взгляд… Толпа бывших фашистов - сотни полторы, а вокруг - советские солдаты, крепкие, бравые, подтянутые, в пилотках, с автоматами наперевес - охрана. Это освободители для людей всей страны, да и всего мира. Они, советские солдаты, сохранили пленным немцам жизнь.
Эх, Серёжка, Серёжка, шестилетний парнишка. Помнишь ведь День Победы: ликование людское, большие надежды, радостные лица! И рыдание, безутешные слёзы молодой женщины, её непреодолимое горе - муж её погиб в этой проклятой и священной войне. Серёжка и это хорошо помнит…
Пятилетие Великой Победы. Большой концерт в школе-четырёхлетке силами ребят-школьников. Слепой музыкант на баяне аккомпанирует. Серёжка пел песню «Ой, Днипро, Днипро! Ты широк, ты могуч!»… И очень удивился, что через 57 лет бывшая одноклассница вспомнит эту песню в исполнении Серёжки…
Вот скажите мне: можно ли уснуть, когда захлёстывают воспоминания? Можно ли уснуть от мысли, что в течение 70-ти лет Серёжка не произносил слово «папа»? Люди! Не обижайте своих детей, нельзя, чтобы в их маленьких беззащитных сердцах оставалась боль на всю жизнь. Ведь детские обиды не забываются никогда.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.