Последний выпуск
№ 39 от 29 сентября 2022 г.
Газета вышла вчера


Метахудожник

Метахудожник

Лев Шушаричев: «Ауре реального взаимодействия с искусством достойных альтернатив не придумали»

Продолжаем знакомить вас с молодыми и перспективными зареченцами, которые достойно представляют наш город на уровне страны и области. Сегодня историей своей творческой деятельности с нами делится искусствовед (куратор, медиатор, арт-критик) и хореограф Лев Шушаричев.

Юлия ВИШНЯКОВА

Льву - 26 лет, он аспирант кафедры истории искусств и музееведения УрФУ. Список достижений молодого человека впечатляет: куратор Центра современной культуры УрФУ (2015-2018). Медиатор 3-й (2015), 4-й (2017) Уральской индустриальной биеннале. Со-куратор исследовательского проекта 4-й Уральской биеннале «Человек на заводе». Участник второй кураторской школы проекта НЕМОСКВА (2021). Лауреат 3 степени IV всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры (2017). Участник проекта «Арт-платформа» (2020). Победитель конкурса «Молодой Вазари» (2020). Финалист портфолио-ревью культурных журналистов VII Московской международной биеннале молодого искусства (2021). С 2019 по 2021 работал куратором выставочных проектов Галереи Синара Арт и недавно стал сотрудником Уральского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Можно говорить, что интерес к искусству у Вас возник благодаря школе №7 и её эстетическому уклону?

- Конечно, интерес к искусству связан со школой, потому что среда нас определяет. Я с детства нахватал кучу кружков и активностей, и все они были творческие: танцы, пение, инструментальная музыка, художественная школа. Помню, как в классе 9-10, задумываясь о будущей профессии, я размышлял над тем, какая специальность сможет объединить все мои интересы. И мне в голову пришло искусствоведение. Правда, потом оказалось, что при обучении на факультете больше внимания уделяют визуальным, точнее, изобразительным искусствам. А, например, музыки мы касаемся лишь косвенно. Мне этого не хватает. Эту лакуну я восполняю, в том числе в рамках своей научной темы, которая связана с синтезом искусств. Исследую, как живопись и графика на рубеже 19-20 веков взаимодействуют с музыкой. Как художники, вдохновляясь музыкой, создавали абстрактные картины.

Такой местами консервативный город, как Заречный, может помочь формированию личности свободного художника?

- Заречный - хороший город. В своё время на атомную стройку со всей страны приехало много талантливых людей. Инженерная интеллигенция ещё и творческая. Для меня примером такого симбиоза стал мой папа: физик-ядерщик, он при этом человек с блестящим гуманитарным умом. И поэтому в Заречном всегда была очень сильная среда.

Но с Заречным у меня сложные отношения. Всё равно это маленький провинциальный город, где ты у всех на виду. Это не очень способствует свободе самовыражения. Наоборот, есть ощущение, что ты заперт. Нет разнообразия среды, нет альтернативы, все очень академично. Последние годы я занимаюсь современным искусством, а, живя в Заречном, я вообще не знал, что такое существует.

Это особенно странно, учитывая, что у нас работала яркая художественная группа «Атомная провинция». В 90-е эти художники как будто вылили ушат современного искусства на неподготовленный Заречный, и, видимо, все предпочли это просто забыть. Хотя в профессиональном сообществе Екатеринбурга их хорошо знают. Сейчас в Ельцин Центре как раз проходит архивная выставка о них (О ней мы писали в одно из прошлых выпусков газеты. - Прим. ред.).

В Вашем послужном списке есть такие строчки как «медиатор», «куратор», объясните, что включает в себя Ваша работа?

- Куратор - это тот человек, который прежде всего работает со смыслами, идеями. Его можно назвать метахудожником, потому что куратор создаёт своё произведение - выставку из работ других авторов. А медиатор - экскурсовод нового формата, который ведёт с вами диалог о произведениях искусства, активно вовлекает зрителей. Медиатор - это посредник между посетителем и художественным произведением, он помогает пришедшему запустить размышления, сформировать собственное осмысленное впечатление, увидеть детали, присмотреться, поспорить.

В 2015 году я пошёл работать на Уральскую биеннале именно в качестве медиатора, тогда впервые запустилась программа подготовки гидов нового тип. Параллельно меня позвали заниматься Центром современной культуры - выставочным залом при факультете. Первой выставкой, которую я могу назвать своей и которая мне кажется важной, - это персональная выставка Татьяны Кашковской «От и До». Мне было интересно показать, как проходит работа над полотном. Потому что мы видим результат, но почти никогда не знаем, что стоит за этим.

Работая на факультете, я узнал разные аспекты профессии: как сделать проект от идеи до воплощения, одновременно пришлось быть куратором, арт-менеджером, пиарщиком, рассказчиком и т.д. Это невероятный опыт, но долго так жить нельзя (параллельно я ещё учился и работал в другом месте). По итогу я так сильно выгорел, что год не мог, не хотел ничем заниматься в сфере искусства.

Но с 2019 года началась работа в Галерее Синара Арт, где я стал куратором выставок. Работа в галерее это всегда баланс между твоими интересами и желаниями, и интересами институции, в которой ты работаешь. У нас есть выставочный план на год, что-то для него ты предлагаешь, что-то спускают сверху, и ты этим занимаешься. В галерее масса разнообразных задач - от коммерческих до просветительских, поэтому всегда приходится искать компромисс.

Сейчас Вы курируете специальный проект Уральской биеннале, выставку «Обнять и плакать», представленную в галерее Синара. А Вы часто сталкивались с отказами?

- Для начала поясню: «Обнять и плакать» - это этап работы с заявками, поступившими на основной проект 6-й биеннале, но не выбранными. Получив более 600 заявок от художников и понимая, что будет отобрана лишь небольшая их часть, команда инициировала спецпроект, который мог бы создать дополнительную площадку для высказывания художников, которым отказали. Мне самому много раз отказывали, например, в стипендиях, отклоняли заявки на конференции, которые я в ночи писал, отказывали школы, где я хотел учиться. Конечно, данная выставка выстрадана, но не только мной. Это предложение ко всем: давайте сядем и выговоримся. Может, через это проговаривание проблем мы придём к решениям, как сделать нашу систему лучше.

И всё это время параллельно Вы занимаетесь танцами…

- Да, танец - это хобби, переросшее в работу. Я танцую с детства, вырос в ансамбле «Юна», приехав в Екатеринбург, я начал танцевать в эстрадном балете «Апельсин» при Театре эстрады, а потом стал работать в этом театре. В какой-то момент понял, что невозможно всё совмещать: учиться, работать и развиваться как танцовщик. Но бросать танцы совсем не хотел, поэтому сконцентрировался на работе хореографа, тут можно лучше управлять своим временем. Несколько лет работал хореографом-постановщиком проектов Театра эстрады вплоть до 2020 года.

Скоро будет 10 лет, как Вы работаете с зареченским коллективом «Юна» в качестве хореографа. Чем интересно такое сотрудничество?

- Оксана Сергеевна (Куликова) - моя прекрасная хореографическая мама. Я ей благодарен за то, что она дала мне возможность пробовать, когда я был ещё неоперившимся хореографом. Сейчас первые опыты 2013-х года кажутся мне немного беспомощными. Но, например, один из первых моих номеров для «Юны» «Отпуская детство» до сих пор не потерял актуальности.

Мне нравится что-то придумывать. Нравится говорить на языке тела и пластической драматургии. Формами современной хореографии можно выразить практически всё, что угодно. Но для меня важно, чтобы дети понимали, что они танцуют. Когда я сижу в жюри хореографических конкурсов, я часто вижу, что постановщики могут ставить о своих взрослых переживаниях и перекладывать их на детей или поднимать слишком сложные темы.

Коронавирус сильно сказался на Вашей работе?

- Лестно, что власти думают, будто в музеи и галереи ходят толпы людей, поэтому их надо закрыть или ввести в них дополнительные ограничения. Из-за коронавируса у нас порушилась куча планов. Снизились посещаемость и финансирование, но мы выживаем и развиваемся. Когда мы вышли в 2020 году из карантина, мне показалось, что люди изголодались по впечатлениям, по живому соприкосновению с искусством. Да, есть возможность посещать музеи онлайн или смотреть картины в репродукциях, но ауре реального взаимодействия с искусством пока достойных альтернатив не придумали.

Правда, есть люди, для которых музей - это некая галочка, которую ты ставишь раз в жизни. Такому человеку не придёт в голову второй раз пойти в один и тот же музей: он же уже был там, лет в 12, на школьной экскурсии. Мы много работаем над тем, чтобы люди понимали, что в музей или галерею можно ходить часто, за разными впечатлениями.

Ваши творческие планы?

- С прошлой недели я начал работать в Уральском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, бывшем Государственном центре современного искусства, поэтому кураторские планы связаны с этой площадкой. Но также я собираюсь написать диссертацию и защититься. Хочется развиваться как арт-критик и больше публиковаться в разных изданиях. Отдельный большой план связан с танцами, хочется собрать своё уже довольно обширное портфолио и завязать новые знакомства, создать большие проекты.

Блиц

Любимая книга

- «Нетерпение сердца» Стефана Цвейга.

Любимая картина

- Картина франко-чешского художника Франтишека Купки «Аморфа. Фуга в двух цветах». Одна из первых абстрактных картин в мире, написанная в 1912 году.

Любимое место в Заречном

- Назову три. Плотина, прежде всего тот вид, который открывается на неё со стороны Шеелита. Когда идёт сброс воды, напоминающий водопад, меня это завораживает. Люблю аллею в сторону станции от блокпоста. И, конечно, седьмая школа, с ней много связано.



ТЕМЫ НЕДЕЛИ

22-28 октября 2021 г.

Метахудожник

Песня про вечно тощий бюджет

Другие зареченцы - Живём как до короны

Прививка от COVID-19 - Всё-таки да или нет

Не по сценарию

Русский ниндзя

Книги - не лучший подарок

На должность главы претендуют трое желающих

Шляпных дел мастерица

Заречный в сети

Началась рассылка налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов за 2020 год

Микрозелень - модно полезно вкусно

Нежные пяточки

Евгений Куйвашев - Благоустройство городов даёт кумулятивный эффект

Восстанавливая память

А часики-то тикают

Ищем родственников героев Великой Отечественной

Красота спасёт

Поздравляем

Вафли из тыквы

Книга рекордов Заречного

Осеннее очарование - зареченцы победили

Инженеры Белоярской АЭС сделали связь между ремонтными бригадами в 4 раза доступнее

Два инженера Белоярской АЭС выступят на всероссийском чемпионате WorldSkills Hi-Tech

Вопрос в редакцию


№43 от 28 октября 2021 г.
 

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Интервью»

  • В последнее время много говорится о том, что «атомные» миллионы, которые за последние 9 лет Заречный уже привык получать по Соглашению между Росатомом и Губернатором Свердловской области, заканчиваются.

  •  
    Пусть жираф был не прав
    №34 от 25 августа 2022 г.

    Пусть жираф был не прав В сентябре новому созыву Думы Заречного исполнится год. За это время мы подготовили интервью - знакомство практически со всеми впервые избранными депутатами: Алексей Чистяков, Александр Заторский, Сергей Солдаткин, Вячеслав…

  • Первый прошел
    №37 от 15 сентября 2022 г.

    Председатель Думы Андрей Кузнецов о первых итогах работы нового состава парламента.

  •  
    Сладкое золото
    №32 от 11 августа 2022 г.

    14 августа - медовый спас. Считается, что именно к этому числу мёд в ульях созревает до полной готовности. Поэтому сейчас самое время поговорить о об этом продукте, тем более, что в Заречном есть настоящие эксперты в данной теме.

  • 2 сентября в России отмечают День окончания второй мировой войны. Именно в этот день в 1945 году был подписан акт о капитуляции Японии.

  •  
    Она видит будущее
    №29 от 21 июля 2022 г.

    Практикующий астролог Наталья Астапенко уверена, что «если бы события в нашей жизни невозможно было менять, то астрологии бы, в принципе, не существовало». Астрология помогает узнать, проанализировать жизненный путь и даже спланировать будущее.