Мы не знали - что такое рынокОлег Николаевич Арефьев депутат городской Думы, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ, в недавнем прошлом директор УрТК НИЯУ МИФ, а теперь помощник Главы по вопросам образования и спорта, - побывал более чем в 30 странах мира. Поэтому неудивительно, что именно он стал очередным героем нашей рубрики «Мир большой». Правда, в этот раз глазами зареченца мы будем смотреть ни на какую-то одну страну, а попытаемся сравнить системы образования, существующие в разных странах.
Юлия ВИШНЯКОВА
- … Для начала надо понять, что такое система образования, потому что её принципы одинаковы и для нас, и для зарубежных стран, - начинает Олег Николаевич. - На «входе» этой системы абитуриент, а на «выходе» должен быть специалист. На образование что влияет? Материальная база (здание, аудитории), технологии обучения и кадры. При советской власти было всё просто. Материальная база финансировалась государством. Технологии обучения были довольно современные. В руководстве не было посредственностей, потому что была система подготовки руководящих кадров. Преподаватели регулярно - раз в два года - бесплатно проходили через повышение квалификации. По итогам обучения специалиста ждало распределение на предприятия и территории.
За рубежом, после Болонского процесса, образовательная система стала унифицированной для многих стран, и она отличалась от нашей. Так, в создании материальной базы учебных заведений в тех же Англии, Германии, Швейцарии активно участвует частный бизнес. Предприниматели, предоставляя своё оборудование, заинтересованы в том, чтобы отучившийся студент был уже хорошо с ним знаком. По технологиям обучения они ещё во время Советского Союза нас сильно опережали, особенно в Кембридже, где ещё тогда применялись информационные компьютерные технологии, а большой акцент делался на самостоятельную работу студентов. В руководство не могли попасть посредственности, контроль за этим шёл как на федеральном, так и на региональном уровнях. Материально обеспечен был и преподавательский состав.
Но самое главное отличие в том, что они готовили студентов к условиям рынка. А мы не знали, что такое «рынок». И не было у нас такого понятия как «профессиональный стандарт», «образовательный стандарт». А в капиталистических странах всё это было. Там в разработке профессионального стандарта участие принимают и государственные, и частные органы. Они определяют, что студент должен знать на выходе. А уже исходя из этого разрабатывается образовательный стандарт. То есть работодатель решает, чему учить студента, а как учить учебное заведение.
В советское время у нас существовала лишь учебная программа, а в 90-е возникли рыночные условия. Студент после учёбы оказался никому не нужным. Со временем начало приходить понимание, что нужен профессиональный стандарт, но не все работодатели могут сформулировать: а чему учить-то? Мы, не имея нормального профессионального стандарта, начинаем лепить образовательный. И это наша главная ошибка. Силы идут не на содержательную часть, а на бумажную составляющую. От этого страдают преподаватели. Еще одна наша большая беда в том, что в управление может попасть, кто угодно. Какой выход? Нужен четкий профстандарт, а на его основе образовательный, он должен пройти госэкспертизу, и хватит экспериментов.
Вы часто вспоминаете Кембридж, как образец того, как должен быть построен образовательный процесс. Почему?
- Я был там два раза, и скажу, что Кембриджский университет - это высочайший уровень образования. Что такое Кембридж? Это несколько десятков колледжей с большой историей, расположенные на территории одного города. Каждый колледж - это место, где студенты учатся, живут и проводят время, поэтому у каждого колледжа есть своё общежитие, библиотека, столовая, церковь.
Жизнь и работа колледжей регулируется их собственными уставами и правилами (например, гендерные и возрастные ограничения для абитуриентов). Вместе с тем студенты любого колледжа могут выбирать курсы, проходящие на территории другого колледжа. Так что возможности образования в этом плане значительно шире. В начале обучения в Кембридже студенты проходят через специальное тестирование, и на основе его результатов разрабатывается индивидуальная образовательная траектория. То есть студенту помогают выбрать именно те курсы, которые пригодятся лично ему в его будущей профессиональной деятельности. И для каждого отдельного студента этот набор курсов будет сильно разниться. Более того, в Кембридже существует система личных наставников, тьютеров, своего рода научных руководителей, персонально прикреплённых к каждому студенту. В кабинете у одного из преподавателей я видел небольшой список из 12-13 человек, которых он курирует - следит за их самостоятельной работой, направляет, подсказывает, консультирует.
Что касается бытовой жизни студентов, то условия в знаменитом вузе спартанские. В общежитии комнаты, рассчитанные на двоих человек, больше напоминают кельи. Удобства на этаже. Здесь нет ни компьютеров, ни места для учёбы. Самостоятельную работу студент выполняет не в комнате, а в библиотеке. Библиотека Кембриджа - это уникальное место. Там до сих пор хранятся древние фолианты, которые с гордостью демонстрируют гостям. В библиотеках есть шумоизолированные «кабинки», в которых установлены компьютеры. Таким образом, созданы условия для самостоятельной работы студентов. При окончании обучения студента ждёт строгий экзамен, он смешанный, есть и тесты, и устные ответы. Но каждый колледж сам определяет, как ему итоговый экзамен проводить.
Ещё один интересный момент. Студенты сами решают, к какому преподавателю записаться на курс. Допустим, к одному записались 40 человек, к другому 15, к третьему 0. Поэтому среди преподавателей есть здоровая конкуренция.
В России считается, что без высшего образования молодому человеку будет сложно чего-то добиться. За рубежом такие же убеждения?
- В Германии вузы в основном бесплатные, во Франции тоже много вариантов бесплатного обучения. В Англии, Голландии - смешанная система. Интересно то, что в той же Германии, при бесплатном высшем образовании, далеко не все нацелены на его получение. В этом отношении Германия достаточно интересна. Помню, в 50-е годы, когда был маленьким, в нашей стране существовали фабрично-заводские училища. Ребята приезжали из села, им давали форму, жильё, их кормили и готовили на определённое рабочее место. В Германии массовость рабочих профессий существует до сих пор. Я был в Лейпциге, в училище, где готовят рабочих по кузовному ремонту. Знаете, как выглядит там дипломная работа? Например, надо сделать фару для «Мерседеса» образца 1947 года. Сделал - молодец, нет - учись дальше. После училища он востребован, у него хорошая зарплата, и он может при желании открыть своё дело.
У нас сейчас начинает зарождаться дуальное обучение. Но это не новинка, в Германии это развито уже давно. Дуальное обучение - это когда 50% времени студент проводит в аудитории, 50 % - на производстве. У нас добиться этого очень сложно, потому что 75% предприятий - частники, они почему-то не заинтересованы в организации такой практики. А в Германии частники идут на это. Три с половиной года студент учится, и всё это время проходит практику на предприятиях.
Вот и получается, что в Германии у молодых людей резкий крен в сторону того, что рабочая специальность нужна больше, чем высшее образование. У нас же наоборот, есть предубеждение, что руками заработать большие деньги невозможно.
За рубежом студент
выбирает преподавателя,
поэтому среди
преподавателей
существует здоровая
конкуренция.
Отсутствие системной
кадровой политики
приводит к тому, что
на руководящих
должностях часто
оказываются дилетанты.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.