2001 и 2002 годы - раскол во властиПродолжаем говорить об истории развития БАЭС и Заречного. Сегодня - рассказ о том, что происходило в 2001 и 2002 годах. Это время перемен, причём значительных, но не всегда к лучшему…
Татьяна ГОРОХОВА
Эти годы можно назвать расколом во власти и расколом в отношениях между городом и градообразующим предприятием. Вставший во главе Заречного Юрий Олексин стал для нашего города неоднозначной фигурой. Многие и сейчас на вопрос, что он сделал для города, отвечают: «Построил два дома.» И действительно, построил. Что ещё? Разругался с Думой. И это тоже правда. В 2001 году инициативная группа зареченцев и часть депутатов даже готовились провести всенародный референдум по отзыву Главы города. Но Свердловский областной суд не разрешил этого делать, так как «в Уставе муниципального образования не расписаны основания и порядок отзыва избранных представителей местного самоуправления». Но это решение никак не повлияло на взаимоотношения мэра и депутатов, более того, народные избранники стали переделывать городской Устав, чтобы, как образно отметил депутат Ю.К. Шиф, «держать главу на крючке».
Чем же так не угодил Думе Юрий Олексин? Ведь, казалось бы, именно в этом году Заречный стал свободнее дышать в финансовом плане: учителя наконец-то получили свои зарплаты; БАЭС заплатила налоги в большем объёме, чем ожидалось; и самое главное - вновь заговорили о начале строительства 4 блока! Вот что об этом сказал О.М. Сараев, директор БАЭС и председатель Городской Думы, в одном из выпусков газеты «Пятница»: «Новизной 2001 года является начало активного строительства 4 блока. Однако говорю я это с большим напряжением, поскольку работы сопровождаются значительными трудностями.» А трудности были в том, что не хватало строительно-монтажных кадров…
Интересно, что тогда называли даже конкретную дату окончания строительства - 2009 год, правда, с оговоркой: при условии стабильного финансирования и притока кадров. Как показало время, сроки эти отодвинулись на целых 6 лет.
Только-только улеглись страсти по невыплатам зарплат учителям, как стали возмущаться медики. Постоянное недофинансирование, нехватка денег даже на закупку медикаментов и необходимых лекарств привели к тому, что из МСЧ №32 стали уходить квалифицированные врачи. Зареченские медики пишут открытое письмо мэру, выходят на Думу, но все эти меры ничего не дают. А тут ещё аптеку на Островского закрыли по распоряжению Олексина, программа «Анти ВИЧ» остаётся без финансирования, в то время как Заречный выходит на 5 место в области по заболеванию СПИДом. Больные приходят на физпроцедуры со своими одноразовыми перчатками и шприцами - денег у медсанчасти на это нет. Вокруг ресторана «Тахов» разразился скандал, смена хозяев предстала как реальный захват, затем разразился скандал на Базе ОРСа, которую Олексин передаёт в аренду неизвестной фирме. Все эти действия мэра вынуждают депутатов открыто говорить о том, что он не согласовывает свои действия с Думой, что городской бюджет непрозрачен, деньги уходят неизвестно куда, - противостояние Думы и мэра становится всё острее.
Масла в огонь подливает тот факт, что мэр сначала назначает на должности своих заместителей определённых людей, а потом уже выносит на Думу вопрос об их утверждении. Депутаты даже обращались по этому поводу в суд. Вот такой раскол произошёл между администрацией города и Думой.
Между тем Заречный жил своей жизнью. Программа приватизации жилья привела к тому, что многие предприимчивые зареченцы стали скупать подвалы жилых домов. После ремонта там открывались… магазины. Такое новшество не всем приходилось по вкусу: некоторые жители опасались, как бы в случае чего чего бы не случилось?.. В эти годы произошло значительное повышение тарифов на ЖК-услуги, жители Мезенского стали платить за тепло в 4 раза больше, чем жители Заречного! А зареченцы требовали, чтобы им вернули льготы 30-километровой зоны. Рост тарифов, нестабильные выплаты зарплат, рост цен на продукты - все эти факторы приводят к тому, что за квартиру регулярно платят только 30-40% жителей. Естественно, возникает много претензий к коммунальщикам, которые на все претензии отвечают, что денег нет, потому за жильё платят не все. В общем, замкнутый коммунальный круг. Кстати, возглавляет в то время Дирекцию единого заказчика Валерий Рейнгольтович Штирц, убийство которого и его жены в апреле 2002 всколыхнуло не только Заречный, но и всю Россию.
Белоярская АЭС в 2001 - 2002 годах вошла в качестве филиала в концерн Росэнергоатом. Это привело к тому, что станция стала избавляться от всех непрофильных производств. Олега Сараева сменил на посту директора Белоярской АЭС Николай Ошканов, работавший ранее главным инженером станции. В традиционном предновогоднем интервью накануне 2003 года Н.Н. Ошканов отметил: «Обнадёживает, что в Заречном приходит понимание: нужно менять структуру управления города. Я не имею в виду смену одних людей или кабинетов - нужен совершенно иной подход к самой схеме управления.»
Кстати, Н.Ошканов возродил в Заречном работу клуба «Кожаный мяч» - БАЭС подарила школам футбольные мячи, и зареченские мальчишки с удовольствием гоняли мяч по многочисленным тогда футбольным полям.
Интересно также отметить, что в те годы зареченцы неоднократно поднимали вопросы о парковках автомобилей на газонах и городской площади. Многие призывали ГАИ просто запретить ставить автомобили на площади. Ещё одна проблема горожан - тёмные улицы. «Почему не работают фонари?», «Мы ноги ломаем на тёмных улицах!» - писали жалобы жители Заречного. Плохая работа телецентра - ещё одна головная боль. «ТВ каналы меняются постоянно,» - жаловались жители старой части города в газету «Пятница». С того времени прошло уже 13 лет, а проблемы эти так и остались нерешёнными…
В статья использованы материалы газеты “Пятница” за 2001-2002 г.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.