Наши на СВО - История ВодолазаНаши на СВО - История Водолаза
Год и восемь месяцев длится Специальная военная операция на Украине, и всё это время многие из наших ребят - зареченцев исполняют воинский долг, защищая нашу страну. Мы долго искали бойцов, которые бы рассказали о том, как там, на линии фронта… Наконец-то нам удалось пообщаться с одним из них - добровольцем Юрием Халуевым, позывной Водолаз.
Алёна АРХИПОВА
Юрию 53 года. Окончил Омский авиационный техникум по специальности «техник-технолог летательных аппаратов», отслужил срочную службу в армии. В 90-х приехал в Заречный к родственникам погостить, да и остался. Женился, вырастили с супругой сына и дочь, построили дом.
Последние десять лет Юрий Анатольевич работал в строительном бизнесе. Сначала был директором в строительной организации, потом вместе с сыном открыли своё предприятие, которое занимается звукоизоляцией и монтажом. Помните, как в фильме «Белое солнце пустыни»? Что ещё нужно человеку, чтобы встретить старость? Но когда началась Специальная военная операция, Юрий не смог остаться в стороне.
- Я уехал бы в зону СВО сразу, но по семейным обстоятельствам мне нужно было быть дома, - рассказывает Юрий Анатольевич. - 14 марта 2022 года пошёл в наш военкомат, написал заявление, как доброволец. Меня направили в пункт отбора в Екатеринбург, там дали для заполнения стопку документов. Прошёл медкомиссию, привёз в пункт результаты и стал ждать.
Наступил конец мая, и тишина… Это, в принципе, было ожидаемо, ведь после 50 лет в ряды российской армии принимают каждого по индивидуальному решению. Смысла ждать больше не было. И тогда я решил уйти с ближайшей командой «БАРС». Расшифровывается, как «боевой армейский резерв страны». Это проект мобилизационного людского резерва Министерства обороны России, который существует уже несколько лет. В него вошли офицеры в запасе, добровольцы - люди, которые имели боевой опыт, в том числе, участвовали в локальных боевых конфликтах.
- В конце июля 2022 года наша команда прибыла в Ростовскую область на специализированный полигон для подготовки добровольцев. Ребята, из которых сформировался наш отряд, приехали со всей России: с Тывы, Бурятии, ХМАО, ЯНАО, с Урала, Санкт-Петербурга, Белгорода, Севастополя и других южных округов. Вместе прошли короткую переподготовку и отправились «за ленту» - на территорию ЛНР.
Сколько времени Вы были в зоне СВО?
- В общей сложности два месяца, а в зоне боевых действий 10 дней. Изначально нас готовили на уличные бои, подбирали людей, которые имели такой опыт. Однако в расположении отряда мы были всего два дня - выдвинулись двумя штурмовыми группами на вторую линию обороны прикрывать нашу артиллерию от диверсантов. А потом состоялся тот самый бой…
… 15 августа мотострелковая рота нашей группировки войск попала в клещи. Наши парни находились в перелеске, запросили по связи поддержку. К ним и выдвинулись две наши штурмовые группы по 15 человек. Мы должны были деблокировать мотострелков и удержать позиции.
Там был ад. Мы подошли «налегке», вели ближний стрелковый бой с противником. По нам работали вражеские польские миномёты, которых корректировали беспилотники, два украинских танка, потом ещё и самолёт два захода сделал. Когда накрыло минами, погиб Олег Петренко, позывной Фаза, из Екатеринбурга. Многих тяжело ранило, в том числе нашего земляка - Самореза - Валеру Садыкова из Белоярки, командира нашей группы Весёлого. Меня сильно контузило. Когда, раненые, отходили назад, попали под обстрел снайперов.
Интересно, откуда берутся ваши позывные?
- В бою, где каждая секунда на счету, ведь не будешь говорить: «Олег Владимирович, отползите, пожалуйста, вправо». Нужно короткое ёмкое название - позывной, которое будет отличать тебя от остальных. Позывной бойцы выбирают сами, или ему его выбирают сослуживцы.
Я, например, Водолаз, так как одно время жил на дальнем Востоке и работал в команде водолазов. Командир у нас Весёлый - сразу понятно, почему. Валера Садыков - Саморез, потому, что на гражданке занимался ремонтами. Вместе с нами был Серёга - Анабол из Питера, он был командиром спецназа. Назвали его так за крепкое телосложение, потому что занимался тяжёлой атлетикой. Его настоящие фамилию и отчество я узнал уже после того, как он погиб…
Как складывались отношения с товарищами?
- Есть такое понятие «боевое братство». Перед отправкой в зону СВО наше боевое слаживание (процесс переподготовки, тренировки в составе подразделения) длилось всего неделю. За короткое время мы должны были создать единый военный рабочий механизм, настоящее боевое подразделение, где каждый чувствует и понимает друг друга с полуслова. И мы справились. Все мы были добровольцы в возрасте 50+, все из одного времени, с похожими мыслями, жизненными принципами, мировоззрением. Большинство отслужило срочную службу ещё в Советской армии, где слова «присяга», «Родина» - не было пустым звуком. И там, за «лентой» мы доверяли друг другу на 200%, знали, что спина всегда прикрыта.
Ребята все исключительные. Эдик - Балтика, - машина весом 150 килограмм, служил в своё время матросом-сигнальщиком. Его выбрали гранатомётчиком. Эдик, который до того момента гранатомёт в глаза не видел, сказал: «Есть» и отправился изучать оружие. А в бою, когда прямо на нас вышел вражеский танк, он сжёг его с первого попадания. Если бы не Эдик, который сразу же после своего точного выстрела пал от снайперской пули, мы бы все погибли.
Его вторым номером был Лесник. Когда Эдик упал, он успел подхватить гранатомёт и тоже получил пулю, которая пробила каску, прошла вскользь по голове и вышла. Санинструктор перевязал парню голову вместе с каской и велел ползти. Лесник добрался до медсанбата. Его так в каске в госпиталь и доставили. Чудо просто!
Валера - Саморез - удивительный человек. Спокойный, собранный, целеустремлённый. Если решил, обязательно добивается своего. Сейчас ему 45 лет, тогда было 44. Он не служил в армии, так как был негоден к строевой службе. И всё же обманул врачей, когда проходил медкомиссию, и отправился с нами. Мы все поражались, насколько чётко, как бывалый солдат, он выполнял все команды.
Его сильно ранило, в руке были раздроблены все кости. Мы его обезболили, примотали руку к телу и стали отходить. При этом Валера умудрился натянуть на себя автомат, взять во вторую руку гранату и выдернуть чеку. Так и полз с выдернутой чекой по минному полю. Как он потом сказал, не хотел сдаваться в плен живым.
Врачи спасли ему руку, собрали по кусочкам титановыми пластинами, достали 10 осколков. Уже дома после госпиталя он смеялся, что теперь настоящий «саморез». Сейчас Валера заново учится работать рукой, уже чувствует пальцы и научился их сгибать.
С теми, кто остался в живых, мы общаемся, дружим, переписываемся, встречаемся. Жёны погибших товарищей теперь под нашей опекой, помогаем им во всём. Мы этим ребятам должны.
Как же жена Вас отпустила?
- С супругой мы уже 25 лет вместе. Она знает мой характер: если сказал, что обязан быть там, так и сделаю. И она это приняла, поняла, отпустила, спрятала слёзы и переживания. Держала себя в руках и когда провожала, и когда в госпитале лежал. За это я ей очень благодарен.
Контузило меня дважды. Сначала направили в госпиталь в одном городе, потом в распредгоспиталь - в другом. Там санитарка предлагала ребятам телефон, чтобы позвонить родным. Я позвонил сыну, успокоил, что жив, что в госпитале, попросил его маме пока не говорить, хотел сначала немного прийти в себя. Сын всё рассказал. И супруга, начиная с номера этой санитарочки, узнала весь мой путь до госпиталя Вишневского в Москве, вызвонила всех врачей. Девчонки в военкомате мне потом рассказали, как она меня искала. Она у меня молодец!
Мы часто слышим о работе волонтёров в зоне СВО, так ли она необходима?
- Работа волонтёров значит для нас очень много. Министерство обороны даёт бойцу весь необходимый запас. Однако необходимость у всех разная. Какие-то вещи нужны ребятам постоянно. Взять те же сети. Наши девчонки из организации «Добрые сети» большие умницы: плетут даже в свой обеденный перерыв, выполняют срочные заказы, не считаясь со временем, сами возят гуманитарную помощь в зону СВО. И ребята там их боготворят, знают: у них есть надёжный тыл!
Особую роль играют письма от детей. Нам тоже в госпиталь привозили детские письма. Я до сих пор храню два письма от девочки 14 лет и мальчика 9 лет. Мальчишка написал: «Выздоравливай скорее и возвращайся на фронт, тебя там ждут!». Эти слова вызывают такие чувства … Не передать словами…
Для примера расскажу про парня с позывным Бешеный. Он три раза лежал в госпитале и три раза возвращался обратно. Так вот, Бешеный получил письмо от 10-летней девочки Олеси. Смотрим, он ушёл за землянку и плачет. Оказывается, у него дочке тоже 10 лет и тоже Олеся зовут. Получилось, будто родная дочь ему написала. После таких писем у бойцов в десять раз сил и воли больше, и желания довести своё дело до конца.
Сейчас Вы ведёте патриотическую работу, общаетесь со школьниками. Как Вас ребята встречают?
- По-взрослому. Слушают очень внимательно, учителя удивляются. Недавно разговаривал с шестиклассниками о терроризме. Рассказывал, как дети Донбасса быстро научились определять на слух, какой и откуда снаряд летит. Они умеют, как правильно упасть, спрятаться. Как они до сих пор в подвалах живут и учатся. Потом мы рассуждали вместе о том, что надо ценить то, что есть: родителей, школу, друзей, дружбу.
Вообще считаю, что нужно рассказывать детям, в какой прекрасной, большой, самой лучшей стране они живут. Мы должны уметь ценить и любить свою Родину. Это есть патриотизм.
А если можно будет, Вы вернётесь?
- Если будет можно, я вернусь на СВО. Я не завершил дело. Военная служба для меня по-прежнему почётная обязанность. В своё время я принёс Родине присягу, и с меня её никто не снимал.
Фото из архива Юрия Халуева
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.