Сказка про атомный городСказка про атомный город
При поддержке Белоярской АЭС была издана первая детская сказка об атомной станции и городе Заречном - «Сказочный рюкзак».
Юлия ВИШНЯКОВА
Это история о длинном и непростом пути, который проделал наш город, начиная от безлюдной тайги и бездорожья до единственной в мире атомной станции с реакторами на быстрых нейтронах. Главным героем книги стал рюкзак геолога, который брат с сестрой случайно нашли на чердаке своего дома. Этот рюкзак не только умеет говорить, но и помнит множество историй о созидателях, построивших атомную станцию.
В сказке 20 глав, в каждой из которых сказочный герой рассказывает детям о реальных событиях из жизни первостроителей и о важных исторических эпизодах во время создания Белоярской АЭС. Под обложкой детской сказки кроется и недетская мудрость: «Энергия рождает энергию», «Знания должны передаваться из поколения в поколения. В этом их глубокий смысл и бесконечная сила»…
Написала книгу учитель истории, мама двоих детей и жена сотрудника атомной станции Ольга Воробьева, с ней мы поговорили о том, почему так важно знать историю своего края с малых лет.
Ольга, это ваш первый опыт написания книги?
- Я писала всегда, сколько себя помню. А литература была любимым предметом. На электронных площадках размещены мои литературные эксперименты, правда, под псевдонимом. Но опыта написания полноценной книги до «Сказочного рюкзака» у меня не было.
Как появилась идея этой книги и центральный персонаж, объединяющий разные поколения людей?
- Я приехала в Заречный из Богдановича 20 лет назад. И полюбила этот город. Мне было интересно все: что, откуда и почему. Но чем больше я хотела узнать о Заречном, тем чаще замечала, что местные жители зачастую не знают историю своего города. В Богдановиче все иначе. У нас есть два сакральных слова: это Транссибирская магистраль и Огнеупорный завод - градостроительное предприятие, с которым связаны все городские и школьные мероприятия. Мы этим гордимся. У нас любой, неважно маленький он или старенький, скажет, что был такой генерал - Евгений Богданович и расскажет про него. У всего есть история, и у города тоже.
Я люблю Заречный, восхищаюсь его компактностью, обилием зелени, наличием здесь уникального промышленного объекта, поэтому я с интересом погрузилась в чтение исторических материалов. Познакомилась с работами известного краеведа Аркадия Коровина, книгами об истории Заречного, написанными Сергеем Гончаровым, Натальей Бакировой. Но знакомясь с этими источниками, я поняла, что для детей доступной информации на тему истории Заречного нет.
А детям тоже важно понимать, где они живут, в честь кого названы улицы, по которым они ходят. Поэтому прочитанную информацию я переработала и стала рассказывать своим детям: «Давным-давно ничего на месте Заречного не было, а была непроходимая тайга…» Моими записками и рассказами стали интересоваться другие родители, и даже посторонние люди. Многие убеждали, что из этих материалов может получиться хорошая книга, надо только довести дело до ума.
Этим я и занялась. Так появился связующий персонаж этой истории - рюкзак геолога. К слову, о заслугах геологов, как мне кажется, в Заречном говорят мало, больше о приехавших на стройку ленинградцах, инженерах, спроектировавших уникальную атомную станцию, о первостроителях. Но начиналось же все с геологов. Было пять геолого-разведывательных групп, одна из которых оказалась здесь и результаты исследований этой группы стали обоснованием того, что именно это место идеально подходит для строительства промышленного объекта. А какой неизменный атрибут геолога? Рюкзак.
Какова роль БАЭС в появлении книги?
- Книга появилась благодаря директору БАЭС Ивану Сидорову и руководителю УИОС БАЭС Андрею Яшину! Помню, как во время акции «Цветущий атомград» на бульваре Алещенкова подошла к Ивану Ивановичу и протянула ему экземпляр из пилотного тиража. В результате, БАЭС оказала поддержку книги и помогла ее издать.
Вы - учитель истории, и на ваш взгляд, насколько хорошо в образовательной программе представлена история родного края, родного города?
- К сожалению, этому вопросу в программе по истории внимания уделяется если не мало, то точно недостаточно. Есть, конечно, классные часы, занятия по окружающему миру в начальной школе, в рамках этих предметов учителя могли бы доносить детям информацию об истории Заречного.
Но вот какой интересный момент я заметила. Во Всероссийских проверочных работах по истории есть заключительный вопрос, и он сформулирован так: «Укажите исторического деятеля, в честь которого названа улица/площадь, и который имеет отношение к вашему городу/региону/стране. А также назовите вклад этого человека». В лучшем случае дети пишут про Ленина или про Бажова. И для меня странно, что в Заречном знают про Бажова, который родом из Сысертского района, но не знают о своей истории и своей уникальности. Не пишут про Курчатова - создателя мирного атома, имя которого носит наша станция, про людей, стоявших у истоков Заречного, имена которых увековечены в названиях городских объектов и улиц: Юрии Муракове, Владимире Невском, Петре Алещенкове…
Знание истории своего города может помочь сохранить его уникальность и свою самобытность в дальнейшем.
На какой возраст рассчитана книга? В чем особенность написания книги для детей?
- Любая книга - это семья. Если не читает мама, и дети не видят ее с книжкой, то вряд ли они сами возьмутся за чтение. Да, книга детская, в ней используются большой шрифт, яркие иллюстрации, поэтому её с легкостью прочитают ребята из начальной школы. Но больше всего она подходит именно для семейного чтения, может быть, для увлекательного чтения по ролям.
Каждая из двадцати глав закончена по смыслу и имеет небольшой размер. Это - отдельные истории, они легко будут воспринимаются сегодняшними детьми, которым сложно долго удержать внимание на чем-то одном. Но прочитав все эти маленькие главы, ребенок получит знания о большой истории нашего города.
Кто сделал иллюстрации для книги? Какова их роль в подаче материала?
- Детская книжка невозможна без иллюстраций. Я принципиально не хотела использовать компьютерный дизайн, и мечтала видеть в книги акварельные иллюстрации с живыми эмоциями. И это удалось осуществить. Иллюстрации сделала моя приятельница из Богдановича, преподаватель художественной школы, Надя Горбач. Использовала она исторические фотографии, которые я ей предоставила. В результате, на страницах книги появилось более 50 акварельных иллюстраций, передающих атмосферу того времени.
Какие ваши дальнейшие планы относительно судьбы этой книги?
- Первые читатели, познакомившись с книгой, хотят продолжения. Я не исключаю, что герои могли бы трансформироваться и в дальнейшем, через книгу, доносить какие-то другие важные ценности до читателей. Например, экологическое сознание, семейные ценности. Эти герои могут отправиться в путешествие по нашей стране. Знакомиться с другими городами. И сказочный рюкзак может ездить с ними, быть добрым советником и помощником.
Девочка-ученица, прочитав книгу, предложила сделать по ней мультик. Была идея сделать аудиокнигу, но сейчас я понимаю, что лучше подготовить аудиоспектакль, с помощью которого было бы легче погрузиться в ту эпоху. Так что вариантов относительно судьбы книги много.
Но сейчас для меня важно получить обратную связь от тех, кто эту книгу прочитал. Надеюсь, что если она понравится, ее будут рекомендовать друзьям и знакомым. Учителя в школах и воспитатели в детских садах, получив издание, могли мы брать из нее информацию для разговора с детьми об истории Заречного. Поэтому сыграть свою роль в дальнейшей судьбе этой книги может каждый.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.