С шашкой наголоС шашкой наголо
Закон о такси вступил в силу.
Юлия ВИШНЯКОВА
С 1 сентября вступил в силу закон о такси. СМИ прогнозировали резкий рост цен на перевозки и массовый уход из «профессии» водителей. Прогнозы сбылись лишь частично, и в День знаний можно было перемещаться по городу по вполне привычным тарифам. Но в течение последующей недели в зависимости от количества свободных машин и заказов, тарифы на разных сервисах могли подняться и в два, и даже в три раза. В среднем, стоимость такси выросла по Заречному на 20%. И понятно, что в ближайшее время поездки на такси будут напоминать русскую рулетку: повезет - не повезет.
Требования
ужесточили
Итак, с вступлением в силу закона об организации перевозок пассажиров легковым такси, требования к такси сильно ужесточились.
Впервые в нормативных актах отражена деятельность организаций, которые находят и предоставляют заказы перевозчикам. Агрегаторы такси появляются в правовом поле и получают статус «службы заказа легкового такси».
Одно из главных нововведений - создание федеральной государственной информационной системы (ФГИС) легкового такси, в которую войдут три реестра. В первом будет содержаться информация о службах заказа такси, во втором - данные об автомобилях и их собственниках, в третьем - сведения о компаниях и лицах, получивших разрешения на работу в такси. Заказы будут приходить при условии проверки перевозчика, водителя и автомобиля по всем реестрам.
К шоферам такси появляются дополнительные требования. У них не должно быть судимости за ряд тяжелых преступлений (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж, разбой и др.), не должно быть медицинских противопоказаний к управлению автомобилем, трех и более неоплаченных штрафов за нарушение ПДД, а также повторного лишения прав. Водители смогут работать только в пределах того региона, где получили разрешение на перевозки.
Региональные власти получили возможность вводить для таксистов обязательную аттестацию на знание населенного пункта, где им предстоит работать.
Граждане смогут стать водителями такси в качестве самозанятых без создания ИП, заключив договор со службой заказа. При этом перед рейсами им придется проходить медосмотр и техосмотр, а также заполнять путевой лист. Расходы на это должны взять на себя сами ИП и самозанятые. Водители в статусе ИП смогут продолжить работать либо на себя, либо на службу заказа. Вместе с этим водители будут обязаны соблюдать время труда и отдыха. Теперь таксист сможет работать на линии не более 12 часов, а максимальная продолжительность рабочей недели не имеет права превышать 40 часов.
Водителям такси, в том числе самозанятым, и работающим по ИП, потребуется иметь полис ОСАГО для перевозчиков.
Впервые, благодаря нововведениям, агрегатор несет субсидиарную ответственность с перевозчиком, если страховка ОСАГО не покрывает вред пассажиру. Солидарная ответственность действует в случае, если заказ попал перевозчику с аннулированным или отсутствующим разрешением. Также предусмотрена полная ответственность перед пассажиром за некорректные данные о том, кто будет его везти.
Такой поворот дел уже привел к тому, что таксисты, для которых это была подработка, стали от неё отказываться.
- Основная моя работа - на БАЭС, таксовал я нерегулярно и не больше пары дней в неделю для дополнительного заработка. С 1 сентября таксовать перестал. Теперь овчинка выделки не стоит, к тому же не хочу, чтобы мой автомобиль попал в реестр машин для такси, тогда его цена при продаже будет меньше, - рассказал таксист Иван.
В Екатеринбурге таксисты, несогласные с новым законом, уже начали кооперироваться и создавать локальные чаты, в которых могут договориться с пассажиром напрямую, без посредника в лице агрегатора. Напрямую свои телефоны пассажирам оставляют и зареченские водители. Как долго такие «серые» водители смогут работать в обход правилам и, тем самым, держать более выгодные цены, пока непонятно.
Игра по правилам
Однако есть в Заречном водители, которые согласны играть по новым правилам и уже занимаются оформлением необходимых документов. При этом, как ни крути, для налаживания работы по-новому нужно время, поэтому сейчас начался переходный период.
- На текущий момент, по крайней мере наш регион точно, не готовы к новому закону, который приняли резко. Например, данные необходимо завести в три реестра, но третий реестр по Свердловской области пока даже не создан…, - рассказывает руководитель сервиса заказа такси Максим-Заречный Айгуль Ерсейтова. - Чтобы клиентам было удобно, мы немного поменяли систему поездок. Сейчас в нашем агрегаторе есть не только вызов такси, но и дополнительный вид перевозок - «вызов экипажа с водителем», условно, это аренда экипажа с водителем. По этому виду перевозок тариф сохраняется, однако клиентам надо будет предоставить свои ФИО, заполнить мини-анкету или принять договор оферты в приложении.
За август мы успели большое количество водителей залицензировать, поэтому если клиенту хочется именно заказать такси и не указывать свои персональные данные для аренды экипажа, он может это сделать по тарифу «Такси». Но здесь цена услуг имеет коэффициент 2. И если условно по Заречному поездка стоит 100 рублей, то по тарифу «Такси» она будет условно стоить 200 рублей. Рост цен обусловлен тем, что у водителя растут траты, став самозанятым, он оплачивает комиссии сервиса, платит налоги, как самозанятый, соответственно и работа по стандартному тарифу для него не выгодна.
Айгуль предполагает, что услуга аренды экипажа это лишь временная мера, которая поможет водителям и пассажирам в переходный период.
- История с лицензированием не заканчивается 1 сентября. Сейчас она только начинает набирать обороты. И теперь работа в такси - это строгие рамки. Мы пришли к выводу, что если мы хотим остаться на рынке, то лицензирование - это необходимость. Поэтому адаптируем сотрудничающих с нами водителей под новый закон: разбираем с ними как добавиться в реестр, как и где сдать экзамены на знание муниципальных объектов. Конечно, есть водители, которые не видят смысла продолжать работать в такси при таких условиях. Но по наблюдениям, тех, кто готов пройти необходимое лицензирование - много.
Мы звонили в минтранс, чтобы уточнить сроки готовности лицензий. И нам сообщили, что бумага для лицензий закончилась: шквал заявок идет! В итоге, лицензию нам направили не по почте Россия, как раньше, а по электронной почте. И сейчас наши водители получают первые лицензии. Не думаю, что сбудутся прогнозы о том, что таксисты уйдут из легального поля и будут ловить пассажиров по вытянутой руке. Во всяком случае, мы намерены залицензировать большую часть водителей, - поясняет Айгуль.
Происходящие сейчас перемены направлены в первую очередь на безопасность пассажиров, и эта цель оправдывает средства. Когда все необходимые формальности будут соблюдены, пассажиры будут уверены, что на заказ приедет именно указанный водитель, у него не будет судимости, а сама поездка будет гарантированно застрахована.
- С этого года сын начинает ходить в музыкальную школу, и в случае непогоды мы настраиваем его на поездку до школы на такси, и, конечно, я лучше переплачу, но буду уверена, что ребенка повезет проверенный водитель, - рассказывает зареченка Анжела.
Что победит в итоге: законность и безопасность или экономность и консерватизм - увидим. Всё покажет время.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.