Последний выпуск
№ 16 от 18 апреля 2024 г.
Газета вышла вчера

Архив №22 от 02 июня 2022 г. Простота без пестроты

Простота без пестроты

Простота без пестроты

Своим мнением о недавно прошедшей выставке Уральский туесок поделился кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела народного искусства Государственного Русского музея Глеб Пудов.

«Нынешний год, как известно, объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Под этой вывеской в стране проходят многочисленные выставки, фестивали и научные конференции. Не стал исключением и Зареченский краеведческий музей, в котором 5 мая открылась выставка «Уральский туесок». На ней представлены берестяные изделия Анатолия Алексеевича Быкова (г. Заречный) и Александра Александровича Жолобова (г. Туринск). Это туеса, игрушки, коробочки для рукоделия, наборы для специй, шкатулки, ларцы и другие красивые вещи.

Однако прежде чем перейти непосредственно к выставке, кажется целесообразным вернуться к началу и прояснить некоторые теоретические аспекты.

Если с «нематериальным культурным наследием» всё более или менее понятно, то что же такое «народное искусство»? На эту тему опубликованы многочисленные научные и публицистические статьи, нет необходимости их реферировать - в данном случае принципиальным надо считать соотношение т. н. «традиционного» и т. н. «самодеятельного» искусства. Это важно в контексте предстоящего разговора о выставке «Уральский туесок»: с чем столкнется зритель? что он увидит? как ему оценивать увиденное?

Главное, что характеризует традиционное искусство, это канон, традиция и коллективный характер творчества. Без них традиционное искусство существовать не может, вернее, без них оно является чем угодно, но только не традиционным искусством. А для самодеятельного искусства важны талант мастера и его инициатива, иными словами, влечение к созданию прекрасных вещей, подкрепленное личными способностями.

Ни в коем случае понятия «традиционное искусство» и «самодеятельное искусство» не являются оценочными характеристиками - это лишь разные виды творчества.

Выставка «Уральский туесок» представляет изделия самодеятельных мастеров. Каждый посетитель должен учитывать это, и поэтому не ждать того, чего на выставке нет и быть не может.

После такого вступления возможно переходить к краткому обзору выставки. Экспонаты размещены в стеклянных витринах. Первыми посетителей встречают работы А.А. Быкова. Нельзя сказать, что он - совсем неизвестный мастер: его изделия были представлены в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (г. Екатеринбург), в резиденции губернатора (г. Екатеринбург), в Центральной городской библиотеке (г. Заречный) и на других выставочных площадках; его творчеству посвящены публикации в журнале «Уральский следопыт» и газете «Зареченская ярмарка».

Среди огромного количества техник орнаментации, которые используют мастера-берестяники, А.А. Быков отдает предпочтение тиснению. Главное для него - не только декор, но и практическое назначение вещи. По словам мастера, он хотел бы, чтоб его «посуда была не просто декоративной, но и служила хозяйке на кухне». Орнаментальные мотивы, которые встречаются на изделиях А.А. Быкова, просты и состоят из комбинаций геометрических фигур: кругов, овалов и ромбов. Они складываются в условные изображения цветов, ветвей, гирлянд, венков и проч. Не менее эффективно мастер использует естественный рисунок бересты.

Изготовление туесов на Урале - далеко не новость. Уже в XIX веке были широко известны изделия тагильских, невьянских, салдинских, чусовских мастеров. Кажется, что творчество А.А. Быкова ближе чусовской «линии» берестяного промысла, её симметричным геометрическим орнаментам, нанесенным в технике тиснения. Яркая, звучная, жизнерадостная декоративность тагильских и салдинских туесов, в которой береста часто исчезала как материал, чужда изделиям А.А. Быкова. Для его творчества применимо известное выражение Епифания Премудрого «Простота без пестроты».

В отличие от работ А.А. Быкова, изделия А.А. Жолобова принципиально «выставочны». Мастер участвовал в фестивале «Берестяная река Урала», где занял III место (2021), в районных выставках, а в Ирбитском историко-этнографическом музее проводилась его персональная выставка «Магия бересты» (2021). В том же году в интернет-газете «Известия - Тур» (№ 30) опубликована небольшая заметка о его творчестве.

Произведения А.А. Жолобова поражают разнообразием: они разных видов и размеров, мотивов и техник декорирования; изделия подчеркнуто изящны и привлекательны для широкого зрителя. Почти каждая вещь - не предмет для использования в быту, а раритет, эксклюзив. Кажется, будет уместным упомянуть, что в творческих планах мастера есть изготовление из бересты модели собора г. Туринска! Таким образом, деятельность А.А. Жолобова можно озаглавить как «Пестрота без простоты».

Организаторы выставки (вероятно, сами того не подозревая) сопоставили две тенденции в берестяном деле: преобладающую функциональность и преобладающую декоративность, и от этого сопоставления стало более наглядным отличие творческих манер двух мастеров. Кроме того, стало очевидным богатство возможностей, которыми обладает береста как материал для художественной деятельности.»



1896611

Комментарии (0)

    Как написать сообщение?



Другие материалы рубрики «Культурный Заречный»

  • В Выставочном зале Краеведческого музея 2 апреля состоялось открытие выставки, посвящённой 60-летию Белоярской АЭС.

  •  
    Портрет художника в зрелости
    №08 от 22 февраля 2024 г.

    Под музыку Джей, Джей Кейла, в черной толстовке с надписью «Russian freedom» и с красной повязкой «художник» на плече 17 февраля Анатолий Вяткин встречал гостей в вы.

  • Сырой дневник
    №11 от 14 марта 2024 г.

    С октября 2024 года учителей, учеников и родителей Свердловской области перевели на новый электронный дневник.

  •  
    Тело может много
    №07 от 15 февраля 2024 г.

    Новый проект от НКО «Я могу! Я есть! Я буду», который получил название - «Твое тело может много», будет запущен с 1 марта.

  • Конфуз неуместен
    №10 от 07 марта 2024 г.

    На информационных стендах, которые устанавливают в строящемся экопарке, найдены ошибки.

  •  

    Стены, с которых снята краска, порванный линолеум на полу старательно заклеен скотчем.