Два мэра – два мира:Продолжаем цикл статей, посвящённых сравнению итогов работы двух глав. Напомним, для сравнения мы сопоставили первые три года работы Василия Ланских и три года Андрея Захарцева. Сегодня проследим, как менялись финансовые поступления в бюджет по атомному соглашению и насколько эффективно они тратились.
Юлия ВИШНЯКОВА
Ты помнишь, как всё начиналось?
25 октября 2012 года губернатор Евгений Куйвашев и генеральный директор компании «Росатом» Сергей Кириенко подписали дополнительное соглашение к ранее достигнутым договоренностям о сотрудничестве между Госкорпорацией и правительством Свердловской области. Согласно тексту документа, дополнительные налоговые отчисления, полученные в результате инвестиционных программ и проектов Росатома, начиная с 2013 года, будут направляться «на финансирование мероприятий по социально-экономическому и инфраструктурному развитию городских округов Заречный, Новоуральск и город Лесной».
Первые денежные транши пошли в Заречный в конце 2013 года, далее поступали ежегодно и постепенно росли. Однако из года в год возникали вопросы о принципе, по которому происходило выделение средств на те или иные мероприятия. У каждого главы он был свой. Особенно много критики поступило в адрес Василия Ланских, который с одной стороны возлагал на поступающие деньги большие надежды, но с другой стороны – его первоначальные планы по расходованию атомных денег сильно отличались от итоговых результатов. Такой подход Ланских называл «креативным», но именно эта креативность в конечном итоге вызвала критику со стороны концерна. Стоит напомнить, что Ланских работал в период двоевластия и, по сути, не был полноценным главой города, а лишь председателем Думы Заречного. Бюджетными же средствами активно распоряжался совсем другой человек - сначала Дмитрий Погорелов, потом Евгений Добродей.
В 2016 году, когда выборы мэров были уже отменены, назначенец Андрей Захарцев дал понять, что настроен по-военному, а не по креативному: «В прошлые годы «атомные» деньги осваивались не в полном объёме и даже направлялись на другие проекты. Надо сделать исполнение Соглашения более прозрачным», - говорил он.
Миллион, миллион, миллион…
В 2013 году из областного бюджета в Заречный было направлено 48 млн рублей, в 2014 году - 50 млн рублей, в 2015 году - 215 млн рублей. О реальном освоении этих средств говорить сложно, потому что в разных документах данные разнятся, а официальная информация постоянно противоречит фактам.
Так, например, в отчёте главы Ланских за 2015 год сказано следующее: «Всего за 3 года в рамках реализации Соглашения освоено 334 млн (2013 – 48 млн, 2014 – 77 млн, 2015 – 208 млн.руб»). А на пресс-конференции 2016 года Ланских озвучивал совсем другие данные: «В 2013 году мы получили 50 миллионов рублей. В 2014 году мы не получили ничего, но взяли кредит на 50 миллионов под отчисления 2015 года. В прошлом году мы получили 215 миллионов рублей». Куда и на что расходовались полученные средства тоже остаётся неясным, к тому же часть неосвоенных миллионов, по мнению наших экспертов, отправлялась обратно в Москву. Однако точных цифр возврата мы не нашли.
К приходу Андрея Захарцева ставки значительно выросли. В 2017 году были получены 300 млн рублей, 200 млн освоены. В 2018-м были получены 300 млн рублей, освоены – 192,4 млн рублей. В 2019 год поступило 300 млн рублей, 238 млн рублей израсходовано.
Перемен требуют наши сердца
Надо отметить, что атомные средства – это величина непостоянная. Меняются размеры отчислений, меняются сроки, в которые средства поступают в бюджет. В 2013 году «атомные» миллионы начали поступать в городской бюджет лишь в декабре. В 2014 году 50 «атомных» миллионов, которые получил Заречный, и вовсе были выданы кредитом, который был погашен в 2015 году.
Андрею Захарцеву тоже пришлось нелегко, но с другой стороны. В 2017 году денег дали больше, чем предполагали власти, кроме того, все работы, которые были связаны с капитальными ремонтами, в обязательном порядке затребовали прохождения госэкспертизы, поэтому в жертву было принесено то самое мнение общественности, на которое хотел опираться новый глава: «У нас у самих не было времени вдумчиво подойти к этим вопросам».
В 2018 году изменилось сама суть «атомного» Соглашения: 150 миллионов выделили не как субсидию, а как расходные полномочия. Произошла подмена понятий – муниципалитету пришлось использовать «атомные» миллионы для решения текущих задач: ремонты, уборка и так далее. Ожидать чего-то масштабного уже не было смысла.
Я тебе подарю на закате зарю
В 2013 году под выделенные средства было запланировано начало строительства ДДУ №50 (19,2 млн руб.), строительство начали, но стройка закончилась лишь в 2021 году, а в эксплуатацию садик не введён до сих пор. Зато удалось заменить 10 лифтов (13,3 млн руб.) и расширить газораспределительные сети в деревне Гагарка - 15,8 миллионов рублей. Средства 2014 года пошли на ремонт дорог, восстановление уличного освещения, частичный ремонт школ и ДК, раздачу прошлых долгов и «заготовки» на будущее, например, на частичный проект реконструкции детского сада-школы «Солнышко», который сейчас уже устарел.
В 2015 году огромная сумма ушла на покупку оборудования для городских подстанций и объектов электрохозяйства - 58,5 млн рублей. 43 миллиона вновь отдали за уплату прошлогодних долгов. Примерно на такую же сумму отремонтировали школы и продолжали благоустраивать Дворец культуры (42 млн). Капитальный ремонт городской котельной обошёлся в 34,5 миллиона рублей, ещё 16,7 млн издержали на уличное освещение. Впрочем, самая большая сумма - 115 миллионов рублей, выделенная на строительство двух 27-квартирных домов для очередников, ушла на погашение коммунальных долгов. Вместо строительства новых домов купили три квартиры для бюджетников.
В 2017 году на «атомные» деньги продолжается строительство детского сада, ремонтируются дороги, городские и сельские котельные, заменяются тепловые сети сельской территории, модернизируются системы водоснабжения и водоотведения на селе, ремонтируются и оснащаются общеобразовательные школы и детские сады, Дворец культуры «Ровесник» с филиалами, музыкальная и художественная школы, строятся спортивные и детские игровые площадки.
На средства 2018 года были отремонтированы учреждения культуры, самый заметный результат - преображение домов культуры в Гагарке и Боярке; отремонтированы дороги (в частности, 9 Мая, Алещенкова, проезд к Телецентру от улицы Курчатова), для администрации приобретены две машины, у здания администрации на Невского, 3 отремонтировано крыльцо и часть помещений.
На 150 млн рублей, полученных в качестве субсидии, была установлена плазменная панель на ДК «Ровесник»; началось проектирование Ледового дворца, заключение госэкспертизы на которое не получено до сих пор. В основном же средства перешли на 2019 год на строительство улицы Энергетиков, остановочных комплексов… Которые, впрочем, тоже не достроены.
Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть
Стоит отметить, что Заречному несказанно повезло: общий объём финансовых поступлений по «атомному» Соглашению делился поровну на три части – между Лесным, Новоуральском и Заречным. При этом наш город оказался самым маленьким – и по численности населения, и по территории. Так что «атомные» миллионы нас буквально завалили. В целом с 2013 года, благодаря «атомному» Соглашению, казна Заречного пополнилась 1 млрд 469 млн рублей - это сопоставимо с годовым бюджетом города. Однако объективно самые масштабные проекты до сих пор не доведены до конца, и из года в год переходят в планы на будущее.
«Деньги законтрактированы и будут возвращены в бюджет», - постоянно повторяет глава Захарцев и это становится уже привычным. Впрочем, говорят, что потерять «атомные» миллионы, если они законтрактованы, уже невозможно. Так что рано или поздно, так или иначе, всё намеченное будет достроено.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.