Два мэра - два мира - атомные миллионы

«Зареченская Ярмарка» №29 от 22 июля 2021 г.
Два мэра – два мира:

Продолжаем цикл статей, посвящённых сравнению итогов работы двух глав. Напомним, для сравнения мы сопоставили первые три года работы Василия Ланских и три года Андрея Захарцева. Сегодня проследим, как менялись финансовые поступления в бюджет по атомному соглашению и насколько эффективно они тратились.

Юлия ВИШНЯКОВА

Ты помнишь, как всё начиналось?

25 октября 2012 года губернатор Евгений Куйвашев и генеральный директор компании «Росатом» Сергей Кириенко подписали дополнительное соглашение к ранее достигнутым договоренностям о сотрудничестве между Госкорпорацией и правительством Свердловской области. Согласно тексту документа, дополнительные налоговые отчисления, полученные в результате инвестиционных программ и проектов Росатома, начиная с 2013 года, будут направляться «на финансирование мероприятий по социально-экономическому и инфраструктурному развитию городских округов Заречный, Новоуральск и город Лесной».

Первые денежные транши пошли в Заречный в конце 2013 года, далее поступали ежегодно и постепенно росли. Однако из года в год возникали вопросы о принципе, по которому происходило выделение средств на те или иные мероприятия. У каждого главы он был свой. Особенно много критики поступило в адрес Василия Ланских, который с одной стороны возлагал на поступающие деньги большие надежды, но с другой стороны – его первоначальные планы по расходованию атомных денег сильно отличались от итоговых результатов. Такой подход Ланских называл «креативным», но именно эта креативность в конечном итоге вызвала критику со стороны концерна. Стоит напомнить, что Ланских работал в период двоевластия и, по сути, не был полноценным главой города, а лишь председателем Думы Заречного. Бюджетными же средствами активно распоряжался совсем другой человек - сначала Дмитрий Погорелов, потом Евгений Добродей.

В 2016 году, когда выборы мэров были уже отменены, назначенец Андрей Захарцев дал понять, что настроен по-военному, а не по креативному: «В прошлые годы «атомные» деньги осваивались не в полном объёме и даже направлялись на другие проекты. Надо сделать исполнение Соглашения более прозрачным», - говорил он.

Миллион, миллион, миллион…

В 2013 году из областного бюджета в Заречный было направлено 48 млн рублей, в 2014 году - 50 млн рублей, в 2015 году - 215 млн рублей. О реальном освоении этих средств говорить сложно, потому что в разных документах данные разнятся, а официальная информация постоянно противоречит фактам.

Так, например, в отчёте главы Ланских за 2015 год сказано следующее: «Всего за 3 года в рамках реализации Соглашения освоено 334 млн (2013 – 48 млн, 2014 – 77 млн, 2015 – 208 млн.руб»). А на пресс-конференции 2016 года Ланских озвучивал совсем другие данные: «В 2013 году мы получили 50 миллионов рублей. В 2014 году мы не получили ничего, но взяли кредит на 50 миллионов под отчисления 2015 года. В прошлом году мы получили 215 миллионов рублей». Куда и на что расходовались полученные средства тоже остаётся неясным, к тому же часть неосвоенных миллионов, по мнению наших экспертов, отправлялась обратно в Москву. Однако точных цифр возврата мы не нашли.

К приходу Андрея Захарцева ставки значительно выросли. В 2017 году были получены 300 млн рублей, 200 млн освоены. В 2018-м были получены 300 млн рублей, освоены – 192,4 млн рублей. В 2019 год поступило 300 млн рублей, 238 млн рублей израсходовано.

Перемен требуют наши сердца

Надо отметить, что атомные средства – это величина непостоянная. Меняются размеры отчислений, меняются сроки, в которые средства поступают в бюджет. В 2013 году «атомные» миллионы начали поступать в городской бюджет лишь в декабре. В 2014 году 50 «атомных» миллионов, которые получил Заречный, и вовсе были выданы кредитом, который был погашен в 2015 году.

Андрею Захарцеву тоже пришлось нелегко, но с другой стороны. В 2017 году денег дали больше, чем предполагали власти, кроме того, все работы, которые были связаны с капитальными ремонтами, в обязательном порядке затребовали прохождения госэкспертизы, поэтому в жертву было принесено то самое мнение общественности, на которое хотел опираться новый глава: «У нас у самих не было времени вдумчиво подойти к этим вопросам».

В 2018 году изменилось сама суть «атомного» Соглашения: 150 миллионов выделили не как субсидию, а как расходные полномочия. Произошла подмена понятий – муниципалитету пришлось использовать «атомные» миллионы для решения текущих задач: ремонты, уборка и так далее. Ожидать чего-то масштабного уже не было смысла.

Я тебе подарю на закате зарю

В 2013 году под выделенные средства было запланировано начало строительства ДДУ №50 (19,2 млн руб.), строительство начали, но стройка закончилась лишь в 2021 году, а в эксплуатацию садик не введён до сих пор. Зато удалось заменить 10 лифтов (13,3 млн руб.) и расширить газораспределительные сети в деревне Гагарка - 15,8 миллионов рублей. Средства 2014 года пошли на ремонт дорог, восстановление уличного освещения, частичный ремонт школ и ДК, раздачу прошлых долгов и «заготовки» на будущее, например, на частичный проект реконструкции детского сада-школы «Солнышко», который сейчас уже устарел.

В 2015 году огромная сумма ушла на покупку оборудования для городских подстанций и объектов электрохозяйства - 58,5 млн рублей. 43 миллиона вновь отдали за уплату прошлогодних долгов. Примерно на такую же сумму отремонтировали школы и продолжали благоустраивать Дворец культуры (42 млн). Капитальный ремонт городской котельной обошёлся в 34,5 миллиона рублей, ещё 16,7 млн издержали на уличное освещение. Впрочем, самая большая сумма - 115 миллионов рублей, выделенная на строительство двух 27-квартирных домов для очередников, ушла на погашение коммунальных долгов. Вместо строительства новых домов купили три квартиры для бюджетников.

В 2017 году на «атомные» деньги продолжается строительство детского сада, ремонтируются дороги, городские и сельские котельные, заменяются тепловые сети сельской территории, модернизируются системы водоснабжения и водоотведения на селе, ремонтируются и оснащаются общеобразовательные школы и детские сады, Дворец культуры «Ровесник» с филиалами, музыкальная и художественная школы, строятся спортивные и детские игровые площадки.

На средства 2018 года были отремонтированы учреждения культуры, самый заметный результат - преображение домов культуры в Гагарке и Боярке; отремонтированы дороги (в частности, 9 Мая, Алещенкова, проезд к Телецентру от улицы Курчатова), для администрации приобретены две машины, у здания администрации на Невского, 3 отремонтировано крыльцо и часть помещений.

На 150 млн рублей, полученных в качестве субсидии, была установлена плазменная панель на ДК «Ровесник»; началось проектирование Ледового дворца, заключение госэкспертизы на которое не получено до сих пор. В основном же средства перешли на 2019 год на строительство улицы Энергетиков, остановочных комплексов… Которые, впрочем, тоже не достроены.

Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть

Стоит отметить, что Заречному несказанно повезло: общий объём финансовых поступлений по «атомному» Соглашению делился поровну на три части – между Лесным, Новоуральском и Заречным. При этом наш город оказался самым маленьким – и по численности населения, и по территории. Так что «атомные» миллионы нас буквально завалили. В целом с 2013 года, благодаря «атомному» Соглашению, казна Заречного пополнилась 1 млрд 469 млн рублей - это сопоставимо с годовым бюджетом города. Однако объективно самые масштабные проекты до сих пор не доведены до конца, и из года в год переходят в планы на будущее.

«Деньги законтрактированы и будут возвращены в бюджет», - постоянно повторяет глава Захарцев и это становится уже привычным. Впрочем, говорят, что потерять «атомные» миллионы, если они законтрактованы, уже невозможно. Так что рано или поздно, так или иначе, всё намеченное будет достроено.