Эх дорогиС 1996 года в России в третье воскресенье октября отмечают День работников дорожного хозяйства.
Елена ПАРАСКИВИДИ
В этот день чествуют тех, кто строит мосты, железные дороги, автомагистрали и обеспечивает надлежащее состояние всего дорожного хозяйства. …И пора, вроде, как полагается накануне праздника, писать о достижениях работников дорожного хозяйства, а в голове почему-то крутится фраза: «В России две беды: дураки и дороги». До сих пор знатоки-филологи спорят, кто же из классиков – Гоголь или Пушкин - впервые произнёс эту фразу. Бесспорно одно: ещё 200 с лишним лет назад Пушкин в романе «Евгений Онегин», сетуя на гнилые мосты и плохие дороги, мечтал о том, что через 500 лет дороги у нас «изменятся безмерно» и «шоссе Россию там и тут, соединив, пересекут»…
Изменилось ли что-нибудь за 200 лет? Наверное, эти две беды так и остались, но к ним добавились и другие. Теперь нередко можно услышать фразу: «В России три беды: дураки, дороги и когда одна беда строит другую».
Почему в России плохие дороги?
Действительно, почему? Вроде, строят, а хороших дорог мало, куда ни глянь - колдобины да ямы. Оказывается, две трети денег, выделяемых бюджетом на строительство дорог, тратятся на их ремонт. Средняя скорость автомобильных перевозок в России вдвое ниже, чем в развитых странах. Наш автотранспорт на одну подвижную единицу перевозит самый маленький груз в мире и при этом расходует горючего в полтора раза больше. Почему так? А потому, что 76% российских дорог выдерживают грузовики с нагрузкой на ось не более 6 тонн. А современные трейлеры и автобусы имеют нагрузку 8-10 тонн.
Учёные называют причинами плохих дорог в России холодные зимы и структуру почв. 86% всех грунтов нашей страны - так называемые «связные» грунты, то есть с примесью глины или целиком из неё. Нормальных песчаных грунтов у нас всего 14%. Не будешь же песок для насыпи возить за 5 тысяч километров! Дорогу делают из того, что под рукой. Связные грунты плюс морозы убивают асфальтовое покрытие. Глина хорошо набирает и плохо отдает влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам прямо под дорожное полотно и зимой замерзает. Асфальт трескается, разрываемый льдом, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность. Проезжающие грузовики завершают картину, проламывая асфальт над пустотами.
Дело у нас порой доходит до смешного. Иностранцам, например, никогда не понять таких «дорожных» терминов, как «зимний асфальт» - шутливая характеристика зимнего состояния дорог, когда все ямки, рытвины и ухабы «отремонтированы» укатанным снегом, и «ямочный ремонт» - ремонт дороги, заключающийся в заделке ямок.
Дороги в Заречном
За последние 2 года в Заречном капитально ремонтировали несколько участков дорог, делали, как водится, и «ямочный ремонт». Согласно муниципальной целевой программе «Развитие улично-дорожной сети ГО Заречный», рассчитанной на 2011 - 2016 годы, в июле 2011 года был заасфальтирован участок дороги от перекрёстка Курманка - Гагарка - Боярка до так называемой «бетонки». На ремонт было выделено 2 миллиона 204 тысячи 44 рубля. Прошёл капитальный ремонт дорожного покрытия на участке от улицы Курчатова до Кл. Цеткин. А вот на перекрёстке улиц Кузнецова-Алещенкова рабочие компании «Мегастрой» укладывали асфальт прямо на снег. Через год от асфальта ничего не осталось.
12 октября 2011 года состоялось торжественное открытие долгожданного участка новой дороги от Заречного до Екатеринбурга протяжённостью 2,7 км. Красную ленточку тогда перерезал губернатор Свердловской области А.Мишарин.
А уже 2 декабря 2011 года и.о. губернатора Свердловской области А.Гредин открыл движение по дороге Заречный - Асбест. На строительство второго пускового комплекса автодороги протяжённостью 6 км было израсходовано свыше 900 миллионов рублей, из них более 618 миллионов - средства федерального кредита. С вводом этого участка трассы зареченцы получили возможность доехать до Асбеста в два раза быстрее, чем раньше. Дорогу совместными усилиями построила екатеринбургская компания «Форатек» и автодорожники Байкалово и Михайловска.
11 октября этого года был открыт капитально отремонтированный участок дороги от д.Боярка до поворота к профилакторию «Забота». На ремонт 2,2 км дороги при содействии губернатора А.Мишарина было потрачено 8 миллионов рублей. Половину суммы в виде субсидии выделила область, вторую половину - местный бюджет. В этот же день после капремонта был открыт участок дороги на ул.Островского от Горького до Бажова с двумя автостоянками. Все работы обошлись в 9 миллионов рублей.
Был когда-то выполнен «ямочный ремонт» на ул.Горького, от Мира до Ленина, а также на ул.Алещенкова от Ленина до Кузнецова, на Курчатова - Кузнецова, Ленинградская - Курчатова, Ленина - Горького и Мира - Горького. К сожалению, как показывает практика, «ямочный ремонт» - это деньги, выброшенные на ветер. Латание дыр на асфальте не решает проблему.
Когда Пушкин в «Евгении Онегине» пытался предугадать, когда же российские дороги «изменятся безмерно», на дворе был 1823 год. Значит, осталось подождать немного - чуть больше трёхсот лет… Ах да, что мы всё про дороги да про дороги, а когда же про дураков? А про дураков скромно промолчим: во-первых, потому, что не хочется говорить о них в праздник, а во-вторых, сия тайна за семью печатями, как бы чего не вышло…
Комментарии (6)
Связные грунты плюс морозы убивают асфальтовое покрытие. Глина хорошо набирает и плохо отдает влагу. Вода подтягивается по рыхлостям и пустотам прямо под дорожное полотно и зимой замерзает. Асфальт трескается, разрываемый льдом, а весной грунт непосредственно под асфальтом обводняется и теряет несущую способность.
Вообще-то грунт под асфальтом - нонсенс. Если асфальт уложен на грунт, то за такую "дорогу" строителей и тех, кто принимал работы, надо развешивать за шею прямо вдоль построенной "дороги".
Асфальт укладывается на "подушку" из щебня. А щебень неплохо выполняет функцию дренирования. Надо лишь не "экономить" (читай - не воровать) при строительстве. В Скандинавии и Канаде точно такие же погодные условия, что и у нас. А дороги на порядок лучше. Отчего бы?
Вся беда наших дорожных ремонтников, что во время ремонта никогда не трогается "подушка". Просто срезается фрезой старый асфальт и поверху кладется новый. Если старая "подушка" уже потеряла несущую и дренирующую функции, то толку от замены асфальта немного - это ремонт на пару лет, а потом все вернется на круги своя.
А потом дорожники нам рассказывают сказки о погодных условиях, несовместимых с дорогами.
P.S. Я помню, как делали дороги в Заречном в советское время. Вначале планировка грунта, потом щебеночная подушка, потом бетонная заливка сверху, а уже потом асфальт.
А потом дорожники нам рассказывают сказки о погодных условиях, несовместимых с дорогами.
И эти "сказки" народ с удовольствием слушает. А что делать? Ведь, как всегда, получается, что никто не виноват...
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.