Чёрный день календаря22 ИЮНЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ
НАШЕ ДЕЛО – ПРАВОЕ!
«22 июня ровно в 4 часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война», - строки этой песни знает всё взрослое население великой страны, имевшей название СССР. Небо было одно на всех, только первые бомбовые удары с него посыпались на столицу Украины.
Наш Заречный строили представители, пожалуй, всех бывших республик. Каким остался в их памяти июнь 1941-го и роковое 22-е число того месяца? Вот строки воспоминаний, которые они, живущие ныне или ушедшие в мир иной, оставили в своих семьях либо отдали в городской совет ветеранов.
В.Е. ГОРБАНЬ (с.Перемча, Киевская область): «В нашем селе до войны не было ни радио, ни электричества. Были летние каникулы, я работал в колхозе и в тот воскресный день, 22 июня, получил разнарядку боронить картофель. День был солнечный и весёлый, ничего не предвещало огромной беды. Но вот послышались два мощных взрыва и рёв самолётов: бомбили две железнодорожные станции. Тогда я понял, что началась война.»
Б.Я. КОСТЮЧЕК (Татарская АССР): «Жил я в то время в Бондюге, на реке Каме, ныне г.Менделеевск. Сколько я себя помню, нас всё время готовили к войне, и песня запомнилась: «Если завтра война, будь к походу готов.» Хорошо помнится, что с Финляндией замирились, отогнав от Ленинграда, и присоединили западные территории – Беларусь с Украиной и Прибалтику, освободили Молдавию. Даже Гитлер Сталину руку жал. И всё-таки нападение фашистов прозевали.»
В.Б. ТЕРЕЩЕНКО (г.Днепропетровск): «В полдень все радиостанции Советского Союза объявили страшную весть о внезапном нападении на нашу страну коварного и безжалостного врага. И тогда же прозвучали полные уверенности слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»
А.Т. ДЕНИСОВ (Свердловская область): «Службу я начал в учебном танковом батальоне 18-й легкотанковой бригады. В мае 1941 года бригада была переформирована в 37-ю танковую дивизию (г.Кременец, Львовское направление), в которой я проходил службу механиком–водителем боевой колёсной машины. В первый же день войны дивизия вступила в бой. В боях под Киевом она потеряла почти всю боевую технику и была расформирована.»
П.И. ФИЛАТЬЕВ (Украина): «Довоенное лето 1941-го было тревожным. Почти ежедневно на нашу территорию «случайно» залетали самолёты с чёрной свастикой. Границу нарушали лазутчики и диверсанты в красноармейской форме. Все ожидали начала войны. 22 июня на рассвете за братом прибежал посыльный и сообщил, что на границе идёт бой, объявлена боевая тревога. Брат дал нам команду – собирать необходимые вещи, продукты и выходить на дорогу для эвакуации. Сам поспешил в штаб полка (увидел я брата только после войны и без ноги). К границе мимо нас проходили танки, пехота. Утром семьи командиров на автомашинах повезли во Львов. В город мы въехали под взрывы бомб и стрельбу, которую вели с крыш и других мест просочившиеся в город диверсанты. Нас разместили в казармах бывшего кадетского корпуса, где мы оставались более суток. Затем нас посадили в товарные вагоны, и через неделю мы были в Саратовской области.»
М.А. АФАНАСЬЕВА (д.Репища, Пермская область): «Мне шёл десятый год, когда началась война. Хорошо помню, как всей деревней провожали молодых и взрослых мужчин на фронт. Прощальные песни были грустными, слёзы горькими, объятия цепкими. Воевать ушли мой отец и брат. Мы поняли, что детство кончилось.»
А.И. БОЯРСКИХ (Белоярский район, Свердловская область): «21 июня 1941 года состоялся наш прощальный выпускной вечер в Свердловском педучилище. Он закончился в 2 часа ночи 22 июня. Вышли мы в сквер возле училища, долго говорили, мечтали, что и кому купить на первую зарплату. Потом мы разошлись по своим комнатам. Только задремали, как вдруг в 6 утра заговорило радио: Молотов объявил о том, что началась война! Нас снова всех собрали. Тем, кто живёт далеко, приказали немедленно уезжать, а тех, кто жил поблизости, попросили помочь эвакуировать педучилище: его здание уже готовили под госпиталь.»
М.Г. ЛИПИЛИНА (д.Павловка, Курская область): «В первый же день войны деревня как помертвела. Началась мобилизация на фронт. Нас, девчонок, вместе со старшими уже через неделю направили рыть противотанковые рвы. Родную деревню занял карательный отряд. Всех коров немцы перебили, а козами брезговали. Помню, один из немцев был убит, и хоронили его фашисты с большими почестями. Собрали на могилу цветы из всех хат и предупредили: если хоть одна коза съест хоть один цветок – всем козам капут! Деревенские старики охраняли проклятую могилу, только чтоб кормилиц не допустить к цветам.
Бежать нам было некуда, лесов рядом нет. Нас, несовершеннолетних, немцы решили отправить в Германию в рабство. Со всей области собрали, набили полный эшелон телячьих вагонов на станции Чернянка. Перед отправкой простилась с мамой, просила прощения за несуществующие грехи. Прощались навсегда. Поезд тронулся…»
Эмма ГОЛОВЫРСКИХ
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.