Ошибка маркетплейсаОшибка маркетплейса
Многие юридически подкованные граждане знают: потребитель, права которого были нарушены, может потребовать вернуть стоимость товара, возместить неустойку, моральный вред и выплатить штраф за отказ в удовлетворении требований. В наше время в судах подобные иски встречаются всё чаще. И ответчиками в них выступают интернет-магазины и маркетплейсы.
Алёна АРХИПОВА
Григорий Зинченко* получил хорошее техническое образование, и, как всякий уважающий себя технарь, отлично разбирался в компьютерах. Он знал толк в их «начинке», понимал, какие комплектующие влияют на оперативную память, качество изображения, звук. Постепенно мужчина сам собрал себе отличный мощный компьютер, на котором можно было и работать, и фильмы в смотреть, и в видеоигры резаться. Видеоигры имели в этом списке самое большое значение, ведь Григорий состоял в местном сообществе любителей онлайн-игры в танки, создал свой ник, уже имел определенные «боевые» заслуги, был уважаем среди своих товарищей-«танкистов», которые на него очень надеялись. Он просто не имел права их подвести, да и себя порадовать хотелось.
В его компьютерном оборудовании молодого человека не устраивала только видеокарта - важная деталь процессора, которая отвечает за передачу изображения на экран. Та, о которой Григорий мечтал, стоила порядка 200 тысяч рублей. Зинченко попробовал накопить нужную сумму - не получилось. Потом решил, что делать это вообще не нужно, так как стоимость на выбранную им марку может увеличиться. Решил взять видеокарту в кредит. Для этого он оформил в микрофинансовой организации договор потребительского займа. В соответствии с ним ООО «Купи-купи»* предоставила Григорию Зинченко займ в размере 163 600 рублей под 21% годовых для оплаты товара, приобретаемого в торговой организации «Дикая ягодка»*. Именно в этом интернет-магазине мужчина выбрал и заказал необходимый ему товар. Получив на руки деньги, он тут же оплатил покупку, через несколько дней дождался посылку и сразу же установил видеокарту в свой компьютер.
К сожалению, деталь оказалась некачественной. При её использовании выявились серьёзные недостатки, при которых видеокарту невозможно было использовать по назначению. Более того, некачественная деталь грозила поломкой других частей компьютера. Уже через месяц разочарованный Григорий обратился в один из зареченских отделов «Дикой ягодки» и вернул некачественный товар. Маркетплейс принял видеокарту назад и возвратил покупателю уплаченные за него 163 600 рублей, которые наш герой сразу же внёс в счёт погашения займа по договору в ООО «Купи-купи».
Далее Зинченко, хорошо зная свои права потребителя, обратился в «Дикую ягодку» с претензией, в которой требовал возвратить и уплаченные им проценты за пользование займом. За месяц эта сумма составила ни много, ни мало 32 800 рублей. Однако интернет-магазин в возврате данной суммы отказал.
Тогда Григорий решил действовать дальше и обратился за защитой своих прав в суд. В связи с отказом «Дикой ягодки» удовлетворить его требования, истец просил взыскать с интернет-магазина 32 800 рублей - сумму процентов за пользование займом в микрофинансовой организации. Также он считал нужным взыскать неустойку за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя в размере 80 тысяч рублей, 20 тысяч рублей компенсации морального вреда, 5 тысяч на судебные расходы и штраф - 50% от присуждённой судом суммы за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя.
У ответчика была иная точка зрения. Он предоставил в суд отзыв, в котором просил применить положения ст. 333 Гражданского Кодекса РФ. По закону, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить её сумму. В связи с этим маркетплейс просил снизить размер требуемой неустойки до 3 тысяч рублей, а также снизить размер компенсации морального вреда до 500 рублей «ввиду недоказанности истцом условия удовлетворения данного требования» - мужчина не предоставил никаких доказательств о том, как неприятная ситуация сказалась на его самочувствии и здоровье.
Белоярский районный суд (судья Татьяна Соловьёва), изучив письменные доказательства, пришёл к следующему. Гражданский Кодекс гласит: лицо, право которого нарушено, имеет право на полное возмещение причинённых ему убытков. Это подтверждает и закон «О защите прав потребителей» - при обнаружении недостатков потребитель одновременно с возвратом суммы за товар вправе потребовать и полного возмещения убытков. К убыткам относятся, в том числе и уплаченные за товар проценты и иные платежи по договору потребительского кредита, полученного на приобретение такого товара. В данном случае проценты по договору займа в размере 32 800 рублей являются убытками Григория Зинченко, которые находятся в причинно-следственной связи с действиями ответчика, а значит, должны быть ему возвращены.
Истец просил выплатить неустойку за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя за полтора месяца в размере 80 тысяч рублей. Всё по тому же закону «О защите прав потребителей» за отказ удовлетворения требований потребителя положенная ему неустойка исчисляется в размере 3% от суммы покупки за каждый день нарушения срока. Таким образом, сумма неустойки за полтора месяца составила 240 500 рублей. Такой размер был явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, ведь неустойка носит компенсационный характер, является способом обеспечения обязательства и не должна служить средством обогащения. Учитывая конкретные обстоятельства дела, период просрочки неисполнения обязательств, размер задолженности, принцип соразмерности и разумности, суд счёл необходимым снизить размер неустойки до 32 тысяч рублей.
При определении компенсации морального вреда были приняты во внимание степень вины нарушителя и характер причинённых физических и нравственных страданий. Опираясь на Гражданский кодекс РФ, суд настоял и на том, чтобы интернет-магазин возместил своему покупателю судебные издержки. Зинченко обращался к юристу, который его консультировал и помогал составлять исковое заявление.
Так как требования потребителя были удовлетворены в связи с нарушением его прав, по закону «О защите прав потребителей» с ответчика был взыскан и штраф в размере 50% от присуждённой в пользу истца общей суммы (проценты за пользование займом + неустойка + компенсация морального вреда - Прим. авт.).
В результате Белоярский районный суд исковые требования Григория Зинченко удовлетворил частично. С ООО «Дикая ягодка» в его пользу было взыскано 32 800 рублей процентов за пользование займом по договору с ООО «Купи-купи», 32 тысячи рублей неустойки за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, 5 тысяч рублей компенсации морального вреда, 5 тысяч рублей на судебные расходы и 34 900 штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя. В общей сложности маркетплейс обязали выплатить покупателю 109 700 рублей. Кроме того ответчик должен был заплатить более 2 400 рублей госпошлины.
Данное решение Белоярского районного суда вступило в законную силу.
*Персональные данные изменены.
Не было у бабы хлопот - купила баба порося.
Русская народная пословица
Настойчивость может преодолеть всё, даже законы природы.
Джон Рокфеллер
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.