Побывали в адуТо, что сейчас происходит в ЛНР и ДНР, не сравнимо ни с одним из прежних локальных конфликтов, утверждают участники гуманитарного конвоя, вернувшиеся из Луганска.
Алёна АРХИПОВА
16 марта из Луганской народной республики вернулся первый в этом году конвой, который отвозил гуманитарную помощь жителям Донбасса в рамках проекта «От сердца к сердцу». О подробностях путешествия и о том, что довелось там увидеть и услышать, рассказал нашей редакции непосредственный участник поездки, доброволец, представитель Координационного совета ветеранских и военно-патриотических организаций Заречного Владимир Лобанов.
- Гуманитарный конвой выехал из Заречного 10 марта, - рассказывает Владимир Павлович. Шли полная фура, «Камаз» ДОСААФ и машина сопровождения. С нами отправилось семеро ребят, добровольцы, ветераны локальных войн и боевых конфликтов, а также военный корреспондент, который хотел побывать на Донбассе и увидеть всё своими глазами.
До границы ЛНР мы добрались 13 марта, въехали на территорию народной республики в 5 часов утра. До пункта назначения следовали больше четверти суток. 100 километров пути, которые в России можно преодолеть за час, мы осилили где-то за 7 часов. Дорог там практически не осталось… Транспортные артерии более 8 лет не ремонтировались, либо разбиты военной техникой. Так что не обошлось без приключений: ранним утром наша 16-метровая фура въехала в огромную колею и застряла. Пришлось в темноте, практически вслепую обследовать территорию вокруг, буквально прощупывать почву. Благо, что подморозило, земля схватилась, и нам удалось найти удобную площадку, где мы, вытянув тяжеловоз из грязи, смогли его развернуть и вытащить на асфальт.
Также приходилось вручную отодвигать бетонные блоки, которыми были перегорожены дороги. Однако в итоге со всеми трудностями изнурительного пути справилисьмы же с Урала! К тому же на помощь приходили коллеги из конвоев, которые везли гуманитарную помощь из других регионов России.
Приехали в Луганск в 12 часов дня. Предварительно связались с местным братством ветеранов Афганистана города Краснодон. Я знаком с ними ещё с 2014 года, вместе служили в народном ополчении. Ребята они ответственные, очень дружные - собрались буквально за 30 минут, встретили нас, проводили на базу, помогли выгрузить.
Разгрузка тоже стала непростым испытанием. Если дома фуру загружало 80 человек, то на месте разгружало всего 25. Да и делать всё нужно было оперативно в городе до сих пор неспокойно. Было слышно канонаду.
-Только мы разгрузили, подъехали люди, и нашу гуманитарную помощь стали развозить: в госпитали, в освобождённые населённые пункты республики мирным жителям, на передовую. В течение следующих суток нам уже прислали видеоотчет о том, что вещи и продукты доставлены и розданы, а также новые списки того, что необходимо.
Мы пообщались с ребятами, которые нас встречали, и в тот же вечер отправились домой. Бог миловал-под обстрелы на территории ЛНР не попали. Хотя позже узнали, что только мы уехали из Луганска, недалеко от базы, где разгружались, в трамвайное депо попала ракета тактического ракетного комплекса «Точка У».
Наш обратный путь прошёл без приключений, 16 марта мы уже были на Урале.
Картины войны
-Так как езжу на Донбасс все восемь последних лет, я был морально готов увидеть местные картины разрушения, - продолжает Владимир Лобанов. - А вот мои спутники долго пребывали в шоке. Поначалу даже не знали, как себя вести, как реагировать. Хотя среди нас были люди, которые прошли войны в Афганистане и в Чечне. Но и они признались: то, что сейчас происходит в ЛНР и ДНР, не сравнимо ни с одним из прежних локальных конфликтов.
Первое, что бросилось в глаза ужасное состояние дорог, каждый квадратный метр которых пробит военной техникой или осколками после обстрелов. По обочинам нет ни одного целого дерева, все посечены пулями.
Жутко смотреть на населённые пункты вдоль трасс. От города Ровеньки в сторону Луганска практически все они пустые. В самом Ровеньки, где раньше население насчитывало более 45 тысяч человек, мы увидели на улице только четверых или пятерых. Всё будто вымерло…
… От этого особенно ярко помнится большая нефтебаза на окраине города, которая была уничтожена всё той же «Точкой У». Видимо, ракета попала в одну из цистерн, был сильный взрыв и пожар, потому что на территории базы всё разворочено, всё вокруг чёрное, закопченное и обгоревшее. Смотреть страшно.
Практически под самым Луганском есть посёлок Хрящеватое. В 2014 году там шли наиболее ожесточённые бои народного ополчения ЛНР и сил ВСУ. Тогда они чуть было не взяли столицу республики в кольцо, однако ополченцам удалось отстоять город. В память о тех событиях а Хрящеватом появился мемориал - подбитый танк ополчения ЛНР, экипаж которого практически весь погиб, сражаясь до последнего.
Наш конвой остановился там, чтобы отдать дань памяти. А местные ребята, участники тех печальных событий, сказали: «Мы считали, что тогда, в 2014 году, под Хрящеватым была мясорубка. Но, оказалось, мясорубка идёт сейчас». Дело в том, что из-за многочисленных артобстрелов с той стороны, которых в 2014-м не так много, погибших людей сейчас намного больше…
Они живут в аду
Защитники Донбасса из народного ополчения поделились с уральцами своими реальными историями. Вот лишь несколько эпизодов, которые ярко характеризуют всё, что там происходило и происходит сейчас.
Когда в один из только что освобождённых населённых пунктов ЛНР вошли солдаты народного ополчения, на земле лежал мёртвый молодой боец ВСУ. Кто-то взял в руки его сотовый телефон, торчащий из кармана. И вдруг звонок. «Сынку, сынку, так ты там воюешь? Воюй хорошо! Захватывай больше земли, чтобы был большой дом, и чтобы было у нас много рабов, смотри, чтоб не меньше десяти!», наставляла сына старушка-мать. Когда ей сообщили, что её сына больше нет, женщина заплакала и всё спрашивала, за что же его убили, ведь он «такой хороший хлопец».
Ещё ополченцы рассказывают о брошенных машинах на направлении города Северодонецк. Войска ВСУ, отступая, оставляют автомобили, начинённые снарядами и взрывчаткой, как правило, в местах большого скопления людей. Один такой взрыв способен нанести ущерб нескольким десяткам человек. Местные жители пребывают в состоянии депрессии. Все сходятся на том, что последние восемь лет они жили в настоящей оккупации неонацистов. «Практически сразу же, как к нам пришли нацбатальоны, они стали нас грабить, - рассказывают люди. - Отбирали бытовую технику, электронику, мебель и отправляли всё на Западную Украину, к себе домой. Особенно не везло симпатичным и красивым девушкам. Любой понравившейся могли сказать: «Ты идёшь с нами». И ни родственники, ни она сама не смели отказать: за это могли уничтожить всю семью.
«Нам запрещали говорить на русском языке, издевались над стариками, вообще унижали местных жителей. А сколько людей просто пропало! Не то, что женщины, мужчины плачут, вспоминая, что испытали. Наши отцы и матери, старики рассказывали об ужасах, которые творили здесь же немецкие оккупанты во времена Великой Отечественной войны. Однако фашисты и те так не поступали, как эти новые нацисты».
«Я работаю на Скорой помощи, - рассказывает ещё одна жительница оккупированной территории. - Мы, русские врачи, и говорили на русском языке. А потом мои коллеги вдруг стали пропадать, просто не приходят на работу и всё. Оказалось, что главврач нашей больницы сообщала в СБУ о том, что кто-то из врачей говорит по-русски. И их просто уводили из дома в неизвестном направлении. Больше мы их не видели».
Слушая эти истории, невольно в памяти всплывали слова из прошлого: «Бабка, яйки, млеко…»
Сейчас жители освобождённых территорий, выйдя из подвалов, куда их загнали националисты, возвращаются в пустые, разграбленные и разрушенные дома. Многие очень боятся, но не обстрелов и бомбёжек, а того, что русские уйдут, и тогда неонацисты снова вернутся.
- В данный момент на линии обстрела до сих пор находятся города Первомайск, Кировск, Стаханов, - говорит Владимир Лобанов. - Именно там сейчас много погибших и раненых. Там развёрнуты госпитали, где остро не хватает постельного белья. Поступила информация, что госпиталям требуется 1000 простыней, 500 наволочек, медикаменты. По-прежнему остро необходимы мужская тёплая одежда и обувь, продукты питания, средства личной гигиены.
Своих не бросаем
25 марта из Заречного ушёл второй за месяц гуманитарный конвой - ещё одна многотонная фура со всем необходимым. Объёмы, которые обычно удавалось собрать за 2-3 месяца, сейчас собрали за несколько дней. В данный момент активно идёт сбор вещей для третьего конвоя. Всё благодаря тому, что к акции присоединяются новые и новые города и посёлки, а также общественные организации Урала. Большой вклад в этот раз внесли жители Белоярского района, Асбеста, Рефтинского, Каменск-Уральского, Первоуральска, Екатеринбурга, служащие воинских частей. Один только Талицкий городской округ предоставил более 3,5 тонн продуктов. Подключились мотоклуб «Ночные волки» и клуб «Шунут 4X4», которые привезли продукты, вещи для детей и взрослых, детское питание. Помогают и ветераны локальных войн, и братья мусульмане. Не отстают и зареченцы, которые ежедневно приносят на пункт сбора всё необходимое.
- Большая благодарность нашим помощникам: 15 женщинам и мужчинам Заречного, которые сортируют, упаковывают и готовят гуманитарную помощь к отправке. А также РСПОО «Герои Урала», которая играет ключевую роль в нашем деле, - говорил Лобанов.
Зареченцы в очередной раз доказали, что не бросают нуждающихся в беде. Лишь бы поскорее наступил мир.
По обочинам нет ни одного целого дерева, все посечены пулями. Дома пустые, людей нет, всё будто вымерло…
Фото из архива Владимира Лобанова
Комментарии (6)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.