Каким будет новый мэрНесмотря на то, что назначение главы дело почти решенное, городская общественность продолжает рассуждать о том, каким окажется будущий мэр Заречного. 21 июля перед депутатами, чиновниками, членами Общественной палаты и местными активистами выступил Виктор Миронов - один из разработчиков областных рекомендаций по назначению муниципальных глав. Вопросов гостю задали множество.
Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА
18 сентября 2016 года состоятся выборы нового состава депутатов Думы. Очередные народные избранники, согласно нынешним поправкам в Устав, сразу же приступят к выбору мэра Заречного. Выбор, кстати, весьма условный: процедура примерно такая же как при назначении главы администрации то есть по представлению конкурсной комиссии. Отличие в том, что депутатам могут представить не одного, а несколько претендентов, и власть в его руках будет не разделённая на Главу города, председателя Думы или главу администрации, а реальная и полноценная.
Сейчас, за год до выборов, ещё есть время, чтобы разобраться с критериями отбора будущего градоначальника и хоть как-то обезопасить Заречный от «заднепроходцев». Для этого Правовой Департамент Губернатора Свердловской области разработал Примерное положение о конкурсе по отбору кандидатур на должность муниципальных глав. Кое-что стало понятным, но многие моменты вызвали у зареченцев массу вопросов.
Кто и как будет отбирать кандидатов для участия в конкурсе на пост мэра? Как проверить, что за люди идут к власти?
- Строго зарегламентировать процедуры по предварительному отбору кандидатов невозможно. Но, думаю, что можно использовать имеющееся общественное мнение вы ведь знаете потенциальных желающих стать главой вашей территории - начал объяснять Миронов.
Между тем, типовые документы о мэре-назначенце вовсе не накладывают каких-либо предварительных оценок кандидата. Не предусмотрена и его прописка в Заречном, не говоря уж о цензе осёдлости. Главой муниципалитета, по рекомендации региональной власти, может стать любой человек хоть местный, хоть не местный. Но чтобы избежать чужаков, как вариант, можно вернуться к традиционному предвыборному популизму. Например, Василий Ланских предложил будущим кандидатам в депутаты идти на выборы с уже готовой фамилией мэра. К примеру, десять кандидатов родственников, разворачивая предвыборную агитацию, объявляют, что изберут мэром своего бескомпромиссного партийного лидера, и за счёт его популярности увеличивают свой шанс пройти в Думу.
Помимо этого, в типовом положении отсутствует упоминание о здоровье кандидата, то есть назначенцем может стать любой, даже сильно болеющий или сильно пьющий человек. С судимостями тоже просто пусть они есть, но только за особо тяжкие и погашены. Высшее и даже среднее образование не обязательно. Потолок возраста тоже не ограничен, лишь бы не моложе 21 года. Интересно, что отдельное внимание в типовом положении посвящено наличию у кандидатов какого-нибудь депутатского мандата. Такое впечатление, что при назначении глав муниципалитетов этот факт может сыграть особую роль.
Какую ответственность понесёт Дума, назначившая (избравшая) «неправильного» главу?
- Публичную. (То есть заслужит осуждение публики. - Прим. ред.) Мы отменили партийные списки, и теперь избиратели будут голосовать за конкретных кандидатов. Данный подход позволит привести в парламент людей действительно известных, авторитетных и значимых на территории. Их ответственность будет высока. Кроме того можно отозвать депутата от конкретного округа, хотя это сложно, но не невозможно.
Что делать, если схема назначения мэра потерпит фиаско (например, мнение депутатов разделится, и они не смогут выбрать главу)?
- Такого в принципе быть не может. Потому, что Конкурсная комиссия отбирает кандидатов на основании вами же подготовленного Положения.
Однако отходить от областных рекомендаций, по мнению Миронова, вовсе не обязательно.
- В сегодняшнем законе о местном самоуправлении (№131) мы закрепили европейскую континентальную модель, которая предусматривает значительное усиление роли государства. - Подчеркнул Виктор Пантелеймонович. - Раньше был другой закон (№154) и там было гораздо больше возможностей у муниципалитетов. Сейчас осуществляется более жёсткий контроль со стороны государства, как в области финансов, так и в области законодательства. Мы можем отозвать главу муниципалитета, распустить Думу при определённых обстоятельствах, ввести внешнее управление. И это правильно! Мы должны осуществлять волю федерального законодателя.
Если назначаемый глава муниципалитета будет более лоялен к федеральной власти, нежели к местному населению, это может привести к социальной напряжённости.
- Конечно, между разными уровнями власти не может не быть каких-то конфликтов. И чтобы их не возникало государство посредством закона, а также через финансовую и налоговую сферу, регулирует эти отношения.
Практика показала, что англо-саксонская модель местного самоуправления, где закреплена большая свобода и автономность муниципалитетов (по прошлому ФЗ №154) не совсем подходящая для России. Демократия это общество более высокой организованности. Поэтому сейчас активно идёт процесс укрепления вертикали - совершенствования местного самоуправления. И для этого нужно время.
Итак, эксперимент продолжается. Сегодня, 23 июля, состоятся Публичные слушания, на которых зареченцы проголосуют «за» или «против» назначения будущего мэра. Но об этом уже в следующем номере.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.