Нам нужен Безопасный городБезопасность зареченцев оставляет желать лучшего. Это понимают и местные власти, и представители правопорядка. Может быть, поэтому на очередном заседании Общественной палаты зам. начальника полиции по охране общественного порядка ММО МВД РФ по ГО Заречный затронул вопрос о системе АПК «Безопасный город».
Елена ПАРАСКИВИДИ
Поводом для этого послужили обращения граждан о проблемах с правопорядком в городе и, в частности, на бульваре Алещенкова. Выходом из создавшегося положения, по словам зам. начальника полиции по охране общественного порядка К.В. Гапановича, могло бы стать создание в Заречном аппаратно-программного комплекса (АПК) «Безопасный город».
Что такое АПК «Безопасный город»?
У правоохранителей Свердловской области этот надёжный помощник появился 5 лет назад. С помощью видеокамер он оперативно отслеживает факты совершения противоправных деяний на улицах подконтрольных территорий, помогает с высокой степенью точности определять круг подозреваемых лиц, в режиме он-лайн передаёт информацию о состоянии обстановки в общественных местах.
Другая составляющая АПК «Безопасный город» - кнопки экстренной связи «гражданин-милиция», установленные на оживлённых перекрёстках и проблемных точках города. Системы установлены на стенах зданий в будках, похожих на телефонные. В случае, если гражданин становится жертвой (свидетелем) преступления, вместо звонка в полицию он может нажать кнопку экстренной связи, и в течение 5-7 минут на место прибудет полицейский наряд. В то же время, объектив ближайшей видеокамеры, входящей в систему АПК «Безопасный город», наводится на место происшествия. Такие возможности комплекса позволяют сотрудникам полиции реагировать на совершённое преступление в кратчайшие сроки, раскрывать его «по горячим следам».
На сегодняшний день система АПК «Безопасный город» действует в 80 субъектах РФ и во многих городах Свердловской области, в том числе в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Серове, Первоуральске.
Налажена работа АПК «Безопасный город» и в Каменск-Уральском. По информации первого заместителя начальника полиции Каменск-Уральского Е.М. Никулина, с которым нам удалось связаться по телефону, «система уже дала свои положительные результаты: число правонарушений в тех местах, где были установлены видеокамеры (6 на центральной площади города и 4 на проблемных перекрёстках) заметно сократилось. Программа эта затратная: 1 камера дневного видеонаблюдения стоит 8 тыс. руб., камера, работающая днём и ночью, - 20 тыс. руб. Поэтому необходима существенная помощь администрации города. Схема работы проста: в полиции сидит оператор, который отслеживает на мониторе информацию с видеокамер. Если он замечает какие-либо нарушения правопорядка на каком-то участке, то сразу же передаёт сообщение наряду ППС».
Будет ли в Заречном
АПК «Безопасный город?»
Что же необходимо сделать, чтобы АПК «Безопасный город» заработал и в нашем округе?
По словам К.В. Гапановича, «система АПК «Безопасный город» вполне возможна в Заречном. Надо установить 10-12 видеокамер кругового обзора или 20 точечных статичных, чтобы решить проблему с нарушениями правопорядка. Установить на бульваре Алещенкова и на Таховском бульваре, на аллее у РУСа, на круговом движении, на площади. Необходимы видеокамеры на территории детсадов, школ, магазинов. Если бы мы на 60% оснастили город видеокамерами, мы бы в несколько раз повысили безопасность горожан. При этом сигнал с видеокамер должен быть выведен не на пульт диспетчера ЕДДС (информацию с видеокамер на бульваре Алещенкова отслеживает ЕДДС), а на пульт в ОВД, где в отдельном помещении сидел бы специально обученный оператор. В некоторых городах существуют Центры управления нарядами при ОВД, куда поступают все сигналы с видеокамер.
У нас в Заречном было установлено 4 видеокамеры, но они не работают, так как вышли из строя ещё в 2010 году. Средств на ремонт этих видеокамер в администрации нет. На бульваре Алещенкова в настоящее время в тестовом режиме работают 2 видеокамеры. По моим сведениям, в администрации есть проект на установку видеокамер на бульваре Алещенкова на 780 тыс. рублей, но, по всей видимости, нет средств».
На наш запрос в администрацию по поводу работы видеокамер в Заречном нам ответили, что «видеокамеры, которые были установлены в городе несколько лет назад (в том числе у обелиска Победы и у ДК «Ровесник»), устарели по техническим характеристикам и в настоящее время вышли из строя. С финансовой точки зрения целесообразнее их заменить, нежели восстанавливать старые. Тем более, что сервер в ОВД, на который поступала информация, находится в нерабочем состоянии. Работы по установке видеокамер на бульваре Алещенкова пока не окончены, об объёмах средств можно будет говорить по их завершению. Средства на оснащение проблемных участков и улиц Заречного видеокамерами планируется предусмотреть при формировании бюджета».
В общем, всё, как всегда, зависит от денег и, конечно, желания местной власти сделать жизнь зареченцев более безопасной. Без этого о создании АПК «Безопасный город» в нашем городе остаётся только мечтать.
Комментарии (2)
Что такое АПК «Безопасный город»?
Фрагмент стенограммы заседания межведомственной комиссии при Правительстве РФ по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»
11 февраля 2014 года
Из вступительного слова председательствующего:
В регионах развернуто 209 подсистем правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город».
- Москва 122,5 тыс. камер
- Волгоградская область - 3200
- Санкт-Петербург - 3200
- Краснодарский край - 2500
- Ивановская область - 2000
- Тверская - 1500
- Ярославская - 1300
- Свердловская - 1300
- Татарстан - 820
Демидов Ю.Н. (МВД, генерал-лейтенант полиции):
Задача по развертыванию АПК «Безопасный город» в рамках реализации региональных программ профилактики правонарушений была поставлена Президентом страны в июле 2007 года по итогам заседания Госсовета в Ростове-на-Дону.
Ответственными за выполнение данного поручения были определены отраны исполнительной власти субъектов и МВД России.
МВД была разработана и предложена всем субъектам типовая модель АПК, состоящая из подсистем: видеонаблюдение, экстренная связь "гражданин-полиция" и система позиционирования . С этого момента и до сегодняшнего дня МВД является координатором этой работы.
Вопросы реализации данного поручения 7 раз рассматривались на заседаниях Правительственной комиссии по профилактике правонарушений
На основе типовой модели в большинстве субъектов в основном сформирован правоохранительный сегмент. По поручению министра внутренних дел хотел бы выразить благодарность всем субъектам и органам власти за совместную работу и финансовую поддержку в реализации мер по обеспечению безопасности и спокойствия на улицах и в общественных местах.
Учет раскрытых преступлений - в 2013 - более 40000- большая часть с помощью системы удаленного доступа "Барс", в 18 субъектах с помощью видеокамер раскрытых преступлений нет. С этим мы еще будем разбираться.
Финансирование.
с 2007 года - более 26 млрд, из них более 90% - средства субъектов (т.к. это поручение было субъектам).
Основными эксплуатантами и бюджетополучателями до 2012 года были органы внутренних дел.
С 1 января 2012 года органы МВД переведены полностью на федеральное финансирование, после чего они уже не могли быть получателями средств и балансодержателями (?) соответствующего оборудования Безопасного города .
В связи с этим были приняты организационные и практические меры по передаче не предназначенного для оснащения полиции оборудования комплекса (всего, что было установлено ) на баланс учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ, в ряде случаев – органов местного самоуправления. На сегодня в 71 субъекте РФ это оборудование передано на баланс региональных или муниципальных учреждений.
Проблемы: несовместимость оборудования в регионах, не всегда верные организационные решения, ошибки проектирования, организационные просчеты.
Система АПК в тех рамках и целях, для которых она создавалась, пока не функционирует.
Важная задача – разгрузка дежурных частей (освободить от видеонаблюдения). Например, в Воронежской области создано 2 учреждения – ГОЧС (на него замкнут «Безопасный город») и центр мониторинга. Их как-то надо объединять.
Особую проблему представляют системы видеонаблюдения на железнодорожном транспорте, их технические характеристики не позволяют стыковать их с единым АПК «Безопасный город», но в рамках транспортной инфраструктуры они достаточно эффективно развернуты.
Еще проблема – исключение дублирующих функций. В этих целях МВД в конце прошлого года разработана концепция построения и развития правоохранительного сегмента АПК БГ и общие технические требования к подсистемам .
Пересмотреть подходы к каждому субъекту, и задействование в этом не только полицию, но и других правоохранительных структур, МЧС, экстренных служб, формирования единого информационного пространства безопасности, расширения применения ИКТ, и системы ГЛОНАСС прежде всего с точки зрения создания в каждом субъекте или ОМС сегментов АПК БГ с созданием постоянно действующих мониторинговых или диспетчерских центров единого предназначения.
Эта проблема комплексная, и мы готовы к доработке всех систем развертывания АПК БГ через призму новых задач, поставленных Правительством РФ и самой жизнью!
Диденко Сергей Леонидович, директор департамента гражданской защиты МЧС России.
Анализ использования АПК БГ при сообщениях и происшествиях о ЧС в 2013 году – 24 раза, организации видеонаблюдения в зонах ликвидации последствий ЧС – 150 раз.
Нужна интеграция АПК БГ, ЕДДС МО и системы-112.
Зам. министра транспорта России
В рамках реализации комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте Минтрансом создана и запущена система информационного обеспечения безопасности на транспорте в части системы сбора и контроля результатов технического мониторинга объектов транспорта и транспортной инфраструктуры. Отв. – минтранс, МВД и ФСБ России,
Она позволяет подключить до 2000 объектов, на каждом из них м.б. до 100 камер и до 1000 датчиков мониторинга состояния объектов. Практическое применение отработано на: аэроэкспресс Шереметьево, Щелковский автовокзал и московский метрополитен. Это позволяло предоставлять оперативный доступ к видеоданным о событиях… предоставлен доступ сотрудников МВД, ФСБ и Ространснадзора.
Необходимо сопряжение с АПК БГ.
Зам. министра здравоохранения
Более 19000 машин скорой помощи оснащены ГЛОНАСС, что позволяет сократить время доезда до пациента и осуществлять дистанционное консультирование (!?)
Разработано универсальное программное решение для обеспечения функции диспетчеризации санитарного транспорта, оборудованного ГЛОНАСС (будет передано в субъекты бесплатно).
Предлагаем обеспечить сопряжение с АПК БГ.
Вопросы членов комиссии:
1. 3 ведомства отвечают, по сути, за одну задачу – программа транспортной безопасности дублирует АПК БГ, только на объектах транспорта. Совместима ли система видеонаблюдения на транспорте с АПК БГ?
Демидов: - нет.
- А разве она выполняет другие задачи? Надо совмещать.
2. Вы говорите (к Демидову), что в вашей системе (АПК БГ) нет центров мониторинга. Эра-Глонасс предполагает развертывание диспетчерских пунктов во всех субъектах, система 112 – тоже. Для АПК БГ – тоже надо создавать свои диспетчерские? Не много ли их будет? Может быть, надо совместить все это?
Ведущий: - я уже говорил вначале, что происходит дублирование и нестыковка всех этих систем. С этой целью и создана наша комиссия, чтобы проанализировать, где уже что есть, как мы дальше будем двигаться, и как это соединить, чтобы это все работало как единая общероссийская система.
3. Все 3 программы финансируются из федерального бюджета, и на все 3 не хватает денег, все они не стыкуются, и мы их никогда не закончим. Сейчас Эра-Глонасс встанет, потому что нет системы-112, и так далее. Давайте хоть одну сделаем нормальную, которая нужна больше, а потом к ней присоединять другие.
Демидов: нужно их соединять в одно. Но то, что вы говорите, это федеральные деньги, а то, что я говорил, - это на 95% деньги субъектов, и понятно, что везде всё построили по-разному , мы пытались это унифицировать , но сейчас необходимо все эти компоненты максимально соединить в одну точку, чтобы в субъекте были единые диспетчерские центры с выводом туда систем транспортной безопасности, 112, и режимных объектов, и школ, и улиц, и метро, привокзальных площадей и т.д. на основе единых технических решений .
Вопрос: камеры в магазинах? – можно ли их считать составляющими АПК БГ?
Демидов: они автономны, не совмещаются, в дальнейшем они должны войти в АПК.
Яровая И.А., председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции:
Поручение Президента 2007 года заключалось не только в том, чтобы в регионах появилась система видеофиксации, а чтобы появилась система прогнозирования и упреждения правонарушений. Сегодня в компетенции субъектов находятся вопросы обеспечения безопасности, противодействия терроризму и экстремизму. Мы с вами обсуждаем вопросы, которые связаны с событиями по факту их совершения противоправного действия. Мы говорим о диспетчеризации, о своевременном выезде служб, но задача более серьёзная, потому что она связана с упреждением противоправных действий для защиты жизни и здоровья людей. Для примера приведу последний вопиющий случай (стрельба в школе), который свидетельствует о том, что простое видеонаблюдение – это даже не вчерашний день. Когда подросток, совершивший убийства в школе, идет по улице с оружием, что совершенно очевидно, это фиксируют все видеокамеры, а поскольку отсутствует единое программное обеспечение, позволяющее выявлять подозрительных субъектов по заданному алгоритму, это не позволило упредить это преступление, задержать этого подростка. И таких примеров можно привести массу. Особенно это касается действий, связанных с проявлениями террористической угрозы и с другими опасными для жизни. Поэтому наша задача как межведомственной комиссии (мы неоднократно обращались и к Президенту, и в Совет Безопасности, и только по истечении 2-х лет добились создания этой комиссии) - это чтобы появилось единое современное программное обеспечение (интеллектуальное). Если не будет единого программного обеспечения, которое позволяет не просто осуществлять видеофиксацию, и в лучшем случае использоваться следователем для доказывания вины преступника, то упреждать преступления, выявлять лиц на той стадии, когда они обоснованно вызывают подозрения, мы не сможем. Это должен делать не диспетчер. Существуют современные программные алгоритмы, которые позволяют технически просто выявлять этих субъектов еще в процессе движения, находящихся в общественных местах. Поэтому не надо упрощать нашу задачу. Думаю, задача нашей межведомственной комиссии, чтобы регионы получили единое программное обеспечение, позволяющее обеспечить обмен информацией в масштабах страны. Если каждый губернатор будет решать эту задачу по-своему, и решения будут разными. И не нужно ждать тогда, что они будут едиными, эффективными, успешными, и решающими ту задачу, которую поставил Президент. У нас должны быть общие подходы и общие программы, тогда будет и синхронизация программ Безопасный город, Безопасность на транспорте, тех программ, которыми сегодня занимается МЧС (112, КСЭОН). Но это уже вторичные вещи. То, что реализуется в рамках федеральных программ, и на что тратятся колоссальные средства, должно быть замкнуто в масштабах всей страны.
Недопустимо отчитываться просто об освоении денег и сколько преступников задержано уже по факту совершения преступления. Наша задача - не допустить совершения преступления. Вот что главное в деятельности нашей комиссии. И мы настаивали, чтобы за одним столом появились все министры, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы разработать единую программу. Это первый шаг, который может и должен быть сделан в работе нашей комиссии. Сначала нужно установить стандарты и создать условия, а только потом требовать отчетов, освоения денег и чего угодно .
Навешать видеокамер и создать видимость того, что все за всеми смотрят, а на самом деле ничего не делать, - это самое простое.
Ситуация такова, что сегодня мы принимаем поправки в законы, усиливающие ответственность регионов за противодействие терроризму, мы сегодня ведем проблемы, связанные со своевременным реагированием на те угрозы, которые возникают на улицах, в общественном транспорте, где угодно – всё, что связано с жизнью людей, поэтому наша задача не с помощью диспетчеров наблюдать за всем этим, а использовать современные технологии, которые позволят безусловно выявлять, упреждать, задерживать и пресекать.
МЧС предлагает замкнуть всё на ЕДДС муниципального уровня
Ведущий: – Губернатор Волгоградской области поднял вопрос о федеральном финансировании. Если мы говорим о том, что мы хотим единую техническую политику, единое программное обеспечение, централизацию всех имеющихся ресурсов, в рамках некой федеральной системы, то как мы это сделаем путем разрозненного финансирования, с совершенно разными финансовыми возможностями субъектов РФ? Я думаю, это невозможно, и считаю абсолютно правомерной такую постановку вопроса для обсуждения в рамках нашей комиссии. Думаю, коллеги из Минфина и Минэка нас вряд ли сразу поддержат, но это вопрос безопасности граждан и порядка в стране в целом, надо обсудить.
Калининградская область (Губернатор Николай Цуканов):
Систему видеонаблюдения некому обслуживать.
ГЛОНАСС установлен на 2095 автомобилях.
Нет единой программы, нет понятия, что такое БГ, везде искал – не нашел.
Что касается АПК БГ: такая система для нашего региона (согласно проекту, который разработан по нашему заказу) стоит 1 миллиард рублей. Ее обслуживание будет стоить от 150 до 200 млн. руб. в год. Далее – система оповещения (КСЭОН) – да, она тоже нужна, но это еще 600 млн. рублей, система 112 – еще 250 млн. рублей. И все это регион обязан ввести в эксплуатацию. Это сумма порядка 2 миллиардов рублей! Плюс дальнейшее содержание. Они все не синхронизированы, и как это можно объединить?
Мы вынуждены сегодня сами собирать всё лучшее (опыт) в Сочи, в Татарстане, в Москве, своими силами что-то придумывать, но у нас нет таких специалистов, и в полиции их тоже, к сожалению, нет, - которые могли бы сказать, что же это такое - программа Безопасный город. И что мы должны придумать к проведению чемпионата мира в 2018 году в регионе.
Поэтому обращаюсь к министерству финансов и Правительству РФ: самостоятельно это все сделать региону очень сложно.
- Ответ ведущего: Поручение было дано Президентом регионам , если вы до сих пор не определились, как его выполнить, езжайте в Москву, Сочи…
- Может быть, сначала все-таки создать единые стандарты, чтобы было понятно, что нам делать. Хотелось бы, чтобы деньги не на ветер, если нет четкой задачи…
Прошу меня услышать…
Ингушетия – Юнусбек Евкуров.
Технических требований нет.
Кто обслуживает, кто за это отвечает? Нет общей системы и ответственности.
МВД пусть берет на себя.
Яровая против.
Помогите с финансами.
Дагестан
- Создано ГКУ «Безопасный Дагестан»
62 камеры, которые контролируют 42 видеопотока (?)
В 2014 – 100 млн. на АПК
- Демидов – это деньги на видеофиксацию, не путайте! Это не Безопасный город!
У вас нет ни одной системы гражданин-полиция, половина видеокамер не работают…
(про Калининград) – а вы за 7 лет ничего не сделали!
…У нас есть системы интеллектуальные – распознавание по лицам, оставленные вещи…, на это нужны деньги. Полицейские не могут смотреть за весь регион или город… пусть регионы думают, где создавать единые диспетчерские центры.
Татарстан
Зам. министра связи
АПК в Татарстане это: центр приема вызовов 112, интегрирован с ГЛОНАСС, системой видеонаблюдения.
Предлагаем себя пилотным регионом для практической отработки концепции.
Свердловская область, зам. председателя правительства Саликов
- гражданин-полиция – 5422 таксофона (?)
- 966 камер уличного наблюдения (320 – Нижний Тагил), 352 в школах, учреждениях культуры. ГЛОНАСС – скорая помощь, школьные автобусы, общественный транспорт.
Совместимости различных программ нет.
Вопрос 2: «Об организации деятельности межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город»
Ответственный секретарь комиссии Ананьев Алексей Николаевич, гендиректор ООО «Системы управления».
Заседания комиссии предлагается проводить 1 раз в квартал.
С учетом обсуждения: деятельность комиссии должна быть направлена на:
- анализ состояния системы обеспечения безопасности населения и территорий;
- подготовку предложений по типовым инфраструктурным и технологическим решениям для создания АПК БГ.
Такого рода решения должны быть основаны на единых технических требованиях и стандартах в области создания комплекса, на сформулированном регламенте межведомственного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности; а также на критериях и показателях эффективности внедрения комплекса (такие единые требования, критерии и показатели предстоит разработать).
Нами разработан проект плана работы комиссии на 2014 год.
Стратегическим является вопрос подготовки единой концепции построения и развития АПК БГ. Это связано с необходимостью взаимоувязанности всех существующих сегодня программ в этой сфере деятельности, а также взаимоувязанности различных технических комплексов независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Важнейшим вопросом при подготовке концепции является разработка административных регламентов взаимодействия участников всех процессов по основным направлениям обеспечения безопасности населения, и в ходе разработки концепции должны быть упорядочены технические и организационные вопросы создания комплекса.
Неотъемлемым документом концепции должна стать дорожная карта, которая позволит обеспечить выполнение указанных задач исходя из их качества, имеющихся ресурсов, сроков осуществления научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий, которые в конечном итоге позволят обеспечить эффективное решение существующих сегодня системных проблем по внедрению АПК БГ.
Как было предложено, безусловно, имеет смысл в рамках дорожной карты определить пилотные участки по созданию АПК БГ для практической отработки концептуальных, инфраструктурных и технологических решений, что позволит нам при написании единой концепции отработать ключевые элементы технологических систем, их взаимной увязки, и завершить 2014 год не только выдачей единой концепции, но и уже работающих элементов системы «Безопасный город».
С учетом того, что работа комиссии сосредоточена, главным образом, на вопросах, требующих координации усилий различных ведомств, предлагается создать рабочую группу по обеспечению рабочего взаимодействия и выполнения плановых мероприятий работы межведомственной комиссии.
Это будет постоянно действующий орган, и предлагается её сформировать до конца февраля т.г.
Это позволит нам в еженедельном режиме отслеживать корректность выполнения тех задач, которые каждый ставит перед собой, координировать свою деятельность и выходить на решение плановых задач межведомственной комиссии.
Кроме того представляется целесообразным в целях выработки и реализации единой научно-технической политики при создании концепции и АПК БГ задействовать экспертное сообщество как из числа федеральных органов исполнительной власти, так и организаций и предприятий, уже работающих по данной тематике. Это позволит нам максимально использовать уже существующий технологический задел, не изобретать местами велосипед, обеспечить эффективную интеграцию прорывных технологий, которые уже себя хорошо зарекомендовали.
Координацию деятельности этой рабочей группы я мог бы взять на себя, являясь ответственным секретарем комиссии.
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.