Взрыв в ДомодедовоПротив террора: мнение опытного эксперта ФСБ
Алёна АРХИПОВА
24 января в аэропорту Домодедово (г. Москва) прогремел взрыв. Террорист-смертник привёл взрывное устройство в действие в общей зоне прямо в толпе встречающих. Результат: 35 человек погибло, 180 ранены, 40 до сих пор находятся в тяжёлом состоянии…. И, как недавно выяснилось, это была третья, наиболее успешная, попытка из трёх - к Новому году готовились ещё два теракта. Но в обоих случаях пояса с взрывными устройствами сработали на шахидках-смертницах случайно, «не вовремя». Только поэтому до 24 января никто из мирных жителей не пострадал.
Как видите, терроризм по-прежнему является реальной угрозой жизни россиян. Как же так случилось, что московские правоохранительные органы и спецслужбы так безответственно отнеслись к своей работе? Ведётся ли антитеррористическая деятельность в нашей стране вообще (ведь виновные в подрыве поезда Москва - Санкт-Петербург, насколько я знаю, до сих пор не найдены)? Где нужно ожидать следующее подобное ЧП? В безопасности ли Свердловская область, аэропорт Кольцово и мы, зареченцы?
На эти животрепещущие темы наш разговор с экспертом, бывшим начальником ФСБ, человеком, имеющим 30-летний стаж в борьбе с терроризмом, служба которого как раз пришлась на пик террористической деятельности в России. Ныне это заместитель директора по режиму в Управлении строительства 4-го энергоблока БАЭС В.А. Попов.
Виктор Александрович, с Вашей точки зрения, почему произошёл взрыв в Домодедово?
- Факт коллективной безответственности. В нужный момент не сработала ни одна служба. Это грубый прокол. Спецслужбы должны были перекрывать, подстраховывать работу друг друга. Это как в космосе: во время полёта работают три системы жизнеобеспечения, вышла из строя одна система - подключается вторая, подвела вторая - спасает третья. В данном случае однозначно у всех была предупреждающая информация: произошло два неудачных теракта, значит - надо ждать третьего! Русское "авось" - понадеялись друг на друга. И вот печальный результат.
Раньше подобного не произошло бы, коллективной безответственности и такого порядка не было. В КГБ предупреждали преступления ещё до начала их зарождения и организации. Так, в своё время по надёжным каналам мы выявили на нашей территории родственника Дудаева, хотя тот жил под другой фамилией. Сразу приняли по отношению к нему соответствующие меры. Выявили и задержали разыскиваемого за многочисленные убийства, в том числе по политическим мотивам, гражданина одной из зарубежных республик, прибывшего и пытавшегося осесть в Белоярском районе по паспорту с изменёнными установочными данными.
Как выстраивалась антитеррористическая деятельность во времена КГБ?
- Если начистоту, на всех производственных совещаниях тогда ещё Председатель КГБ СССР Юрий Андропов говорил: «Если чекисты «довели ситуацию до предела», не приняли соответствующих мер к предупреждению преступления, то это брак в их работе». В те времена была отработана мощнейшая практика профилактической работы. За всё послевоенное время до 90-х годов в Москве произошёл только один теракт, и преступника тогда выявили практически сразу. В результате сложных поисков была найдена единственная свидетельница, кстати, в Свердловской области, которая и помогла доказать вину террориста.
Главный принцип нашей работы был направлен на упреждение, предотвращение преступлений. Это, безусловно, системная, объёмная, затратная, но зато эффективная деятельность. Благодаря именно этому принципу в работе было предотвращено преступление, связанное со шпионажем - попытка продать сведения с Уралмашзавода за границу (за что Виктор Александрович был награждён правительственной наградой. - Прим. авт.). Таким же образом был предупреждён террористический акт в столице Урала. В одном из общежитий жили две враждующие группировки разных национальностей. Их конфликт достиг такого опасного уровня, когда одна группировка решила подорвать другую. Мы выяснили, что взрывное устройство собирают на Украине, там же и задержали преступников.
Разве сейчас не так? С какими проблемами силовые структуры сталкиваются в настоящее время?
- На мой взгляд, главная наша проблема сейчас в том, что одни и те же силы направлены на раскрытие преступлений по факту, профилактике же преступлений должного внимания не уделяется. В том же случае с подрывом экспресса Москва - Санкт-Петербург. Террористы жили в населённом пункте практически под носом у милиции, а следственная работа в отношении этих людей началась только после совершения теракта.
Такое происходит в том числе и из-за несовершенства Закона о борьбе с терроризмом, который практически упускает работу по профилактике преступлений, в некоторых моментах он неточен и даже противоречив. Многие сбои в работе силовых структур происходят и из-за процесса реорганизации милиции. Очень важно сейчас минимизировать объективно надвигающиеся негативные последствия ломки отработанной системы, основанной на чести, долге, преданности своему делу, профессионализме. По этим качествам милиции не было равных в мире. Сегодня нужно не только требовать совершенствования работы милиции, но и помочь ей. А именно: с учётом реформирования грамотно сохранить кадры, не допустить ухода опытных профессионалов. Кто-то должен передать свой опыт молодым.
В каком состоянии сейчас антитеррористическая деятельность на территории Заречного?
- В целом антитеррористическая деятельность в Заречном всегда признавалась лучшей. Постоянно проводился ряд совещаний, учений, на которых вырабатывались определённые меры на усиление контроля криминогенной обстановки. Всегда работала на высоком уровне Антитеррористическая комиссия, которая занималась привлечением населения к проводимым мероприятием.
Сейчас, к сожалению, этот опыт не в той мере востребован, как хотелось бы. Среди членов Комиссии практически только представители силовых структур, а они, как бы ни старались, не смогут дать своей работе объективную оценку. Такая оценка должна исходить от общественности, для этого в комиссии должны присутствовать её представители, а также представители предприятий, бизнеса, ветераны. Без опоры на народ, на мой взгляд, ничего эффективного не сделать. Это доказано практикой прошлых лет: раньше нам здорово, а главное, безвозмездно помогали простые люди. Сейчас это также отошло на второй план.
Отсутствует и собственная бдительность населения. Вот в Израиле, например, чувство безопасности даже у маленьких детей в крови. Там ребёнок никогда не выйдет на лестничную клетку, не посмотрев в глазок. Мы же, русские, очень беспечные. Наш народ надо готовить и развивать у него чувство собственной безопасности. Лично я для достижения этой цели часто ходил с профилактическими беседами по школам.
Какие, по Вашему мнению, должны применяться меры для повышения эффективности защиты от терроризма?
- Как-то у одного искусного полководца спросили: «Где лучше всего встречать своего врага: у стен своей крепости или на полпути к ней?» На что он ответил: «Врага надо встречать в стенах его крепости!» Террористов готовят в специальных центрах, этим занимается их разветвлённая сеть. Действуют они скрытно, в том числе среди нашего населения. Как бы ни печально и страшно это ни звучало, их вероятные действия могут проявиться где угодно: в аэропорту или в простом магазине - для них это не важно. Ведь главная задача террора - вызвать страх, добиться решения своих задач националистического либо преступного характера.
Противодействие террористам возрастает, но пока не так, как хотелось бы. Недостатки в этой работе понятны, они носят системный характер, в том числе связаны с активизацией тех, кто строит планы по ослаблению нашей страны. Вызваны эти недостатки и расслоением населения, экономическими проблемами, ростом национализма. Однако задача борьбы с терроризмом решаема. Опыт у нас есть, ветераны остались. Сегодня, прежде всего, необходимо возобновить активное сотрудничество с населением. А сотрудничество носит взаимозаинтересованный характер. К примеру, ситуация с плотиной. Объект закрыли, лишили местное население возможности передвижения. Сейчас там тишина и всего один пост охраны, который малоэффективен по сравнению с тем, что было ранее. А при непрерывном потоке населения через плотину резко возрастает число тех, кто реально контролирует обстановку не только на дамбе, но и в её окружении. Безусловно, должна быть и система охраны, реагирующая на угрозы в реальном масштабе времени, с тщательно продуманной системой упреждения противоправных действий. Именно так построена работа на больших плотинах (в частности, на других АЭС), с организованным пропуском людей и транспорта - их никто не закрывает.
Я не призываю руководство БАЭС менять решение, тем более вмешиваться в сферу их обязанностей и обязанностей нового состава Антитеррористической комиссии. Хочу лишь отметить, что решать проблемы можно и нужно, исходя из реально существующих угроз, эффективными реальными мерами противодействия, также разработанными специалистами на системной основе. Уверен, что Заречному всё это по плечу.
Комментарии (10)
К примеру, ситуация с плотиной. Объект закрыли, лишили местное население возможности передвижения
получив землю вдоль дороги на профилакторий и строя коттедж можно радеть за открытие движения по плотине, а ведь еще не так давно был ярким сторонником её закрытия под лозунгом обеспечения безопасности атомной станции и населения города
ох и лукавит "опытный эксперт" ФСБ
ох и лукавит "опытный эксперт" ФСБ
Старая закалка! :)))
Среди членов Комиссии практически только представители силовых структур, а они, как бы ни старались, не смогут дать своей работе объективную оценку. Такая оценка должна исходить от общественности, для этого в комиссии должны присутствовать её представители, а также представители предприятий, бизнеса, ветераны. Без опоры на народ, на мой взгляд, ничего эффективного не сделать. Это доказано практикой прошлых лет: раньше нам здорово, а главное, безвозмездно помогали простые люди. Сейчас это также отошло на второй план.
Золотые слова. Какая тут может быть эффективность, когда даже вандалы низвергшие собачку с пьедестала памятника пограничнику, что был установлен, как символ доблести и чести чекистов всех времен, возле здания ФСБ Заречного, до сих пор не найдены и не наказаны. Понятно, интереснее "взаимодействовать" с некоторыми предпринимателями , обеспечивая им защиту-"крышу", определенное преимущество в конкурентной борьбе, получении подрядов и чиновниками, "отпуская их грехи" , "за спасибо", чем защищать граждан , город, в том числе от уже донельзя обнаглевшего предпринимателя по прозвищу "бармалей", который , возможно по сговору, с высшим руководством города и нечистоплотными депутатами планируют "законный" вывод из бюджета города 27 000 000 рублей наших кровных денег. Понятно, что все живём один раз, ...и чекисты тоже люди. Какой дурак сегодня откажется от новой квартиры в новом высотном доме , или от удовольствия иметь "крутую" иномарку, на которой можно свысока глядеть на обывателей и с чувством гипертрофированной собственной важности каждый день ездить на работу... :) Сложно ощущать простому горожанину себя в безопасности на фоне всё активизирующейся преступности, когда даже Попов В.А., настоящий профессионал по борьбе с терроризмом и экстремизмом, которому безоговорочно доверяют все зареченцы, скептически относится к сегодняшнему состоянию дел в нашем Зареченском ФСБ. Но все-равно, люди в вас верят, последняя инстанция...дальше ,уж, Господь Бог :)))
ему же безоговорочно доверяют все зареченцы :)))
может обратиться к "опытному эксперту" ФСБ и настоящему профессионалу по борьбе с терроризмом и экстремизмом чтобы помог найти вандалов
В том-то и дело, что опытные специалисты (судя по публикации) нынче ни в наших органах, ни в городской Антитеррористической комиссии не востребованы. Все только делают видимость бурной деятельности. Оттого и собаки с памятников отпадают. А у Виктора Александровича, чувствуется, душа болит.
Объект закрыли, лишили местное население возможности передвижения. Сейчас там тишина и всего один пост охраны,
о чем душа болит?! о том, что строить надо коттедж и ездить по плотине без проблем прикрываясь защитой о местном населении?
чтот-то Попов ни слова не сказал про жителей Кировского, ни про то как перекрывал проезд по дороге мимо своей дачи
Оттого и собаки с памятников отпадают. А у Виктора Александровича, чувствуется, душа болит.
а сколько денег "зарыто" при укладке плитки в мороз зимой 2010 года?
а сколько денег "зарыто" при укладке плитки в мороз зимой 2010 года?
Их тоже Попов "зарыл"?..;)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.