ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН КОНСИЛИУМШКОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ. ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН?
Наши дети большую часть времени проводят в школе. От того, как складываются их отношения со сверстниками, с учителями, часто зависит, насколько комфортно чувствует себя ребенок, как он учится.
Все дети разные: у них различные темпераменты, характеры, разная степень заинтересованности в учебе. Но каждому родителю хочется, чтобы к его ребенку относились с должным пониманием, чтобы его ребенка принимали в школьном коллективе.
О том, что делается в школах для учета особенностей каждого ребенка, наш разговор с Н.И. Малиновской, заместителем начальника Управления образования.
- В мае Управлением образования было проведено исследование среди учеников и родителей, целью которого было выявление проблем, с которыми сталкиваются те и другие в школьном процессе. Проанализировав анкеты, мы выяснили, что больше всего проблем связано с обучением и взаимотношениями детей со сверстниками и учителями, также много проблем со здоровьем детей. Так как мы тесно сотрудничаем с центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ППЦ), то знаем, с какими проблемами обращаются туда подростки. Проблемы те же, что и выявленные в школьном анкетировании: отношения между детьми и родителями, личностное становление подростка, проблемы взаимоотношений в коллективе. Все эти проблемы должны решаться не только в ППЦ, но и в процессе обучения, то есть в школе. Но под силу ли это одному учителю, работающему во многих классах, с огромным количеством учеников? Качественно и профессионально эти проблемы могут решить психолого-педагогические консилиумы: педагог в тесном сотрудничестве с психологом. Такие консилиумы существовали и раньше, работали они по-разному, сейчас наступает новый период их деятельности.
- Но у нас уже есть психолого-педагогический центр, зачем еще и консилиумы?
- Проблемы учеников должны решаться на месте возникновения - в школе. Основная задача консилиума – в случае возникновения проблемы проанализировать возникшую ситуацию с трех заинтересованных сторон – ученик – родитель – учитель, выявить причины ее возникновения, чтобы дальнейшая учебная деятельность строилась по-иному. Не секрет, что в школах есть проблемные дети, но у этих проблем есть причины: состояние здоровья, семейные сложности, отношения с одноклассниками, с учителями. Еще раз повторюсь: задача консилиума – объективно разобраться в этих причинах и, самое главное, найти пути их решения.
- Как построена работа консилиума?
- Во всех школах эти консилиумы уже сформированы, в начале учебного года нами проведены семинары для их участников. В каждой конкретной ситуации психолог ищет причину и дает рекомендации: если, например, в основе плохой успеваемости ребенка лежит проблема здоровья, родителям даются рекомендации по его лечению, учителю советуют, как лучше поступить в данной ситуации – может, спрашивать такого ученика только на первых уроках, задавать поменьше домашних заданий и т.п.
Надо сказать, что все учителя понимают важность такой совместной деятельности, задача взрослых в школе – учесть все особенности ребенка, создать ему все условия для успешной учебы.
Татьяна Павловна Коршунова, заместитель директора Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации, тоже считает, что такие консилиумы в школах необходимы:
- Да, в школах есть педагогические, административные советы, но они решают стратегические задачи образовательного процесса; учитель или директор могут разрешить единичную конфликтную ситуацию. А если это постоянная ситуация неуспешной учебы или агрессивного поведения? Конечно, психологи нашего Центра помогут учителю или ученику в любой ситуации. В нашем Центре есть медико-психологическая комиссия, которая проводит диагностику ребенку и отправляет его в коррекционные классы. А если нет у ребенка таких показаний, а отклонения в поведении есть? Кто подскажет учителю, как найти подход к такому ученику?
Вот для этого и создаются в школах психолого-педагогические консилиумы. Формируются они по приказу директора, принимают в них участие педагоги, работающие в этой школе. Таким образом, мы стараемся помочь и учителю, и ученику. Учитель получает рекомендации по исправлению негативного поведенческого стереотипа ребенка, полученные в ходе коллегиальной работы консилиума. А ребенок получает более удобные условия для успешной учебы.
- Есть ли какие-то конкретные результаты работы консилиумов в школах?
- Пока нет, мы начали работать только в этом учебном году. Но очень надеемся, что с появлением в школах консилиумов неуспевающих учеников и двоечников к концу года станет меньше.
Хотелось бы и нам надеяться на успешную работу педагогов и психологов. В конце учебного года посмотрим, каковы будут результаты.
Т. Горохова
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.