Вишерские былиЛето - пора открытий, время, когда можно уйти в отпуск и, забросив рюкзак за плечо, отправиться куда глаза глядят! Лучше, конечно, в путешествие. Зареченцы с удовольствием пользуются такой возможностью: едут к морю, за границу, идут в походы по родному Уралу. И самое приятное, что своими впечатлениями они делятся с нашей газетой, а мы, в свою очередь, хотим поделиться с читателями.
Сегодня мы начинаем серию публикаций о летнем отдыхе наших горожан. Новую рубрику мы назвали просто - «Записки путешественника». Для начала своими впечатлениями поделится директор краеведческого музея Галина Каркавина. Ей удалось побывать в Пермском крае и сплавится по одной из красивейших рек России - реке Вишере. Свой рассказ она назвала «Вишерские были».
Галина КАРКАВИНА
Рано утром 10 июня мы отправляемся в Пермский край на одну из красивейших рек России - Вишеру. Впереди 12 часов увлекательного автобусного путешествия, а затем 90 километров сплава по речной глади. Путешествие для людей целеустремленных является
замечательным поводом для расширения своего кругозора, когда
история, почерпнутая из учебников и виртуального пространства,
начинает обретать зримые очертания.
Дорога серой лентой вьётся и ведёт нас через крупнейшие промышленные центры Урала, через «железное царство» Демидовых - Невьянск и Нижний Тагил, через Красноуральск. О природных богатствах Нижнего Тагила Мамин-Сибиряк писал с нескрываемой гордостью: «…едва ли найдётся другой такой уголок на земном шаре, где бы на таком сравнительно очень незначительном пространстве природа с истинно безумной щедростью расточила свои дары». Тагил стал средоточием народной творческой мысли и технического прогресса. Отсюда вышла целая плеяда изобретателей, имена которых золотыми буквами вписана в историю отечественной техники.
Как извилиста лента дороги, также извилисты судьбы городов Урала. Первыми поселенцами города Красноуральска были углежоги, снабжавшие сырьём Кушвинский железоделательный завод. Однако вскоре по берегам реки Салды началась добыча золота, которая развернулась с таким размахом, что в одно время там было 125 приисков! На одном из них было обнаружено месторождение медно-колчеданной руды, разработка которого привела к выработке лучшей в России серной кислоты.
За царством Демидовых следует «солёное царство» Строгановых. Удивительная история Пермского края чудесным образом раскрывается через историю его посёлков и городов. Уникальными природными богатствами одарила земля этот край. Соляные месторождения привели к расцвету территории. Усолье становится столицей строгановских владений. Строганов был не только замечательным купцом и промышленником, был он и меценатом, покровителем и коллекционером искусства. Его люди строили храмы, писали иконы. Это привело к появлению и процветанию некоторых городов Пермского края.
Жизнь и название Соликамску также дала соль. В летописях город упоминается уже в 1506 году. Проезжая через, город мы видим гигантские терриконы соляной породы, расположенные на огромной территории солеваренного производства «Уралкалий». В городе много изумительных по красоте старинных храмов. Удивителен и тот факт, что несмотря на достаточно суровый климат, в 1730-е годы в селе Красном около Соликамска был создан первый в России частный ботанический сад, где разводили тропические растения.
Судьбы городов похожи на судьбы людей. Жизнь городу Кизелу дали месторождения каменного угля и многочисленные учреждения системы ГУЛАГА. Проезжая этот депрессивный городок, видишь, как гордился он когда-то своими залежами каменного угля. Теперь люди покидают город, часть городской застройки находится под угрозой провалов грунта… Аналогична и судьба Гремячинска и Губахи.
Начало сплава по реке Вишере мы планировали начать от деревни Мутиха, расположенной в 40 километрах от Красновишерска. Сам Красновишерск был знаменит крупным целлюлозно-бумажным комбинатом, работающим на местном сырье. Приближаясь к городу, поразили масштабы вырубки леса: лесовозные машины двигались по трассе сплошным потоком, справа и слева от дороги построены многочисленные лесопилки, лес лежит штабелями… Раньше на строительстве ЦБК и на лесозаготовках использовался рабский труд заключенных ГУЛАГА. Сейчас это способ выживания местного населения. Дороги разбиты, и добраться до Мутихи мы смогли, только наняв вахтовку - машину повышенной проходимости.
Продолжение этого удивительного рассказа читайте в следующем номере.
Комментарии (3)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.