Благословенные острова«Города Росатома переживают революционную ситуацию» - с таких слов началось выездное совещание руководителей моногородов и предприятий Росатома, состоявшееся 6 февраля в ДК «Ровесник» под эгидой Торгово-промышленной палаты. В Заречном собрались представители Новоуральска, Лесного, Снежинска, Озёрска, Трёхгорного (Челябинская область) и других моногородов, чтобы вместе с бизнес-сообществом и госструктурами поискать решение, пожалуй, самого болезненного вопроса, объединяющего наши территории.
Татьяна ЛАДЕЙЩИКОВА
Суть проблемы в следующем. Практически все города Росатома строились примерно полвека назад, потом росли и развивались, в основном, как место проживания персонала. В результате вокруг ядерных объектов появились своеобразные островки, в которых всё было направлено на обеспечение работы большого предприятия. В «атомных» городах всё было «атомным»: пассажирский транспорт возил рабочих на завод (комбинат, институт, станцию и т.д.); котельные и магазины обслуживали семьи работников; гостиницы, профилактории, базы отдыха служили для восстановления сил сотрудников; спортивные и культурные объекты, детские сады, жилищно-коммунальный комплекс и т.д. являлись цехами предприятия. Даже огурцы выращивали подразделения, входящие в состав ядерного комплекса.
Перелом 90-х, распад огромного Советского Союза и рождение новой России перевернули всё с ног на голову: атомная отрасль, а вместе с ней и города-спутники, были поставлены перед необходимостью выживать в жёстких условиях зарождающегося рынка. На первое место вышли вопросы экономической рентабельности производства. Росатом объявил: чем меньше ресурсов (людей, затрат и т.д.) требуется на единицу выпускаемой продукции, тем она более конкурентоспособна и востребована на рынке. Москва поставила задачу освободиться от непрофильных активов - тех самых теплиц, автобусов, котельных и гостиниц, которые не занимаются непосредственным производством, а лишь помогают ему комфортно существовать. Решено было отделить от градообразующих предприятий (вывести на аутсорсинг) вспомогательные, подготовительные, обслуживающие и непрофильные подразделения. На деле это означало, что десятки и сотни работников атомной отрасли отправятся в свободное плавание. Вот тут-то и возникли по настоящему болезненные вопросы: куда пойдут эти люди? Сможет ли весь этот обслуживающий персонал, привыкший работать на одном предприятии, работать в разноплановой российской экономике, подчиняться нестабильным и сложным законам российского рынка?..
Надо сказать, что единого рецепта простых и однозначных рекомендаций для решения этой проблемы, к сожалению, не оказалось. Это отметили все участники совещания. Но попытаться минимизировать последствия всё же решили попробовать. «Сейчас в Росатоме готовится Стратегия развития «атомных» городов, и надо предложить реальные пути, сформировать рекомендации Росатому по выводу на аутсорсинг персонала госкорпораций», - поставил задачу ведущий круглого стола, вице-президент Уральской ТПП А.В. Макаров.
Процесс высвобождения непрофильных подразделений начался почти десять лет назад, и за это время наши моногорода успели накопить разный опыт. Причём многие решения, как выяснилось, привязаны к конкретным особенностям тех или иных территорий. Так, в некоторой выгоде оказались города Росатома, расположенные поблизости с региональными центрами, где люди, пусть даже и частично, но всё же смогли найти работу. Так, например, произошло в Заречном или в городе Северске, расположенном рядом с Томском. В остальном пришлось идти методом проб и ошибок.
«Патологически недееспособными» назвали участники совещания «дочек» Росатома - небольшие фирмы, которые принудительным способом были образованы из высвобождаемого персонала. Брали, например, транспортный цех и делали из него отдельное небольшое предприятие, или отделяли заводскую столовую и превращали её в ООО. Руководители атомных территорий отметили как «медицинский факт» неспособность таких фирм к самостоятельному выживанию: «Их приходится загружать заказами из Москвы, но сами найти себе заказы они не в состоянии.» Помимо всего прочего, серьёзным препятствием для развития таких структур стало действующее законодательство: заказы госкорпорации распределяются на конкурсной основе и отнюдь не факт, что их выигрывают «дочки» градообразующих предприятий. В результате люди, проживающие на территории, остаются без работы и без денег.
Интересным в этом смысле показался опыт закрытого Снежинска. Там не стали делить высвобождаемый персонал на части, а создали одно крупное акционерное общество, куда вывели практически все непрофильные активы Федерального ядерного центра НИИ технической физики. За счёт того, что некоторые виды деятельности (тепло-, водоснабжение, например) оказались прибыльными, удаётся поддерживать другие, менее рентабельные направления работы - пассажирские перевозки, в частности. В целом система стабильно работает.
Как вариант решения проблемы высвобождаемого персонала, прозвучало предложение «будоражить поляну» малого и среднего бизнеса. Что это значит? Это значит, что на «атомных» территориях было бы неплохо создавать технопарки, учить людей жить по законам рынка, стимулировать самозанятость, развитие новых идей и проектов - то есть попытаться дать в руки удочку, с помощью которой люди сами могут наловить себе рыбы. Однако здесь барьером выступает специфический менталитет малых городов, которые, по мнению участников круглого стола, и по сей день остаются «благословенными островками советской психологии». Люди, всю жизнь проработавшие на большом предприятии, «заточены» на большую задачу. Даже самый маленький винтик этой системы, будь то гардеробщица или официантка, считает себя непосредственно причастным к исполнению важной государственной миссии. В малом и среднем бизнесе они не востребованы за счёт своих завышенных ожиданий по заработной плате. «Уровень зарплаты на монопредприятии и в городе, как правило, отличаются более чем в два раза. А бизнес малых городов не может обеспечить эти запросы. Таким образом, люди вынуждены ждать, когда их запросы отпадут, и это приводит к социальной напряжённости», - констатировали руководители росатомовских предприятий. Выходом могло бы стать привлечение крупных инвесторов, в том числе иностранных, или больших сетевых компаний, готовых прийти на атомные территории. Такие компании, в принципе, могли бы обеспечить высокую заработную плату, но профиль работы людям придётся менять уже под нового хозяина. Впрочем, привлечь богатых инвесторов в моногорода - крайне сложная задача, потому как присутствие ядерных объектов накладывает на территорию определённые ограничения.
В завершение этого непростого разговора участники совещания пришли к выводу, что Росатому не следует торопиться с аутсорсингом. Прежде чем «резать по живому», надо сначала детально и внимательно изучить, а потом и обобщить опыт коллег и представителей других отраслей российской экономики, которые уже прошли процесс разгосударствления. Хотя в целом, как отметили мэры городов и руководители филиалов корпорации, в нашем государстве ещё не сформирована внятная системная политика - сегодня одно, завтра другое, а что будет послезавтра, и угадать невозможно.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.