Николай Кузнецов - далёкий и близкийАлёна АРХИПОВА
«…25 августа 1942 года я спустился на парашюте, чтобы нещадно мстить за кровь и слёзы наших матерей и братьев, которые стонут под ярмом немецких оккупантов. 11 месяцев я изучал врага, пользуясь мундиром немецкого офицера. Я готовился к смертельному для врага удару, пробивался в самое логово немецкого тирана на Украине Эриха Коха. Задание очень важное, и, чтобы его выполнить, нужно пожертвовать своей жизнью, ибо уйти из центра города после удара невозможно. Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому что Отчизна, которую я люблю, как свою мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это… Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно так же, как и погасить солнце…
Ваш Кузнецов.
Прочитать только после моей гибели. 24 июля 1943 год».
Такие слова написал в письме накануне выполнения своего главного задания в тылу немецких войск на Украине наш земляк, легендарный разведчик, Герой Советского Союза Н.И. Кузнецов. Читаешь и поражаешься, сколько в этих фразах мужества, чести, мудрости, чувства долга перед своим народом и беззаветной любви к Родине. Долгое время подлинная информация об этом человеке была засекречена, многие моменты его жизни до сих пор скрыты от всех в архивах НКВД (КГБ). Каким на самом деле был этот уральский парень, чем он жил? Накануне 100-летнего юбилея со дня рождения Николая Ивановича Кузнецова, который будет отмечаться 27 июля, представляем вашему вниманию необычные факты его биографии, воспоминания о нём и о его близких известных зареченцев.
Никанор Кузнецов (настоящее имя разведчика) родился в деревне Зырянка Талицкого района Свердловской области в крестьянской семье. В 1926 году окончил семилетнюю школу и поступил на агрономическое отделение Тюменского сельскохозяйственного института. Через год продолжил учёбу в Талицком лесном техникуме. Там же, общаясь с немецкими колонистами и обнаружив в себе незаурядные лингвистические способности, самостоятельно стал изучать немецкий язык (в совершенстве знал шесть диалектов), овладел эсперанто, польским, коми, украинским языками. В 1929 году был обвинён в «белогвардейско-кулацком происхождении» и исключён из комсомола и техникума. После этого его жизнь несколько лет была прочно связана с городом Кудымкар Пермской области. Там он работал и в промартелях, и в леспромхозе, и даже учителем.
Вот что рассказал о разведчике Кузнецове бывший директор БАЭС, руководитель проекта БН-1200 Н.Н. Ошканов:
- Я родом из города Кудымкар Пермской области - центра Коми-Пермяцкого автономного округа, который занимает северо-западную часть Пермской области и основная деятельность которого - лесоповал. Однажды во время студенческих каникул я приехал домой, и моя мама рассказала мне следующую историю.
Началось всё с того, что я заметил на доме, который находился напротив нашего, мемориальную доску, спросил маму, кому она посвящена. Она ответила: «Военному разведчику Кузнецову», и объяснила мне историю её появления. Годом ранее по улице, где стоял наш дом, проходили пионеры-следопыты. Ребята заходили в каждый дом и спрашивали, не знают ли люди, где проживал здесь до войны знаменитый разведчик Николай Кузнецов. Зашли они и к маме. Она, как и все, ответила, что не помнит. Уходя, пионеры вспомнили о фотографии Николая Ивановича и показали ей снимок. И тогда мама его вспомнила: «Ну как же, знаю такого человека, вот, напротив нас жил!»
Оказывается, до войны Кузнецов жил в нашем городе, работал преподавателем Кудымкарского лесотехникума. Мама вспоминала, что каждое утро наш сосед садился на велосипед и ехал на работу. Частенько к нему на своём велосипеде присоединялся и мой отец - им было по пути. А однажды мама, которая была первоклассной швеёй-надомницей, даже сшила Николаю Ивановичу костюм. Говорила, что её работу он очень хвалил.
Вот такая вот история. А мемориальная доска висит на том доме до сих пор.
С 1935 года Николай Кузнецов трудился в Свердловске на «Уралмашзаводе», официально - расцеховщиком конструкторского бюро, неофициально - вёл оперативную разработку иностранных специалистов.
- Жизнью Н.И. Кузнецова я интересуюсь давно, - рассказывает бывший начальник отдела УФСБ в городе Заречный, заместитель директора по режиму в Управлении строительства 4-го энергоблока БАЭС Виктор Александрович Попов. - Когда в своё время я стал обслуживать «Уралмашзавод», то хорошо узнал его товарища, с которым Николай Иванович работал, они сидели за одним столом, друг напротив друга. Он называл разведчика уникальным, выдающимся человеком и в качестве инженера, и как квалифицированного специалиста-переводчика - любую работу Кузнецов выполнял ответственно. По поведению (в каждом вопросе Николай всегда действовал смело, решительно, продуманно, квалифицированно) его коллега, мой знакомый, подозревал, что уже тогда он находился в контакте с ГПУ (Главное политическое управление). Поэтому нисколько не удивился тому, что через год Кузнецова уволили с завода якобы за прогулы.
Многое о дальнейшей деятельности уральского разведчика рассказал в своих мемуарах генерал 4-го подразделения КГБ Павел Судоплатов, который лично готовил Николая Ивановича к диверсионной работе в тылу у немцев. По его словам, Н.И. Кузнецова привлекли к работе в НКВД на территории Коми АССР и в 1939 году направили в Москву на учёбу. Он готовился индивидуально, как специальный агент для возможного использования против немецкого посольства в Москве. У него, красивого эффектного блондина, слывшего знатоком балета и пользовавшегося большим успехом у балерин, было множество знакомых среди московских артистов. Выполняя задания контрразведки, Николай вёл тонкую игру: вербовал агентов в посольстве, участвовал в операциях по перехвату немецкой диппочты и прочее.
В 1942 году Николай Кузнецов был заброшен в город Ровно. Там он вступил в знаменитый партизанский отряд полковника Дмитрия Медведева, в сотрудничестве с которым вскоре выяснил подробности подготовки и нападения на американское и советское посольства в Тегеране. Это впоследствии помогло предотвратить террористические акции в Тегеране против «большой тройки». Благодаря удачно разработанной легенде он внедряется в спецслужбу вермахта, сближается с чиновниками оккупационных властей и начинает ликвидацию немецких генералов в Ровно и Львове. Судоплатов пишет: «Вспоминаю о нём как о человеке редкого таланта оставаться спокойным при выполнении боевых заданий, реалистичном и разумном в своих действиях». Кузнецов храбро совершал акты возмездия организаторам террора против советских людей прямо среди бела дня. Одетый в немецкую форму, он смело подходил прямо к противнику, объявлял о вынесении ему смертного приговора и стрелял в упор, потом под прикрытием уходил. Всё время в тылу у немцев разведчик тщательно готовил своё главное задание - уничтожение рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Но в самый решающий момент, когда Кузнецову, как офицеру вермахта, удалось добиться личной аудиенции у Коха, немецкий генерал неожиданно сообщает ему подробности о готовящемся наступлении гитлеровцев под Курском. Николай, зная, что после ликвидации живым ему не уйти, решает не убивать Коха, а передать эту важнейшую информацию своим.
- В 80-е годы мне удалось познакомиться и пообщаться с Валентиной Довгер, соратницей и возлюбленной Николая Кузнецова, - продолжает рассказывать о разведчике В.А. Попов. - Она приезжала в Свердловск по случаю мероприятий в честь его 70-летия, и меня закрепили за ней в качестве ответственного. Эта миниатюрная, сухонькая, хрупкая женщина помогала разведчику в диверсионной работе в городе Ровно. По легенде они были жених и невеста, она - арийка, он хочет на ней жениться. По словам Валентины, сначала они друг другу не понравились, а позже полюбили друг друга. Так вот в той решающей операции по ликвидации Коха, когда Николай принял решение его не трогать, Валя сначала набросилась на него с обвинениями в трусости и предательстве. «Над нами всегда висел меч расстрела за невыполнение приказа, - объяснила она мне ту свою реакцию, - но главное, что для советского разведчика самым страшным было потерять честь офицера, быть обвинённым в трусости». Но, как оказалось, Кузнецов верно всё просчитал, и эта информация оказалась для Советского Союза очень своевременной.
Ещё о некоторых интересных фактах из жизни легендарного разведчика мне стало известно из уст его родного брата Виктора Ивановича Кузнецова, которого я хорошо знал. Также очень многое для себя я почерпнул из мемуаров о Кузнецове. Меня искренне восхищают его техника, тактика и методы работы, характер поведения, который давал ему уверенность в себе и ключ к успеху. Эти принципы я и сейчас использую в своей работе на Белоярской АЭС.
Н.И. Кузнецов погиб в 1944 году под Львовом во время отхода к линии фронта в перестрелке с бандеровцами. И хоть с того печального события прошло уже много лет, память о легендарном уральском разведчике живёт в сердцах его земляков до сих пор.
Комментарии (0)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.