ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ
Рубрику ведёт начальник отдела защиты прав потребителей М.Ю.ЛЕДНЕВ
В ПЛЕНУ СОБСТВЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ
Процедура судебного разбирательства зачастую просто шокирует неискушённого потребителя. Происходит это потому, что он ожидал другого хода событий и просто не был готов к судебному процессу. И еcли результат не оправдывает ожиданий, если что-то пошло не так, как представлялось потребителю до похода в суд, он считает себя и обиженным, и обманутым. При этом разубедить его очень сложно, поскольку он находится в плену собственных искажённых представлений и иллюзий.
В своей работе мне часто приходится сталкиваться с заблуждениями, имеющими хождение среди потребителей. Самое распространённое из них – это то, что человек, обратившийся в суд, т.е. истец, - хороший человек, а ответчик – заведомо плохой человек. Судья, безусловно, просто обязан быть на стороне хорошего человека и с неприязнью относиться к ответчику. Если этого не происходит, судья в глазах истца падает до уровня ответчика и автоматически становится «плохим человеком». При этом потребитель не замечает собственных «проколов»: он не берёт во внимание своё пассивное участие в процессе, свою неподготовленность к нему. А между тем мало подать исковое заявление и прийти в суд на процесс. Нужно быть активным участником этого процесса: аргументировать, доказывать, внимательно слушать, анализировать и делать свои выводы.
Судебный процесс – это состязание истца и ответчика, с позиции закона они абсолютно равноправны. А судья – арбитр, он не вправе подыгрывать какой-либо из сторон и не может судить «по справедливости». Он судит исключительно по Закону.
Заречный суд рассматривает много дел по искам потребителей. Это большой объём работы, судьям зачастую приходится разбираться в весьма запутанных обстоятельствах дела, оценивать очень спорные доводы и доказательства. В некоторых случаях процесс затягивается, и происходит это по вине истца, который не подготовился к процессу, принял на себя роль стороннего наблюдателя – зрителя, а не участника. А поскольку судебное разбирательство построено на принципе состязательности сторон, то именно вы (или ваш адвокат) должны отражать выпады противника, опровергать его доводы, заявлять ходатайства.
Порой граждане обижаются на судей: они не подсказали вовремя, не посоветовали, не проконсультировали. Но по закону судья не должен, да и не имеет права принят на себя роль защитника. И ещё: судья должен быть независимым. Поэтому он не вправе вас консультировать. Ведь подсказывая линию поведения одной из сторон. Он тем самым нарушает права другой стороны.
Итак, в суд подаётся исковое заявление, которое должно содержать: наименование суда, в который подано заявление; фамилия, имя и отчество истца, его адрес; полное наименование ответчика, его адрес; в чём заключается нарушение права, конкретные исковые требования, обстоятельства, на которых основано заявленное требование, и доказательства; цена иска и расчёт взыскиваемых сумм. Все обстоятельства, на которые вы ссылаетесь, доказать должны именно вы, а не суд. Если вы о чём-то рассказываете или на что-то ссылаетесь, то должны позаботиться о документальном подтверждении своих слов. Документы, которые могут служить подтверждением ваших доводов об обстоятельствах, на которые вы ссылаетесь, вы прилагаете к исковому заявлению. Это могут быть: договор о выполнении работ или оказании услуг; квитанция об оплате, кассовый чек или товарный чек; гарантийный талон, инструкция по эксплуатации; претензия, ответ на претензию, калькуляция; заключение сервисного центра, экспертной организации; почтовые квитанции, уведомления о вручении писем; иные документы, имеющие отношение к данному иску. Ещё раз напоминаю: суд не должен ничего доказывать. Его задача – только оценивать ваши доказательства и доказательства другой стороны. Позаботиться о доказательствах должны именно вы.
А вот если у вас доказательств нет, и вы не знаете, как их получить, стоит серьёзно задуматься – стоит ли вообще обращаться в суд, ведь всё складывается явно не в вашу пользу, и вы рискуете не только проиграть дело, но и понести дополнительные расходы. Это и оплата услуг представителя ответчика, и оплата стоимости экспертизы, и возмещение других расходов, связанных с рассмотрением вашего искового заявления.
От редакции: Подытоживая слова Михаила Юрьевича ещё раз повторим: человек, обратившийся в суд далеко не всегда «хороший человек», а тот на кого подали - заведомо «плохой». Помните об этом уважаемые читатели, и постарайтесь не поддаваться эмоциям.
Комментарии (4)
Как написать сообщение?
Для того, чтобы оставить сообщение, необходимо зарегистрироваться. Это займет не более минуты. Для регистрации E-mail не требуется. Если у вас уже есть аккаунт, вы можете войти.